Биткойн в свете классической экономической теории Адама Смита
Решить противоречия товарищ Бендер намеревался, уехав подальше от советской власти. У биткойна наблюдаются не менее серьезные противоречия с господствующей в современном мире экономической теорией — она хочет, чтобы государство регулировало в экономике все и вся, а биткойн нет. И уезжать некуда — информационное пространство не имеет других границ кроме языковых, да и те, усилиями он-лайн переводчиков, уже в достаточной степени размыты. По самой своей природе биткойн по отношению к кейнсианской экономической теории является антагонистом, скорее отвечая требованиям классической теории Адама Смита. Приняв это наблюдение как факт, можно попытаться объяснить некоторые нелепицы, которые мы сегодня наблюдаем в мировом экономическом пространстве в части его реакции на феномен биткойна, иными причинами, нежели защита правительствами суверенного права печатать деньги."]Экономические элиты разных стран состоят из людей, имеющих различные взгляды и убеждения, претерпевающие изменения с течением времени под воздействием событий, не укладывающихся в рамки теорий. Развитие и, тем более, широкое распространение кейнсианство получило в результате неудачных попыток обществом осознать причины великой депрессии 30-х годов 20-го века в рамках классической теории Адама Смита.
Если сделать выжимку из отжимок текстов фундаментальных трудов, то про классическую экономическую теорию можно сказать, что она объявляет движущей силой развития общества свободу предпринимательства, которая достигает максимальной эффективности при наличии трех условий — собственно свобода предпринимать, право на результат и защита этой свободы и этого права.
Роль государства сводится к установлению законов, дающих гражданам право предпринимательствовать и обеспечивающих право предпринимателя на результат своей деятельности, а также поддержание эффективной судебной системы, обеспечивающей соблюдение этих законов.
Кейнсианство не отменяет положение классической теории о движущих силах развития, но расширяет роль государства, вменяя ему в обязанности регулировать экономику и, действуя на опережение, предотвращать возникновение кризисов. Сторонники различных экономических школ спорят о методах регулирования, одним из инструментов которого является управление денежной массой.
Нетрудно заметить, что биткойн категорически не подходит для использования в денежной системе государства, экономика которого построена по кейнсианской модели, поскольку не позволяет управлять своей массой. Отсюда возникают принципиальные противоречия.
В случае господства в умах правящей элиты отдельно взятой страны классической экономической теории, градус претензий к биткойну резко снижается. В модели свободного предпринимательства биткойн представляется именно тем, что требуется — как предпринимателю, так и государству. Предпринимателя он защищает от шельмования с денежной массой, а государству облегчает задачу поддержания системы денежного оборота — хотя бы в части борьбы с фальшивомонетчиками.
Идеальная система свободного предпринимательского общества предполагает сознательность граждан в отношении соблюдения правил формирования бюджета и сознательность правительства в отношении его расходования. В реальности же первые стремятся избежать исполнения налоговых обязанностей, а вторых все время затягивает в пропасть бюджетного дефицита.
Как бы то ни было, в реальности мы имеем дело с грубой действительностью, требующей учитывать множество иррациональных факторов — взять хотя бы человека. И современное общество — правы кейнсианцы, далеко ушло от того наивного средневекового состояния, когда очевидные, с точки зрения современного человека, закономерности еще не были выявлены.
Сейчас мы имеем дело с социально-экономическими системами на несколько порядков более сложными, чем те, которые изучал Адам Смит. Однако, вспомним, что кейнсианство не выбросило в мусорную корзину классический трехслойный бутерброд Адама Смита, а просто намазало сверху еще пару слоев по рецепту Джона Мейнарда Кейнса.
Оставим до лучших времен проблему конфликта кейнсианцев и пиринговых сетей, а также больной вопрос, кто виноват, что в России под слоем госрегулирования скоро останутся только госмонополии, и посмотрим, из чего состоит биткойн в свете классической экономической теории.
Свобода
Свобода его второе имя. Недаром у истоков Биткойн стоят криптоанархисты. Биткойн невозможно запретить, пока народ его хочет — он будет. Курс биткойна не так свободен, как его сущность, но с набором массы — капитализация, оборот и количество пользователей, волатильность будет системно снижаться.
Доступ народонаселения к биткойну можно ограничить запретами и усилиями по соблюдению этих запретов, но посмотрим на китайских товарищей — не безналом, так налом со скретчкартами. А при дальнейшем зажиме можно ожидать переход торговли в подполье. Вряд ли в других странах, за исключением совсем уж законопослушных, население будет реагировать на прижим как-то иначе.
К слову, о наиболее законопослушных странах — в Германии уже несколько месяцев как не надо прятаться и бояться, а в Финляндии биткойн-банкомат установлен в центре Хельсинки — может и не один, но один точно.
Право собственности
Право владеть биткойнами, как бы они к тебе ни попали, можно только отдать, но не забрать. Конечно, если мы говорим про цивилизованные страны, а не про средневековую практику выбивания признаний под пытками. Тут следует сказать спасибо идеям шифропанков, круто замешанным на анонимности, пусть даже только ради анонимности и больше ни для чего.
Владение биткойнами в высшей степени персонально — все зашифровано и запаролено. Хранить можно где угодно — хоть в кармане, хоть в сливном бачке, а для самых беспокойных даже организован сервис безопасного хранения биткойнов в специальном бункере, да еще с перестраховкой у Ллойда.
Арбитраж
Спорные ситуации, разруливанием которых занимаются арбитры и в футболе, и в судах любых юрисдикций, в случае с биткойном предотвращаются криптопротоколом, и сформироваться в цифровой среде не могут. Споры в офф-лайне о том, кто кому и сколько должен, конечно, возможны, но сейчас мы говорим не о мировой справедливости, а об особенностях природы криптовалюты.
Базовые свойства биткойна вполне соответствуют трем базовым факторам процветания по Адаму Смиту. Возможно какая-нибудь из надстроек криптопротокола как платформы, подарит умиротворение сторонникам государственного регулирования экономики, и будет всем нам счастье. А пока сеть Биткойн проходит ускоренную эволюцию, адаптируясь к современной экономической среде, зафиксируем удивительное ее соответствие постулатам классической экономической теории.
http://bitnovosti.com/2014/01/16/bitcoin-v-svete-teorii-adama-smita
Если сделать выжимку из отжимок текстов фундаментальных трудов, то про классическую экономическую теорию можно сказать, что она объявляет движущей силой развития общества свободу предпринимательства, которая достигает максимальной эффективности при наличии трех условий — собственно свобода предпринимать, право на результат и защита этой свободы и этого права.
Роль государства сводится к установлению законов, дающих гражданам право предпринимательствовать и обеспечивающих право предпринимателя на результат своей деятельности, а также поддержание эффективной судебной системы, обеспечивающей соблюдение этих законов.
Кейнсианство не отменяет положение классической теории о движущих силах развития, но расширяет роль государства, вменяя ему в обязанности регулировать экономику и, действуя на опережение, предотвращать возникновение кризисов. Сторонники различных экономических школ спорят о методах регулирования, одним из инструментов которого является управление денежной массой.
Нетрудно заметить, что биткойн категорически не подходит для использования в денежной системе государства, экономика которого построена по кейнсианской модели, поскольку не позволяет управлять своей массой. Отсюда возникают принципиальные противоречия.
В случае господства в умах правящей элиты отдельно взятой страны классической экономической теории, градус претензий к биткойну резко снижается. В модели свободного предпринимательства биткойн представляется именно тем, что требуется — как предпринимателю, так и государству. Предпринимателя он защищает от шельмования с денежной массой, а государству облегчает задачу поддержания системы денежного оборота — хотя бы в части борьбы с фальшивомонетчиками.
Идеальная система свободного предпринимательского общества предполагает сознательность граждан в отношении соблюдения правил формирования бюджета и сознательность правительства в отношении его расходования. В реальности же первые стремятся избежать исполнения налоговых обязанностей, а вторых все время затягивает в пропасть бюджетного дефицита.
Как бы то ни было, в реальности мы имеем дело с грубой действительностью, требующей учитывать множество иррациональных факторов — взять хотя бы человека. И современное общество — правы кейнсианцы, далеко ушло от того наивного средневекового состояния, когда очевидные, с точки зрения современного человека, закономерности еще не были выявлены.
Сейчас мы имеем дело с социально-экономическими системами на несколько порядков более сложными, чем те, которые изучал Адам Смит. Однако, вспомним, что кейнсианство не выбросило в мусорную корзину классический трехслойный бутерброд Адама Смита, а просто намазало сверху еще пару слоев по рецепту Джона Мейнарда Кейнса.
Оставим до лучших времен проблему конфликта кейнсианцев и пиринговых сетей, а также больной вопрос, кто виноват, что в России под слоем госрегулирования скоро останутся только госмонополии, и посмотрим, из чего состоит биткойн в свете классической экономической теории.
Свобода
Свобода его второе имя. Недаром у истоков Биткойн стоят криптоанархисты. Биткойн невозможно запретить, пока народ его хочет — он будет. Курс биткойна не так свободен, как его сущность, но с набором массы — капитализация, оборот и количество пользователей, волатильность будет системно снижаться.
Доступ народонаселения к биткойну можно ограничить запретами и усилиями по соблюдению этих запретов, но посмотрим на китайских товарищей — не безналом, так налом со скретчкартами. А при дальнейшем зажиме можно ожидать переход торговли в подполье. Вряд ли в других странах, за исключением совсем уж законопослушных, население будет реагировать на прижим как-то иначе.
К слову, о наиболее законопослушных странах — в Германии уже несколько месяцев как не надо прятаться и бояться, а в Финляндии биткойн-банкомат установлен в центре Хельсинки — может и не один, но один точно.
Право собственности
Право владеть биткойнами, как бы они к тебе ни попали, можно только отдать, но не забрать. Конечно, если мы говорим про цивилизованные страны, а не про средневековую практику выбивания признаний под пытками. Тут следует сказать спасибо идеям шифропанков, круто замешанным на анонимности, пусть даже только ради анонимности и больше ни для чего.
Владение биткойнами в высшей степени персонально — все зашифровано и запаролено. Хранить можно где угодно — хоть в кармане, хоть в сливном бачке, а для самых беспокойных даже организован сервис безопасного хранения биткойнов в специальном бункере, да еще с перестраховкой у Ллойда.
Арбитраж
Спорные ситуации, разруливанием которых занимаются арбитры и в футболе, и в судах любых юрисдикций, в случае с биткойном предотвращаются криптопротоколом, и сформироваться в цифровой среде не могут. Споры в офф-лайне о том, кто кому и сколько должен, конечно, возможны, но сейчас мы говорим не о мировой справедливости, а об особенностях природы криптовалюты.
Базовые свойства биткойна вполне соответствуют трем базовым факторам процветания по Адаму Смиту. Возможно какая-нибудь из надстроек криптопротокола как платформы, подарит умиротворение сторонникам государственного регулирования экономики, и будет всем нам счастье. А пока сеть Биткойн проходит ускоренную эволюцию, адаптируясь к современной экономической среде, зафиксируем удивительное ее соответствие постулатам классической экономической теории.
http://bitnovosti.com/2014/01/16/bitcoin-v-svete-teorii-adama-smita
Последнее редактирование: