Новые военные самолёты давно вышли за рамки обычной техники. Это одновременно демонстрации геополитической мощи, инженерные прорывы и одни из самых сложных систем, когда-либо созданных человеком. От стратегических стелс-бомбардировщиков до воздушных командных пунктов для первых лиц государства — в истории авиации есть машины, чья стоимость измеряется миллиардами долларов за единицу. Ниже — пять самых дорогих военных самолётов всех времён.
B-2 Spirit по-прежнему удерживает статус самого дорогого самолёта в истории. По данным ВВС США и Пентагона, к 1997 году программа обошлась в 44,75 млрд долларов за 21 бомбардировщик. Таким образом, средняя закупочная стоимость составила около 2 млрд долларов за машину. Официальных расчётов с учётом инфляции ВВС не публиковали, поэтому аналитики опираются именно на эту цифру. Всего было построено 21 самолёт, из которых 19 остаются в строю.
VC-25B, новое поколение президентского борта Air Force One, — один из самых дорогих самолётов военного назначения в мире. В 2018 году ВВС США заключили с Boeing фиксированный контракт на 3,9 млрд долларов на переделку двух лайнеров Boeing 747-8. С учётом инфляции, доработок и перерасходов фактическая стоимость каждого борта оценивается в 2–2,5 млрд долларов, не включая дальнейшую эксплуатацию.
B-21 Raider — единственный самолёт в списке, который всё ещё находится в разработке, но уже входит в число самых дорогостоящих проектов. ВВС США обозначили целевую среднюю цену закупки на уровне 692 млн долларов в ценах 2022 года. Независимые оценки повышают эту цифру до 750–800 млн за единицу. Несмотря на то что B-21 дешевле B-2 в пересчёте на самолёт, программа предусматривает закупку не менее 100 машин, а потенциально — до 145, что делает общую стоимость колоссальной.
F-22 Raptor стал одним из самых дорогих истребителей в истории. С учётом НИОКР и инфраструктуры стоимость каждого самолёта достигла примерно 350–360 млн долларов. Общий бюджет программы составил 67,3 млрд долларов при выпуске 195 машин. Именно высокая цена стала ключевой причиной сокращения первоначального плана закупок с 750 истребителей почти в четыре раза. Сегодня на вооружении ВВС США находится около 180 F-22.
F-35 Lightning II — не самый дорогой самолёт по цене сборки, но безусловно самая затратная оружейная программа в истории. По данным Счётной палаты США, совокупная стоимость жизненного цикла F-35 превысит 1,7 трлн долларов к 2070 году, включая разработку, закупку, эксплуатацию и обслуживание. В пересчёте на парк ВВС США это более 400 млн долларов на самолёт. При этом стоимость производства одной машины зависит от модификации и составляет примерно 80–120 млн долларов. Уже поставлено более 1000 F-35, а производство рассчитано как минимум до 2040-х годов.
Эти проекты наглядно показывают, что современные военные самолёты — это не просто авиация, а долгосрочные стратегические инвестиции с колоссальной ценой и глобальными последствиями.
источник
уникальность
B-2 Spirit по-прежнему удерживает статус самого дорогого самолёта в истории. По данным ВВС США и Пентагона, к 1997 году программа обошлась в 44,75 млрд долларов за 21 бомбардировщик. Таким образом, средняя закупочная стоимость составила около 2 млрд долларов за машину. Официальных расчётов с учётом инфляции ВВС не публиковали, поэтому аналитики опираются именно на эту цифру. Всего было построено 21 самолёт, из которых 19 остаются в строю.
VC-25B, новое поколение президентского борта Air Force One, — один из самых дорогих самолётов военного назначения в мире. В 2018 году ВВС США заключили с Boeing фиксированный контракт на 3,9 млрд долларов на переделку двух лайнеров Boeing 747-8. С учётом инфляции, доработок и перерасходов фактическая стоимость каждого борта оценивается в 2–2,5 млрд долларов, не включая дальнейшую эксплуатацию.
B-21 Raider — единственный самолёт в списке, который всё ещё находится в разработке, но уже входит в число самых дорогостоящих проектов. ВВС США обозначили целевую среднюю цену закупки на уровне 692 млн долларов в ценах 2022 года. Независимые оценки повышают эту цифру до 750–800 млн за единицу. Несмотря на то что B-21 дешевле B-2 в пересчёте на самолёт, программа предусматривает закупку не менее 100 машин, а потенциально — до 145, что делает общую стоимость колоссальной.
F-22 Raptor стал одним из самых дорогих истребителей в истории. С учётом НИОКР и инфраструктуры стоимость каждого самолёта достигла примерно 350–360 млн долларов. Общий бюджет программы составил 67,3 млрд долларов при выпуске 195 машин. Именно высокая цена стала ключевой причиной сокращения первоначального плана закупок с 750 истребителей почти в четыре раза. Сегодня на вооружении ВВС США находится около 180 F-22.
F-35 Lightning II — не самый дорогой самолёт по цене сборки, но безусловно самая затратная оружейная программа в истории. По данным Счётной палаты США, совокупная стоимость жизненного цикла F-35 превысит 1,7 трлн долларов к 2070 году, включая разработку, закупку, эксплуатацию и обслуживание. В пересчёте на парк ВВС США это более 400 млн долларов на самолёт. При этом стоимость производства одной машины зависит от модификации и составляет примерно 80–120 млн долларов. Уже поставлено более 1000 F-35, а производство рассчитано как минимум до 2040-х годов.
Эти проекты наглядно показывают, что современные военные самолёты — это не просто авиация, а долгосрочные стратегические инвестиции с колоссальной ценой и глобальными последствиями.
источник
уникальность