VelgerMonitor
Любитель
Сооснователь сервисов Qlean и Shelly Никита Репешко дал пять советов стартаперам — о том, как искать инвестиции, почему в первом раунде лучше собрать нескольких инвесторов и почему важно действовать быстро.
Поймите, какую проблему решает ваш продукт
Даже если ваша идея или прототип продукта кажутся вам потенциально очень востребованными, не факт, что на самом деле это хоть кому-нибудь нужно. Любой сервис или продукт должен решать какую-то насущную проблему множества людей — только тогда он станет востребованным. Как можно скорее проверьте его на полезность — для кого он, какие проблемы решает, чего в нем не хватает? Звоните клиентам, встречайтесь с ними лично. Главное — говорите, говорите со всеми — что-то важное обязательно всплывёт.
Если ваша идея никому не нужна или рынок совсем не большой, вы не создадите спрос искусственно. Подумайте, что поменять, от продукта до бизнес-модели. Или просто займитесь чем-нибудь другим — сэкономите массу времени.
Действуйте быстро и резко
Вам достаточно самого простого прототипа или таблички в Excel, чтобы начать прямо сегодня. Чем быстрее вы соберёте первые метрики и цифры о своем продукте, аудитории, дополнительных услугах, тем проще вам будет двигаться дальше и развиваться, тем больше будет пространство для манёвра. Мы поступили так, когда запускали Qlean — просто начали убирать квартиры друзей и собирать обратную связь. Первое время, когда мы только открыли сервис маникюра на дом Shelly, все данные о клиентах, заказах и наших мастерах вносились в файл в Google Docs, и мы жили с ним несколько месяцев. Зато мы многое узнали о потребностях наших клиенток — в частности, что ни черта не разбирались в них до того, как стартовали.
Важно: даже если ваша конструкция представляет собой на старте хрупкий домик из спичек, для клиента всё должно выглядеть красиво и привлекательно.
Не пытайтесь начинать в одиночестве
Если это ваш первый проект, и у вас нет команды — сочувствую вам. Как можно скорее научитесь правильно подбирать людей с учётом специфики вашего бизнеса и ключевых направлений развития.
Любая ошибка при подборе людей на старте впоследствии выливается в ежедневные сложности и боль. Вот тройка людей, которые вам точно нужны: разработчик, дизайнер, продажник. В команде стартапа точно не будет лишним человек, который разбирается в цифрах, финансах и инвестициях. Не бойтесь на старте отдать небольшую долю профильным бизнес-ангелам — в будущем это окупится многократно.
Об HR, маркетинге и личном ассистенте подумайте позже, когда придет время. Вы поймете, когда оно придёт.
Правильно выбирайте инвесторов
Сделайте классную презентацию — с цифрами, метриками, минимально рабочим прототипом, понятным рынком, первыми когортами. И обойдите с ней весь рынок. Ни в коем случае не клюйте на первых чуваков, которые предложат вам деньги. В первом раунде лучше собрать минимум 5−7 инвесторов с небольшими вложениями. Так будет проще развиваться и привлекать дальнейшие инвестиции — вы сможете понять, с кем работать в будущем.
Делегируйте, но контролируйте
Меньше времени уделяйте бытовым вопросам — их стоит делегировать. Но не пытайтесь найти руководителей, которые будут делать всю работу за вас. Вы должны хотя бы минимально разбираться во всех вопросах, которыми занимаются ваши сотрудники, чтобы иметь возможность контролировать задачи.
Кстати, на старте лучше формировать команду из молодых ребят без опыта работы, брать стажёров. Их мозг не зашорен опытом и ошибками, они не побиты жизнью. Для них не существует тех преград, которые есть у профессионалов, в том числе у вас — и они смотрят на многие вещи совсем под другим, возможно, выигрышным для бизнеса углом.
И запомните, какая бы классная ни была ваша идея, без реализации она остается просто идеей и не стоит ничего. Так что вставайте и делайте, и начинайте прямо сегодня.
Поймите, какую проблему решает ваш продукт
Даже если ваша идея или прототип продукта кажутся вам потенциально очень востребованными, не факт, что на самом деле это хоть кому-нибудь нужно. Любой сервис или продукт должен решать какую-то насущную проблему множества людей — только тогда он станет востребованным. Как можно скорее проверьте его на полезность — для кого он, какие проблемы решает, чего в нем не хватает? Звоните клиентам, встречайтесь с ними лично. Главное — говорите, говорите со всеми — что-то важное обязательно всплывёт.
Если ваша идея никому не нужна или рынок совсем не большой, вы не создадите спрос искусственно. Подумайте, что поменять, от продукта до бизнес-модели. Или просто займитесь чем-нибудь другим — сэкономите массу времени.
Действуйте быстро и резко
Вам достаточно самого простого прототипа или таблички в Excel, чтобы начать прямо сегодня. Чем быстрее вы соберёте первые метрики и цифры о своем продукте, аудитории, дополнительных услугах, тем проще вам будет двигаться дальше и развиваться, тем больше будет пространство для манёвра. Мы поступили так, когда запускали Qlean — просто начали убирать квартиры друзей и собирать обратную связь. Первое время, когда мы только открыли сервис маникюра на дом Shelly, все данные о клиентах, заказах и наших мастерах вносились в файл в Google Docs, и мы жили с ним несколько месяцев. Зато мы многое узнали о потребностях наших клиенток — в частности, что ни черта не разбирались в них до того, как стартовали.
Важно: даже если ваша конструкция представляет собой на старте хрупкий домик из спичек, для клиента всё должно выглядеть красиво и привлекательно.
Не пытайтесь начинать в одиночестве
Если это ваш первый проект, и у вас нет команды — сочувствую вам. Как можно скорее научитесь правильно подбирать людей с учётом специфики вашего бизнеса и ключевых направлений развития.
Любая ошибка при подборе людей на старте впоследствии выливается в ежедневные сложности и боль. Вот тройка людей, которые вам точно нужны: разработчик, дизайнер, продажник. В команде стартапа точно не будет лишним человек, который разбирается в цифрах, финансах и инвестициях. Не бойтесь на старте отдать небольшую долю профильным бизнес-ангелам — в будущем это окупится многократно.
Об HR, маркетинге и личном ассистенте подумайте позже, когда придет время. Вы поймете, когда оно придёт.
Правильно выбирайте инвесторов
Сделайте классную презентацию — с цифрами, метриками, минимально рабочим прототипом, понятным рынком, первыми когортами. И обойдите с ней весь рынок. Ни в коем случае не клюйте на первых чуваков, которые предложат вам деньги. В первом раунде лучше собрать минимум 5−7 инвесторов с небольшими вложениями. Так будет проще развиваться и привлекать дальнейшие инвестиции — вы сможете понять, с кем работать в будущем.
Делегируйте, но контролируйте
Меньше времени уделяйте бытовым вопросам — их стоит делегировать. Но не пытайтесь найти руководителей, которые будут делать всю работу за вас. Вы должны хотя бы минимально разбираться во всех вопросах, которыми занимаются ваши сотрудники, чтобы иметь возможность контролировать задачи.
Кстати, на старте лучше формировать команду из молодых ребят без опыта работы, брать стажёров. Их мозг не зашорен опытом и ошибками, они не побиты жизнью. Для них не существует тех преград, которые есть у профессионалов, в том числе у вас — и они смотрят на многие вещи совсем под другим, возможно, выигрышным для бизнеса углом.
И запомните, какая бы классная ни была ваша идея, без реализации она остается просто идеей и не стоит ничего. Так что вставайте и делайте, и начинайте прямо сегодня.