Итальянская компания Bending Spoons до прошлого месяца оставалась почти незамеченной, а потом за 48 часов сразу объявила о покупке AOL и привлечении $270 млн, в результате чего её оценка подскочила вчетверо - до $11 млрд с $2,55 млрд в начале 2024 года. Bending Spoons стремительно росла, скупая «застрявшие» тех-бренды вроде Evernote, Meetup и Vimeo, а затем выводя их в прибыль за счёт жёсткого сокращения расходов и повышения цен. По подходу это похоже на классический private equity, но с одним важным отличием: Bending Spoons не планирует эти активы перепродавать.
Эндрю Дюмон, основатель и CEO фирмы Curious, которая тоже покупает и реанимирует так называемых «венчурных зомби», уверен, что стратегия «купить, починить и держать навсегда» в ближайшие годы станет всё популярнее - особенно на фоне того, как ИИ-стартапы делают устаревшие VC-проекты всё менее актуальными. «Мы считаем, что закон распределения венчурных инвестиций, где 80 % компаний якобы “проваливаются”, на самом деле рождает массу отличных бизнесов - просто не единорогов», - рассказал Дюмон TechCrunch.
Под «отличным бизнесом» он понимает компанию, которую можно купить дёшево и быстро вывести на серьёзный денежный поток. Стратегия «buy-fix-hold сейчас используется всё большим числом игроков - от 30-летнего пионера Constellation Software до более молодых Bending Spoons, Tiny, SaaS.group, Arising Ventures и Calm Capital. «Вся наша модель - покупаем компании, делаем их прибыльными и дальше растим за счёт этой прибыли», - говорит Дюмон. В 2023 году Curious привлекла $16 млн специально под покупку застрявших софтверных компаний, которые больше не могут собрать следующий раунд.
С тех пор фирма купила пять активов, включая 17-летний стартап UserVoice, собравший когда-то $9 млн от Betaworks и SV Angel. «Это отличный бизнес, но структура владения уже не соответствовала его развитию. Фонды стареют, а компании просто висят мёртвым грузом», - объясняет Дюмон. «Мы даём ликвидность и одновременно перезапускаем их на прибыльность».
Точную цену покупки UserVoice Дюмон не раскрыл, но отметил, что «венчурные зомби» обычно продаются за долю от оценки здоровых SaaS-стартапов (те уходят минимум за 4 годовой выручки и выше). По нашим расчётам из беседы, такие компании иногда отдают всего за 1 годовой выручки. За счёт сокращения расходов и повышения цен Curious почти сразу выводит их на маржу 20-30 %.
«Если бизнес делает миллион в год - ты уже получаешь $300 тысяч чистой прибыли», - приводит пример Дюмон. Перевороты удаются, потому что, в отличие от самостоятельных компаний, Curious централизует продажи, маркетинг, финансы и администрирование по всему портфелю. «Нам не нужно гнаться за VC-масштабными выходами, поэтому рост и прибыльность можно балансировать более устойчиво», - добавляет он. На вопрос, почему сами венчурные фонды не заставляют свои стартапы быть прибыльными, Дюмон ответил просто: «Инвесторам важна только рост.
Без роста нет VC-масштабного выхода, а значит, нет смысла работать на такую прибыльность». Деньги, которые генерируют компании Curious, сразу идут на покупку новых стартапов. План фирмы - приобрести 50-75 таких проектов за ближайшие пять лет, и Дюмон уверен, что целей хватит. Curious фокусируется на компаниях с выручкой $1-5 млн в год - сегмент, который традиционно игнорировали и private equity, и вторичные инвесторы.
«Мы занимаемся этим меньше двух лет, посмотрели уже минимум 500 компаний и купили пять», - говорит он. Хотя резкий рост оценки Bending Spoons может казаться валидацией модели «венчурных зомби», Дюмон не ждёт наплыва новых конкурентов. «Выжимать прибыль из застоя - это адски тяжёлая работа», - заключил он.
Оригинал
Уникальность