Украина в ближайшее время может получить еще одну порцию многомиллиардного кредита Международного валютного фонда (МВФ). Для Киева сейчас нет других способов избежать дефолта, поскольку гривна находится почти что в свободном падении, а других кредиторов, готовых выделить сопоставимые суммы, на горизонте нет. «Лента.ру» решила вспомнить другие наиболее известные случаи, когда МВФ брался спасать национальную экономику, и к чему это привело.
Международный валютный фонд был задуман в ходе создания ООН как структура, призванная предотвращать мировые экономические катаклизмы. Слишком хорошо тогда помнили Великую депрессию. В начале 1930-х государства нигде не могли занять средства, чтобы поддержать экономику. Им приходилось либо терпеть обвал экономики и дефляцию, либо печатать деньги. А иностранные кредиты и вовсе вернуть не было возможности. Тот кризис привел к многочисленным дефолтам, что произвело эффект домино практически во всех развитых странах.
Миссия МВФ состояла в том, чтобы быстро заткнуть финансовую дыру в какой-либо конкретной стране и не позволить кризису распространиться на весь мир. Фонд владеет капиталом, достаточным для одновременного кредитования сразу нескольких крупных экономик, которые не могут занимать на открытом рынке. Но помощь имеет свою цену. Обычно МВФ выставляет жесткие условия, связанные с режимом экономии. Как правило, это означает повышение налогового бремени, снижение расходов бюджета и всякой социалки, а также дерегулирование финансового сектора. Такие меры не всегда приносят пользу в долгосрочной перспективе. Бывает, что кредиты МВФ и вовсе не вытягивают экономику страны из кризиса и он возвращается спустя несколько лет.
МВФ издавна критикуют не только развивающиеся страны, главные его реципиенты, но и многие известные западные экономисты. Самый жесткий противник современной практики фонда — Джеффри Сакс, консультировавший в свое время реформаторские правительства России 1990-х (и безжалостно ругавший Ельцина, Чубайса и других наших лидеров за то, что не прислушивались к его советам). По мнению Сакса, тяжелый азиатский экономический кризис конца 1990-х только обострился из-за вмешательства фонда.
Чаще всего звучат претензии о том, что у МВФ весьма слабое представление об экономике стран, которым фонд выделяет кредиты. Это можно объяснить колоссальным перевесом в совете фонда представителей Северной Америки и Европы. Между тем, если в середине прошлого века такое положение вещей было вполне оправданно, так как Запад полностью доминировал в мировой экономике, то в наше время это выглядит странно. Государства БРИКС вместе по объему экономики не уступают США (около 50 процентов мирового ВВП на 1945 год) и Евросоюзу. Реформа фонда, начатая в 2000-е, завязла в американском Конгрессе, который отказывается увеличить квоты развивающихся государств.
Так или иначе, но низкая, по мнению критиков, компетентность специалистов фонда приводит к тому, что стабилизационные программы действуют в лучшем случае по принципу «одно лечим, другое калечим». Программы жесткой экономии приводят к обнищанию населения, концентрации богатств в руках небольшой группы людей и часто — к снижению налоговых поступлений. Нередко государства через некоторое время после восстановления от первого кризиса сталкиваются с новым.
МВФ оказывал помощь разным странам (в первую очередь развивающимся) все годы своего существования. Наиболее активную деятельность организация развернула с начала 1990-х годов, когда ни один крупный кризис не оставался вне сферы внимания фонда.
Мексика
Первый масштабный экономический кризис новой эпохи, после распада СССР, случился в Мексике в конце 1994 года. Несколько лет мексиканцы активно занимали средства на внешнем рынке, чтобы инвестировать в национальную экономику. Вступление в Североамериканскую зону свободной торговли укрепило уверенность мексиканской элиты, что страна развивается в правильном направлении.
Однако в 1994 году в стране вспыхнуло антиправительственное восстание в штате Чьяпас. Политическая нестабильность привела к бегству капиталов из страны и обвалу местного песо. В правительстве и ЦБ Мексики решили защитить национальную валюту (жестко привязанную к доллару) выпуском долларовых облигаций. На какое-то время это помогло, но затем торговый баланс ушел в минус и массовое бегство инвесторов с рынка ускорилось. В декабре того же года песо был девальвирован в первый раз, всего на 13 процентов. Но и этого было достаточно, чтобы экономика оказалась на грани краха. В январе наступал период расчетов по занятым ранее средствам в иностранной валюте, а платить было нечем.
Правительству Эрнесто Седильо пришлось срочно искать кредитора, который помог бы стране рефинансироваться и избежать дефолта. Таковым и выступил МВФ, объединившийся в консорциум с США, Канадой и латиноамериканскими международными организациями. Все вместе они выделили на спасение Мексики 50 миллиардов долларов, из которых на долю фонда пришлось около 17 миллиардов.
Результат. Мексика избежала дефолта, но песо девальвировался и дальше. В итоге национальная валюта потеряла за год около 50 процентов стоимости. В 1995-м ВВП страны рухнул на 6,2 процента. Инфляция превысила 52 процента. За два года доля бедных в населении подскочила с 21 до 37 процентов. Оправиться от кризиса стране удалось лишь в 2000-е годы, но тогда ее постигла новая напасть — падение нефтедобычи, игравшей ключевую роль в мексиканском экспорте.
Россия
Кризис в новой российской экономике длился все 90-е. С 1992 года МВФ развернул программу помощи, которая должна была обеспечить государство валютой, так как других источников из-за низких цен на нефть и слабого контроля за экспортом фактически не было. Всего с 1992-го по 1999 год Россия получила от фонда 22 миллиарда долларов. Большая часть этих средств, впрочем, реальной помощи экономике не оказала. Более того, один из крупнейших траншей, пришедший в страну накануне дефолта 1998 года, был, по некоторым данным, украден.
Результат. Помощь МВФ не особо поспособствовала поднятию экономики России. Кредиты не предотвратили ни обвал ВВП в начале десятилетия, ни дефолт. Лишь в 1999 году страна начала постепенно приходить в себя. С тех пор фонд страну не кредитовал. К середине 2000-х Россия рассчиталась с МВФ полностью, и вопроса о новой помощи не поднимала ни во время глобальных потрясений 2008 года, ни сейчас. Сложно сказать, что сыграло ключевую роль в неудачном опыте сотрудничества Москвы и фонда. С одной стороны, объем кредитов был попросту недостаточен для столь крупной экономики в переходный период. С другой, средства тратились неэффективно, а иногда и вовсе разворовывались. Внятных рекомендаций по выходу из экономического пике представители МВФ также не предложили.
Южная Корея
В конце 1990-х в Восточной Азии, пережившей чрезвычайно бурное десятилетие роста, разразился масштабный кризис. Под удар попали Таиланд (от него волны пошли дальше по региону), Индонезия, Сингапур — словом, почти все «азиатские тигры», которыми в мировой финансовой среде тогда было принято восхищаться. Тяжелее всех пришлось Южной Корее, считавшейся образцовой развивающейся экономикой.
К 1997 году страна угодила в долговую яму. Задолженность крупных компаний, находящихся под патронажем государства (чёболей), достигла в среднем 600 процентов к их капиталу. В такой ситуации банкротства были неизбежны, и они последовали. В январе 1997 года разорились металлурги из Hanbo Steel. Это прозвучало тревожным звонком, из страны начался отток капитала, а спекулянты приступили к атаке на корейскую вону.
Считалось, что валютных резервов (25 миллиардов долларов) хватит, чтобы защитить страну от натиска, но данная точка зрения оказалась ошибочной. Во многом потому что две трети этих резервов были в реальности распределены в качестве кредитов или привязаны к краткосрочным внешним заимствованиям.
В конце 1997 года финансовое положение стало отчаянным. Сеул был вынужден запросить международный кредит на сумму 57 миллиардов долларов для стабилизации ситуации. Просьбу удовлетворили. Группа кредиторов (МВФ, Всемирный банк, США, Япония и ряд других стран) предоставили требуемую сумму на традиционных условиях «жесткой экономии». Обвал воны был постепенно приостановлен. Тем не менее экономика по итогам 1998 года рухнула на 5,7 процента.
Результат. Южная Корея выбралась из кризиса чрезвычайно быстро. В 1999-м экономика вновь показала высокие темпы роста, почти полностью преодолев обвал предыдущего года. К концу 2001-го долги перед МВФ были погашены. Однако некоторые долгосрочные последствия кризиса сказываются по сей день. В частности, сверхнизкий уровень безработицы в 2 процента восстановить так и не удалось. За время кризиса было закрыто 55 крупных предприятий, уровень бедности и расслоение среди населения существенно выросли.
Греция
Греция так и не сумела восстановиться от глобального финансового кризиса 2008 года, а государственный долг продолжал быстро накапливаться, перевалив за 100 процентов ВВП. К маю 2010-го страна оказалась неспособна расплачиваться по внешним долгам, а доходность по ее облигациям подскочила до запредельного уровня. «Тройка» в составе МВФ, ЕЦБ и Еврокомиссии выделила кредит в размере 110 миллиардов долларов, чтобы удержать страну на плаву. На следующий год странам еврозоны пришлось выделять еще 130 миллиардов долларов. Требования к экономии средств при выделении кредитов были жесточайшими, что привело к обрушению доходов населения, трехкратному росту безработицы и коллапсу социальной сферы.
Результат. Спустя пять лет Греция все еще находится в глубочайшем кризисе. Хотя в этом году, как ожидается, страна продемонстрирует экономический рост после шести лет депрессии, ни одна из проблем греческой экономики фактически не решена. В феврале грекам удалось договориться о продлении нынешней программы помощи на несколько месяцев. Что будет дальше, неясно, но очевидно, что по всем долгам Афины расплатиться не смогут при всем желании. Есть немалая вероятность, что этот кредит МВФ станет первым, который так и не будет возвращен.
Украина
Киев обратился к МВФ за помощью во время кризиса 2008 года. Обвал гривны и спад ВВП уже тогда были впечатляющими, как, впрочем, и в большинстве стран бывшего СССР. Фонд предоставил Киеву кредитную линию на 16,5 миллиарда долларов, однако последний транш так и не был получен. В 2013 году Украина полностью погасила кредит, но буквально через несколько месяцев произошли известные события, гривна посыпалась, валютные резервы растаяли.
Директор-распорядитель МВФ Кристин Лагард не возражает против нового кредита на сумму 17 миллиардов долларов. Проблема в деталях соглашения. Фонд требует максимально суровой бюджетной и тарифной политики. Частично Украина выполнила условия МВФ, подняв, в том числе, тарифы на газ почти в четыре раза. Тем не менее исход переговоров пока неясен. Кроме того, выделенных средств может и не хватить на спасение страны от дефолта, потому что, по некоторым оценкам, потребность Киева в финансировании существенно превышает 17 миллиардов.
С учетом того, что проблемы Украины, в отличие от той же Южной Кореи, определенно носят долгосрочный характер, предсказывать результаты сотрудничества государства с фондом проблематично. Но существенное снижение социальных стандартов в стране гарантировано, поскольку требования к экономии МВФ выставляет максимально возможные. Впрочем, учитывая ситуацию на Украине, это неизбежно при любом раскладе, независимо от того, возьмет Киев новый кредит или объявит дефолт.