С 20 по 26 ноября Россия заметно нарастила морские поставки мазута: ежедневный экспорт вырос на 25% относительно первых недель месяца и достиг 105 тыс. тонн. Это позволило компенсировать снижение отгрузок в начале ноября. В среднем за месяц экспорт составил около 90 тыс. тонн в сутки — уровень сентября и октября.
Основным драйвером роста стали порты Балтики, где отгрузки увеличились на 16% и достигли примерно 49 тыс. тонн в сутки. В Азово-Черноморском регионе, напротив, экспорт снизился на 15% — до 30 тыс. тонн, главным образом из-за технических сбоев на нефтеперерабатывающих мощностях в первой половине месяца.
Аналитики связывают рост поставок с завершением ремонтной кампании на ряде российских НПЗ, что позволило вернуть переработку к штатным объёмам. На восстановление производства также указывает снижение внутренних оптовых цен на бензин и дизельное топливо. Дополнительный вклад внесла переработка российской нефти в Беларуси с последующим экспортом продукции через порты Ленинградской области.
Крупнейшие покупатели российского мазута — государства Азии и Ближнего Востока, где топливо используется как судовое, энергетическое и сырьё для нефтехимии. За десять месяцев 2024 года лидером импорта стал Сингапур (17% экспорта), далее — Саудовская Аравия и Китай (по 15%), Индия (12%) и Турция (11%). Эти страны, по оценкам экспертов, покупают российский продукт для оптимизации собственных запасов и более выгодного экспорта своих нефтепродуктов.
Несмотря на рост поставок мазута, общий экспорт нефтепродуктов из России в ноябре, по данным S&P Global, составил 2,03 млн баррелей в сутки — немного выше октябрьского уровня, но ниже средних показателей последних лет. Например, поставки дизеля в Турцию опустились до минимума почти за три года. Также на рынок повлияли атаки украинских беспилотников на три танкера в Черном море, после которых турецкая Besiktas Shipping 30 ноября заявила о прекращении операций с Россией.
На фоне устойчивого спроса выросла стоимость морского фрахта: ставки на перевозку из балтийских портов увеличились на 3–4% (до $60–100 за тонну), из черноморских — на 1–2% (до $30–80 за тонну).
источник
уникальность