Удивительно не то, что людей захватывают "неизвестные неизвестные" (unknown unknowns), а то, что факты, которые они называют очевидными, в действительности абсолютная неправда. По многим вопросам разрыв между общественным представлением и реальностью чрезвычайно велик.
Так, например, согласно данным центра по изучению общественного мнения Ipsos Mori американцы верят, что 33% населения - эмигранты. Хотя в реальности цифра не превышает 14%. Опрос в Великобритании зафиксировал распространенное мнение, что 24% жителей страны - мусульмане. На самом деле цифра в пять раз меньше и не превышает 5%.
С неверным представлением об экономической политике такая же ситуация. На вопрос о двух самых затратных статьях расходов правительства 26% британцев назвали иностранную помощь, и намного меньше респондентов - пенсии и образование. В реальности же траты на помощь не превышают 1%, что намного меньше, чем средства, направляемые на две другие статьи.
Отчасти это происходит из-за математической неграмотности населения. Лишь четверть британцев смогли подсчитать, что вероятность сбросить монетку дважды "орлом" равна 25%. Ложные представления также формируется под влиянием неподтвержденных сведений, личного страха или членов семьи, как, например, вера в стремительный рост преступности или подростковой беременности, отмечает журнал The Economist.
Больше всего тревожит то, что люди не верят официальной статистике. Когда британцев спросили, почему они завышают процент мигрантов среди населения, два ответа были самыми распространенными. Одна группа заявила, что власти сознательно занижают цифру из-за серьезности проблемы незаконной миграции, а вторые просто уверены в своей правоте, не имея при этом никаких доказательств.
Подобные взгляды, возможно, помогают таким полулистам, как Дональд Трамп, все чаще одерживать победу над ведущими политиками. Официальным данным уже не доверяют, так как ее источником является правительство или центральные СМИ.
Если ошибочные представления общества могут исказить экономическую полемику, они также становятся проблемой и для финансовых рынков. Финансовые продукты часто запутаны, и покупателей вводит в заблуждение их непростая терминология.
Так, один из опросов зафиксировал, что лишь половина американцев знают, что паевые фонды не гарантируют прибыль. Недостаток элементарных математических знаний - дополнительная преграда. В другом опросе было задано 50 вопросов по финансовой грамотности. На просьбу подсчитать, сколько денег получит каждый из пяти человек, выигравших в лотерею $2 млн, лишь 56% респондентов дали правильный ответ.
На фоне усиливающейся тенденции, когда граждане несут все больше ответственности за свое финансовое благополучие в пожилом возрасте, люди все меньше понимают механизмы работы многочисленных пенсионных планов. Согласно данным опроса, проведенного Society of Actuaries, примерно 40% американцев занижают среднюю продолжительность жизни людей пенсионного возраста на пять или более лет.
Около 77% американцев уверены, что они хорошо финансово подготовились к выходу на пенсию, при этом 63% не имеют никаких сбережений, говорится в исследовании Employee Benefit Research Institute.
Все эти заблуждения хорошо иллюстрируют проблему принципа "качество на риск покупателя" (caveat emptor), или когда покупатель несет ответственность за проверку качества приобретаемого товара. Однако инвестиционные продукты не то же самое, что товары в соседнем магазине.
Во-первых, полная цена не сразу видна, так как следует учитывать ежегодные сборы и комиссии на долгосрочную прибыль клиента. Во-вторых, полезность продукта может проявиться лишь через несколько лет. Паевые фонды не бутылка вина, которую можно легко вернуть официанту. К тому времени, когда клиент понимает, что дела идут не очень хорошо, их финансовое будущее, возможно, уже сильно пострадало. И, в-третьих, существует асимметрия информации между продавцом и покупателем.
Обучение финансовой грамотности детей и взрослых способно помочь в долгосрочной перспективе. Но до того как это произойдет, регуляторы (как и политики) должны действовать в соответствии с реальным населением, а не с тем, каким бы они хотели иметь.
Источник