Wind of freedom
Профессионал
Арбитражное отделение Роспатента — Палата по патентным спорам — в середине марта 2015 года отказало воронежским кондитерам из ООО «Лакомка» в правах на товарный знак «Православное» в отношении печенья. Теперь «Лакомка» пойдет в суд.
Заявка на регистрацию товарного знака была подана в декабре 2012 года, а в 2014 году Роспатент, проведя экспертизу, принял решение отказать в регистрации товарного знака на основании п. 3 ст. 1483 Гражданского кодекса (запрет на регистрацию товарных знаков вводящих в обман потребителей и противоречащих общественной морали). В решении ведомства говорилось, что заявленное обозначение «представляет собой прилагательное от слова «православие», которое имеет религиозную семантику, поскольку православие — одно из основных направлений христианства, вследствие чего регистрация вышеуказанного товарного знака на имя заявителя может оскорбить чувства верующих, что противоречит общественным интересам».
«Лакомка» оформила возражение в Палату по патентным спорам, в которой указывала, что использование обозначения «Православное» при маркировке никого не заденет и, напротив, «будет создавать у потребителя благоприятное впечатление, кроме того, заявитель планировал изготавливать и реализовывать это печенье в период православного поста в качестве постного лакомства». Помимо этого, «печенье не относится к товарам сомнительного свойства, следовательно, заявленное обозначение не может быть воспринято как противоречащее общественным интересам» и «обозначение «Православное» обладает различительной способностью, поскольку имеет фантазийный характер и не несет в себе какой-либо информации о товаре».
Как считают в Роспатенте, права на регистрацию «православных» товарных знаков априори имеют только структуры Русской православной церкви:
«Нельзя согласиться с выводом экспертизы [Роспатента] о том, что регистрация заявленного обозначения является прерогативой православной церкви, поскольку на законодательном уровне не закреплено чье-либо преимущественное право по использованию или регистрации обозначений, если они не относятся к элементам государственной символики», — говорится в претензии «Лакомки» к Роспатенту.
Тем не менее Палата по патентным спорам поддержала решение Роспатента, подтвердив, что бренд «Православное» может дать производителю необоснованные преимущества по отношению к другим участникам рынка, ввести в обман потребителей, поскольку кондитеры не связаны с РПЦ, а также способен задеть чувства верующих.
Как сообщила юрист «Лакомки» Ангелина Верховская, компания планирует дальше добиваться регистрации товарного знака в суде.
— Мы идем по пути закона и регистрируем все свои товарные знаки, а также сами потом осуществляем защиту своей интеллектуальной собственности, — сообщила она, дав понять, что другие российские производители не смогут в случае успеха «Лакомки» выпускать православное печенье.
Наталья Золотых, гендиректор патентной компании Transtechnology и вице-президент бизнес-ассоциации «Опора России», обратила внимание на то, что сейчас на рынке уже есть целый ряд продуктов, в том числе и печенье с таким названием — например, печенье «Православное» от подмосковного ЗАО «Пищекомбинат Клинский».
— Понятно, что «Лакомка» могла, как все, писать на этикетке «Православное», не регистрируя товарный знак. Исключительные права на товарный знак нужны только для того, чтобы потом потребовать у остальных производителей компенсацию за использование защищенного бренда, — говорит Золотых. Она сомневается в успехе «Лакомки» и говорит, что отказ Роспатента и его палаты логичны.
Юрист «Лакомки» Ангелина Верховская подтвердила, что если будут обнаружены другие производители, продающие печенье под брендом «Православное», с ними компания готова судиться.
ООО «Лакомка» принадлежит воронежскому предпринимателю Игорю Мельнику; по данным базы «Спарк», выручка компании за 2013 год — 29 млн рублей, чистая прибыль — 1 млн рублей. Президент «Первой патентной компании» Анатолий Аронов отметил, что в последнее время «Лакомка» проявляет очень большую активность в сфере интеллектуальной собственности.
— Долгое время у них было лишь порядка 30 товарных знаков, но начиная с конца 2013 года они дополнительное зарегистрировали еще несколько сотен. В основном это просто словесные обозначения, — сообщил он. — Зарегистрировать исключительные права на «Православное» печенье шансов практически нет. Единственный, кто может зарегистрировать подобный бренд, — Русская православная церковь. В остальных случаях это явная попытка ввести потребителей в заблуждение.
Глава синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин смущен стяжательством «Лакомки».
— Есть много ответственных производителей, которые делают постную еду в соответствии со всеми стандартами. Зачем кому-то понадобились исключительные права на товарный знак «Православное», непонятно. Чем православное печенье лучше, например, атеистического? — сказал собеседник.
На данный момент действует по меньшей мере пять товарных знаков со словом «православный». Ими владеют две ювелирных компании (ООО «Национальное достояние» и ООО «Церковный ювелиръ»), речь идет об украшениях под товарными знаками «Православный традиции» и «Православный ювелир». Российское подразделение итальянского издательского холдинга De Agostini имеет права на журнальные бренды «Православные храмы» и «Православные монастыри».
Источник: http://izvestia.ru/news/584472
Заявка на регистрацию товарного знака была подана в декабре 2012 года, а в 2014 году Роспатент, проведя экспертизу, принял решение отказать в регистрации товарного знака на основании п. 3 ст. 1483 Гражданского кодекса (запрет на регистрацию товарных знаков вводящих в обман потребителей и противоречащих общественной морали). В решении ведомства говорилось, что заявленное обозначение «представляет собой прилагательное от слова «православие», которое имеет религиозную семантику, поскольку православие — одно из основных направлений христианства, вследствие чего регистрация вышеуказанного товарного знака на имя заявителя может оскорбить чувства верующих, что противоречит общественным интересам».
«Лакомка» оформила возражение в Палату по патентным спорам, в которой указывала, что использование обозначения «Православное» при маркировке никого не заденет и, напротив, «будет создавать у потребителя благоприятное впечатление, кроме того, заявитель планировал изготавливать и реализовывать это печенье в период православного поста в качестве постного лакомства». Помимо этого, «печенье не относится к товарам сомнительного свойства, следовательно, заявленное обозначение не может быть воспринято как противоречащее общественным интересам» и «обозначение «Православное» обладает различительной способностью, поскольку имеет фантазийный характер и не несет в себе какой-либо информации о товаре».
Как считают в Роспатенте, права на регистрацию «православных» товарных знаков априори имеют только структуры Русской православной церкви:
«Нельзя согласиться с выводом экспертизы [Роспатента] о том, что регистрация заявленного обозначения является прерогативой православной церкви, поскольку на законодательном уровне не закреплено чье-либо преимущественное право по использованию или регистрации обозначений, если они не относятся к элементам государственной символики», — говорится в претензии «Лакомки» к Роспатенту.
Тем не менее Палата по патентным спорам поддержала решение Роспатента, подтвердив, что бренд «Православное» может дать производителю необоснованные преимущества по отношению к другим участникам рынка, ввести в обман потребителей, поскольку кондитеры не связаны с РПЦ, а также способен задеть чувства верующих.
Как сообщила юрист «Лакомки» Ангелина Верховская, компания планирует дальше добиваться регистрации товарного знака в суде.
— Мы идем по пути закона и регистрируем все свои товарные знаки, а также сами потом осуществляем защиту своей интеллектуальной собственности, — сообщила она, дав понять, что другие российские производители не смогут в случае успеха «Лакомки» выпускать православное печенье.
Наталья Золотых, гендиректор патентной компании Transtechnology и вице-президент бизнес-ассоциации «Опора России», обратила внимание на то, что сейчас на рынке уже есть целый ряд продуктов, в том числе и печенье с таким названием — например, печенье «Православное» от подмосковного ЗАО «Пищекомбинат Клинский».
— Понятно, что «Лакомка» могла, как все, писать на этикетке «Православное», не регистрируя товарный знак. Исключительные права на товарный знак нужны только для того, чтобы потом потребовать у остальных производителей компенсацию за использование защищенного бренда, — говорит Золотых. Она сомневается в успехе «Лакомки» и говорит, что отказ Роспатента и его палаты логичны.
Юрист «Лакомки» Ангелина Верховская подтвердила, что если будут обнаружены другие производители, продающие печенье под брендом «Православное», с ними компания готова судиться.
ООО «Лакомка» принадлежит воронежскому предпринимателю Игорю Мельнику; по данным базы «Спарк», выручка компании за 2013 год — 29 млн рублей, чистая прибыль — 1 млн рублей. Президент «Первой патентной компании» Анатолий Аронов отметил, что в последнее время «Лакомка» проявляет очень большую активность в сфере интеллектуальной собственности.
— Долгое время у них было лишь порядка 30 товарных знаков, но начиная с конца 2013 года они дополнительное зарегистрировали еще несколько сотен. В основном это просто словесные обозначения, — сообщил он. — Зарегистрировать исключительные права на «Православное» печенье шансов практически нет. Единственный, кто может зарегистрировать подобный бренд, — Русская православная церковь. В остальных случаях это явная попытка ввести потребителей в заблуждение.
Глава синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин смущен стяжательством «Лакомки».
— Есть много ответственных производителей, которые делают постную еду в соответствии со всеми стандартами. Зачем кому-то понадобились исключительные права на товарный знак «Православное», непонятно. Чем православное печенье лучше, например, атеистического? — сказал собеседник.
На данный момент действует по меньшей мере пять товарных знаков со словом «православный». Ими владеют две ювелирных компании (ООО «Национальное достояние» и ООО «Церковный ювелиръ»), речь идет об украшениях под товарными знаками «Православный традиции» и «Православный ювелир». Российское подразделение итальянского издательского холдинга De Agostini имеет права на журнальные бренды «Православные храмы» и «Православные монастыри».
Источник: http://izvestia.ru/news/584472