Мы так привыкли к гнусному изображению виртуальной реальности в таких фильмах, как «Матрица», «Добродетель» (забытая классика 90-х годов) и «Газонокосильщик», что видеть потенциально позитивное отношение к VR - настоящее удивление. В фильме Флоры Лау «Луз», премьера которого состоялась на кинофестивале «Сандэнс» на этой неделе, нет никаких отрицательных сторон VR, это просто еще один способ общения между людьми.
А в случае с двумя одинокими героями фильма, работником художественной галереи Реном (Сандрин Пинна) и псевдогангстером Вэем (Сяодун Гуо), VR служит спасательным плотом человеческой связи, тем, что может помочь им обрести покой в мире, где они оба чувствуют себя дрейфующими.
Действие фильма происходит в современном Чунцине (город настолько неоновый и футуристический, что кажется скорее фантастическим, чем реальным) и Париже, герои Luz живут рядом с привычными для нас технологиями. Смартфоны и живые трансляции OnlyFans с участием молодых девушек - обычное дело. Но оборудование виртуальной реальности, представленное в фильме, включая очки, похожие на лыжную маску, и датчики на пальцах, напоминающие ногти ведьмы, - это одновременно и шаг вперед, и небольшое отставание от того, что мы имеем сегодня.
Luz, как название фильма, так и VR-мир, который посещают люди, - это увлекательный артефакт иммерсивной реальности нескольких лет назад. Это было еще до того, как мы узнали, что отслеживание пальцев может стать основным способом ввода в VR/AR-гарнитуре, такой как Vision Pro от Apple.
Рен и Вэй попадают в VR-мир Луз, чтобы сбежать от своих проблем в реальном мире, но в конечном итоге это оказывается бесполезным. Рен пытается наладить контакт со своей мачехой Сабиной (легендарная Изабель Юппер), эмоционально отстраненной парижской галеристкой, которая избегает любой помощи из-за потенциально смертельной болезни. Вэй тем временем пытается наладить отношения со своей отдалившейся от него дочерью Фа, с которой он может видеться только анонимно через вышеупомянутый livestream.
Сюжетные линии героев пересекаются во время внутриигровой охоты на таинственного неонового оленя, который, судя по всему, ближе всего к «победе» Луз. Вэй и Рен неохотно сближаются и в конце концов начинают искать способы залечить свои душевные раны. Это интригующая концепция, хотя мы не проводим достаточно времени с обоими персонажами, зависающими в VR, чтобы по-настоящему раскрыть их отношения.
Луз не пытается создать полностью CG VR-мир, как в Ready Player One (слава богу), вместо этого мы видим гиперстилизованную версию реального мира с обилием неоновых огней, плавающих частиц и персонажей, одетых так, будто они собираются на Comic-Con. Очевидно, что так проще передать VR, но фильм также изображает версию технологии, которая практически идентична реальному миру. Если бы VR действительно была настолько захватывающей, зачем вообще было бы беспокоиться о связи с реальной жизнью? (Стилистически фильм напоминает мне забытый польский научно-фантастический фильм «Авалон» режиссера «Призрака в оболочке» Мамору Ошии, который также исследовал, как люди могут переосмыслить себя в VR-симуляторе).
Хотя Лау прилагает все усилия, чтобы создать великолепные VR-изображения, фильму действительно нужно больше времени, чтобы два главных героя сели и поговорили друг с другом, вместо того чтобы заставлять нас делать выводы об эмоциях, пока они смотрят вдаль. Всего лишь час и сорок две минуты, и здесь есть много места для более глубокого изучения персонажей.
Но, по крайней мере, мы получаем несколько интригующих разговоров между Реном и Сабиной, а Юппер, как обычно, очаровательна. (Возможно, самым невероятным аспектом фильма является то, что Сабин, известная на сцене изобразительного искусства, не пробовала VR, пока Рен не убедил ее. Мы видим, как художники используют VR для инсталляций с 2016 года, так что это далеко не новая концепция).
Luz близок к тому, чтобы стать отличным фильмом, благодаря сильным актерским работам и уверенно выстроенной кинематографической картине. Но из-за сдержанности или слабого сценария мы не всегда можем понять, как главные герои относятся к миру, и даже что они думают друг о друге. Общий подход кажется слишком холодным и отстраненным для фильма, который в конечном счете посвящен открытию человеческих связей.
Оригинал
Уникальность