Последний выпуск подкаста Broken Silicon на YouTube-канале Moore’s Law Is Dead, ведущим которого является Том, недавно представил подробный разбор текущего кризиса с оперативной памятью (RAM). Особенность этого эпизода заключалась в появлении ветерана индустрии памяти Дэйва Эгглстона, ранее работавшего инженером по продуктам в SanDisk и директором по системной инженерии в Micron — компании, которая сейчас находится в центре кризиса памяти.
Разумеется, комментарии Дэйва прозвучали в момент, когда рынок ПК-оборудования отчаянно пытается обеспечить доступную RAM. Он раскрыл внутренние механизмы нескольких ключевых факторов, включая то, как обычно работают контракты между гигантами вроде OpenAI и производителями DRAM, что происходит внутри компаний-производителей памяти, как долго может продолжаться текущий кризис, затронет ли он будущие устройства вроде PS6 и нового поколения Xbox, а также чего геймерам стоит ожидать к 2026 году.
Кто виноват в кризисе RAM
Дэйв объясняет, что на протяжении большей части истории вычислительной техники ПК, мобильные устройства и дата-центры использовали одни и те же поколения DRAM. Со временем мобильные устройства перешли на LPDDR, а дата-центры стали настолько крупными, что теперь полагаются на HBM (High Bandwidth Memory). HBM стала критически важной для ИИ и графических процессоров, поэтому производители вроде Micron, Samsung и SK Hynix теперь отдают ей приоритет над DDR4 и DDR5. Она гораздо более прибыльна, но занимает больше площади на пластинах и сложнее в производстве, что напрягает глобальные поставки и приводит к дефициту обычной RAM.
Важно отметить, что многие геймеры ошибочно обвиняют не те компании. Настоящая проблема структурная: крупные производители памяти выделяют мощности под HBM, потому что такие компании, как Nvidia, требуют огромные объёмы для ИИ-ускорителей. Поскольку HBM использует гораздо больше кремния и сложные логические слои, каждая пластина, отданная под HBM, уменьшает выпуск стандартной потребительской RAM, сокращая её доступность для ПК, консолей и другой техники.
Действительно ли OpenAI забирает 40% мировой памяти?
Дэйв также обсуждает новости о том, что OpenAI заключила крупные сделки по поставкам RAM и HBM с Samsung и SK Hynix, и выражает глубокий скепсис относительно того, насколько эти сделки реальны и значимы. Он в значительной степени отвергает сообщения о том, что OpenAI якобы получила 40% мировых поставок HBM, задаваясь вопросом, как Samsung и SK Hynix могли подписать такие огромные соглашения, не зная о взаимных обязательствах. По словам Дэйва, OpenAI отлично умеет делать PR и громкие заявления, но долгосрочные соглашения почти никогда не выдерживают проверку временем в индустрии DRAM.
Он объясняет, что бизнес DRAM крайне цикличен, и исторически никто не хочет быть связан многолетними контрактами. Компании подписывают долгосрочные сделки только в условиях дефицита, а затем пересматривают или отказываются от них, когда рынок стабилизируется. Он сравнивает это с громкими заявлениями Пэта Гелсингера об строительстве глобальных фабрик Intel: пресс-релизы сделать легко, но реальное выполнение часто не происходит. Поэтому заявления OpenAI о «40% мировых поставок» он считает скорее паническим PR, чем обязательными контрактами.
Когда Том предположил, что ситуация в основном вызвана паникой, Дэйв согласился, отметив, что долгосрочные сделки с DRAM редко выполняются в заявленном виде, а производители памяти всегда найдут способы перенаправить поставки, если изменятся условия или прибыльность.
Они также обсудили важную деталь: OpenAI не купила готовые модули HBM, а приобрела пластины, которые можно хранить в азотно-очищенных «банках пластин». Это стандартная практика в логистике полупроводников и даёт OpenAI гибкость — позже решить, как упаковать пластины, поручить другой компании превратить их в модули HBM или даже перепродать, если пузырь ИИ спадёт и окажется, что памяти больше, чем нужно.
Том спросил, может ли OpenAI использовать накопленные пластины HBM как рычаг давления на Nvidia. Дэйв отверг эту идею, объяснив, что Samsung и SK Hynix никогда не позволят клиенту использовать их поставки для давления на Nvidia, ключевого партнёра, с которым у них тесные инженерные и управленческие связи. Если бы OpenAI попыталась, производители памяти быстро пересмотрели бы условия или прекратили поставки.
Какой компонент станет дефицитным следующим и будет ли задержка PS6
Дэйв объясняет, что сроки поставки RAM всегда растягиваются во время дефицита, но экстремальные цифры — 13–24 месяца — не совсем реальны. Обычно сроки составляют 3–6 месяцев, а даже в кризис они могут лишь удвоиться или утроиться. Когда поставщики называют, например, 52 недели, это часто просто вежливый способ сказать, что они не могут приоритизировать мелкого клиента. Так что годовые сроки отражают скорее неопределённость и самозащиту поставщиков.
Большая проблема, по словам Дэйва, — это панические заказы: компании размещают несколько заказов, складируют всё, что приходит, а затем отменяют остальное. Это лишает производителей DRAM прозрачности, и поскольку рынок резко реагирует даже на небольшие изменения поставок, такие действия быстро усиливают дефицит.
Будет ли задержка PS6 или нового Xbox? Скорее всего, нет. Том упомянул, что внутренние документы показывают начало производства PS6 в середине 2027 года, и Дэйв согласился, что никто не может предсказать дефицит настолько далеко. Любые даты для консолей, GPU или другого будущего оборудования — это лишь временные ориентиры. Рынок не имеет реальной видимости дальше нескольких кварталов.
По мнению Дэйва, хотя кризис RAM будет болезненным до 2025 года, крупное потребительское оборудование, выходящее в 2027 году, вероятно, не пострадает, особенно потому что Sony и Microsoft обеспечат поставки задолго до начала производства.
Том также отметил, что руководство Nvidia для партнёров по грядущей серии GPU RTX 5000 Super неоднократно сдвигалось: с конца 2024 года на начало 2025-го, а теперь на ориентировочный третий квартал 2026-го. Дэйв объяснил, что это не подтверждённая задержка, а просто пример временных ориентиров. Nvidia может корректировать графики, но эти даты не отражают гарантированный дефицит RAM на годы вперёд.
Улучшится ли ситуация с поставками RAM?
Скорее всего, да, считает Дэйв. Он говорит, что в период с 2026 по 2030 годы Samsung, Micron и SK Hynix строят 8–10 крупных фабрик DRAM, и в отличие от гипотетических «анонсированных фабрик» в других местах, эти проекты реальные. Рост будет медленным, так как фабрикам нужны годы, чтобы выйти на объёмы, оборудование от ASML, Tokyo Electron и Applied Materials ограничено, а масштабирование DRAM замедлилось с 30% в год до примерно 10%.
Он подчёркивает, что настоящее облегчение придёт с переходом на 3D DRAM, которая увеличивает плотность за счёт вертикального роста, как это произошло с NAND. Это не сразу повысит пропускную способность, но позволит внедрить более дешёвую высокоёмкую RAM в ноутбуки и бюджетные устройства, освободив 2D DRAM для более производительных задач. Дэйв ожидает, что как только новые фабрики и 3D DRAM заработают, дефицит закончится задолго до середины 2027 года.
Оригинал
Уникальность