Объем теневой экономики в России в 2018 г. составил 20,7 трлн руб. или примерно 20% ВВП. Такие данные приводит РБК со ссылкой на предварительные оценки Росфинмониторинга. Это превышает расходы федерального бюджета на 2019 г., на которые приходится 18 трлн руб.
В 2017 г. объем теневой экономики, по оценке финансовой разведки, составлял 18,9 трлн руб. или 20,5% ВВП, а годом ранее — 24,3 трлн руб. или 28,3% ВВП. Издание допускает, что резкое сокращение теневой экономики в 2017 г. связано, в том числе, и с изменением методики Росфинмониторинга, который перестал учитывать некоторые показатели при подсчетах.
В новом документе методология оценки не приводится.
Известно, что финансовая разведка включает в теневую экономику, в частности серый импорт, сокрытие доходов от уплаты налоговых и таможенных платежей, а также выплату серых зарплат.
Понятие теневой экономики иногда смешивается с более широким понятием ненаблюдаемой экономики, указывает директор Международного института профессионального статистического образования НИУ ВШЭ Алексей Пономаренко.
В нее, в том числе входит скрываемое от налогообложения легальное производство, криминальное производство (наркотики, торговля оружием) и неформальное производство («гаражная экономика»).
Профессор НИУ ВШЭ Симон Кордонский полагает, что Росфинмониторинг, скорее всего, считает первый и второй компоненты, не учитывая неформальное производство. В противном случае, это могло бы прибавить к теневой экономике не менее 10% ВВП.
Оценить уход людей в сферы, которые государство считает теневыми, сложно, отмечает Кордонский.
«По полной занятости это около 20 млн граждан в трудоспособном возрасте, а по частичной занятости — невозможно посчитать. С нашей точки зрения, еще около 10 млн трудоспособных граждан могут находиться в таких факультативных теневых отношениях», — сообщил профессор.
Источник
В 2017 г. объем теневой экономики, по оценке финансовой разведки, составлял 18,9 трлн руб. или 20,5% ВВП, а годом ранее — 24,3 трлн руб. или 28,3% ВВП. Издание допускает, что резкое сокращение теневой экономики в 2017 г. связано, в том числе, и с изменением методики Росфинмониторинга, который перестал учитывать некоторые показатели при подсчетах.
В новом документе методология оценки не приводится.
Известно, что финансовая разведка включает в теневую экономику, в частности серый импорт, сокрытие доходов от уплаты налоговых и таможенных платежей, а также выплату серых зарплат.
Понятие теневой экономики иногда смешивается с более широким понятием ненаблюдаемой экономики, указывает директор Международного института профессионального статистического образования НИУ ВШЭ Алексей Пономаренко.
В нее, в том числе входит скрываемое от налогообложения легальное производство, криминальное производство (наркотики, торговля оружием) и неформальное производство («гаражная экономика»).
Профессор НИУ ВШЭ Симон Кордонский полагает, что Росфинмониторинг, скорее всего, считает первый и второй компоненты, не учитывая неформальное производство. В противном случае, это могло бы прибавить к теневой экономике не менее 10% ВВП.
Оценить уход людей в сферы, которые государство считает теневыми, сложно, отмечает Кордонский.
«По полной занятости это около 20 млн граждан в трудоспособном возрасте, а по частичной занятости — невозможно посчитать. С нашей точки зрения, еще около 10 млн трудоспособных граждан могут находиться в таких факультативных теневых отношениях», — сообщил профессор.
Источник