Россия пьет и будет пить
Сравнение расходов семей в России с другими странами показывает: россияне тратят больше всех на еду, алкоголь и сигареты. Структура потребления в России еще далека от той, которую выработали развитые страны, отмечают эксперты. И предупреждают: кризис в разгаре, а значит изменений стоит ждать только в худшую сторону.
Исследование «ЕС в мире» (The EU in the world) приводит статистические данные по Евросоюзу (за исключением Хорватии и Румынии), сопоставляя их с данными по 15 другим странам, входящим в G20. Данные собирались вплоть до марта 2015 года. Однако исследование основано на цифрах не последнего года, а 2011−2013 годов, в зависимости от страны.
Напомним, в G20 входят Австралия, Аргентина, Бразилия, Великобритания, Германия, ЕС, Индия, Индонезия, Италия, Канада, Китай, Мексика, Россия, Саудовская Аравия, США, Турция, Франция, Южная Корея, ЮАР, Япония.
Расходы на потребление в домашних хозяйствах сравниваются в следующих категориях: продукты питания, алкоголь и сигареты, одежда и обувь, услуги ЖКХ, мебель и обстановка жилья, здравоохранение, транспорт, средства коммуникации, отдых и культурные мероприятия, образование, рестораны и отели.
У россиян 30,7% расходов приходится на продукты — это самый большой показатель среди всех стран G20.
Не сильно отстает Индия с показателем в 29,9%. Меньше всего на продукты и безалкогольные напитки тратят в США — 6,8%.
«Это естественно: чем беднее страна, чем ниже доходы населения, тем выше доля расходов, связанных с питанием. И чем ниже доля расходов, которая направляется на продовольственные товары, тем благополучнее страна. Это говорит о том, что структура потребления у нас все-таки еще не соответствует развитым странам мира», — объясняет директор Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Татьяна Малева.
Ситуация будет ухудшаться на фоне кризиса, предупреждает эксперт.
«Кризис будет ухудшать структуру потребления: во-первых, у нас высокая инфляция, во-вторых меняется состав продовольственной корзины, и доля расходов на питание будет иметь тенденцию к росту», — говорит Татьяна Малева.
На втором месте в России — расходы на транспорт (12,5% расходов), на третьем — услуги ЖКХ (10,3%). Наименьшая доля расходов россиян (1,1%) уходит на образование, рестораны (3,4%) и здравоохранение (3,7%).
Россияне также сильно больше остальных представителей «большой двадцатки» тратят на алкогольные напитки и сигареты — 8,3%. Это в два раза больше, чем в ЕС.
Самый высокий после России показатель — 4,1% — у жителей Евросоюза. В Австралии и Канаде на это уходит 3,5% средств, в Индии — 3,2%. Меньше всех по этой статье тратятся граждане Саудовской Аравии, отдавая всего 0,5% расходов на алкоголь и сигареты.
«Это говорит о том, что у нас не очень здоровая структура потребления. Но если с курением есть тенденция к снижению доли, поскольку каждое следующее поколение курит меньше предыдущего, то с алкоголем — никаких надежд нет», — рассказывает Татьяна Малева.
Лет 5−6 назад наблюдалось легкое сокращение потребления алкоголя, однако сейчас мы снова вернулись к тому, что Россия — пьющая страна, добавляет эксперт.
Еще один рекорд россиян — траты на одежду и обувь (9,2%). Если не считать Китай, данные по которому собирались лишь в городах, где показатель составляет 10,9%.
«Расходы стран отражают национальные стереотипы, сформированные вокруг них, — делает противоречивый вывод The Economist.
— Россияне отдают 8% своих денег на алкоголь и сигареты — сильно больше, чем в самых богатых странах — в то время как любители повеселиться австралийцы тратят десятую часть своих средств на отдых….
Свою роль играет и политика государства. Преимущественно частная медицина в США «съедает» около пятой части бюджета домохозяйств (20,9% — это самый большой показатель, в несколько раз превышающий доли в остальных странах). В то же время в Европейском Союзе, где медицинская помощь, в основном, государственная, тратят всего 3,8% бюджета. В России на здравоохранение уходит 3,7%.
Субсидируемая государством сфера ЖКХ делает ее долю в расходах российских домохозяйств ниже — 10,3%. Напомним, в России государство компенсирует расходы на услуги ЖКХ, если они оказываются выше установленного уровня. Например в Москве — 10% от дохода семьи.
Тем не менее, как было указано выше, оплата услуг ЖКХ занимает третье место в расходах россиян. Причем в кризис по этой статье они только растут. Например, в Москве, платежка летом подорожала сразу на треть — после очередного повышения стоимости услуг, а также с началом взимания платы за капремонт. Жители возмущены, в столице активно идет сбор подписей за отмену взносов на капремонт (ежемесячно 15 руб. с кв.м), поскольку мало кто верит в сохранность денег — собирают их сейчас, а ремонт в большинстве домов, согласно плану, будет сделан спустя 15−20 лет.
В ЕС большая часть расходов домохозяйств приходится как раз на ЖКХ — 24,7%. А больше всего денег на «коммуналку» тратят в Японии — 25,3%. Меньше всего — в Китае (8,9%). Впрочем доля расходов на жилищно-коммунальное хозяйство довольно велика во всех странах мира: в среднем 15−20%.
Меньше всего жители Евросоюза, равно как и россияне, тратят на образование — 1,1% бюджета домохозяйств.
https://news.mail.ru/society/23320178/
Сравнение расходов семей в России с другими странами показывает: россияне тратят больше всех на еду, алкоголь и сигареты. Структура потребления в России еще далека от той, которую выработали развитые страны, отмечают эксперты. И предупреждают: кризис в разгаре, а значит изменений стоит ждать только в худшую сторону.
Исследование «ЕС в мире» (The EU in the world) приводит статистические данные по Евросоюзу (за исключением Хорватии и Румынии), сопоставляя их с данными по 15 другим странам, входящим в G20. Данные собирались вплоть до марта 2015 года. Однако исследование основано на цифрах не последнего года, а 2011−2013 годов, в зависимости от страны.
Напомним, в G20 входят Австралия, Аргентина, Бразилия, Великобритания, Германия, ЕС, Индия, Индонезия, Италия, Канада, Китай, Мексика, Россия, Саудовская Аравия, США, Турция, Франция, Южная Корея, ЮАР, Япония.
Расходы на потребление в домашних хозяйствах сравниваются в следующих категориях: продукты питания, алкоголь и сигареты, одежда и обувь, услуги ЖКХ, мебель и обстановка жилья, здравоохранение, транспорт, средства коммуникации, отдых и культурные мероприятия, образование, рестораны и отели.
У россиян 30,7% расходов приходится на продукты — это самый большой показатель среди всех стран G20.
Не сильно отстает Индия с показателем в 29,9%. Меньше всего на продукты и безалкогольные напитки тратят в США — 6,8%.
«Это естественно: чем беднее страна, чем ниже доходы населения, тем выше доля расходов, связанных с питанием. И чем ниже доля расходов, которая направляется на продовольственные товары, тем благополучнее страна. Это говорит о том, что структура потребления у нас все-таки еще не соответствует развитым странам мира», — объясняет директор Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Татьяна Малева.
Ситуация будет ухудшаться на фоне кризиса, предупреждает эксперт.
«Кризис будет ухудшать структуру потребления: во-первых, у нас высокая инфляция, во-вторых меняется состав продовольственной корзины, и доля расходов на питание будет иметь тенденцию к росту», — говорит Татьяна Малева.
На втором месте в России — расходы на транспорт (12,5% расходов), на третьем — услуги ЖКХ (10,3%). Наименьшая доля расходов россиян (1,1%) уходит на образование, рестораны (3,4%) и здравоохранение (3,7%).
Россияне также сильно больше остальных представителей «большой двадцатки» тратят на алкогольные напитки и сигареты — 8,3%. Это в два раза больше, чем в ЕС.
Самый высокий после России показатель — 4,1% — у жителей Евросоюза. В Австралии и Канаде на это уходит 3,5% средств, в Индии — 3,2%. Меньше всех по этой статье тратятся граждане Саудовской Аравии, отдавая всего 0,5% расходов на алкоголь и сигареты.
«Это говорит о том, что у нас не очень здоровая структура потребления. Но если с курением есть тенденция к снижению доли, поскольку каждое следующее поколение курит меньше предыдущего, то с алкоголем — никаких надежд нет», — рассказывает Татьяна Малева.
Лет 5−6 назад наблюдалось легкое сокращение потребления алкоголя, однако сейчас мы снова вернулись к тому, что Россия — пьющая страна, добавляет эксперт.
Еще один рекорд россиян — траты на одежду и обувь (9,2%). Если не считать Китай, данные по которому собирались лишь в городах, где показатель составляет 10,9%.
«Расходы стран отражают национальные стереотипы, сформированные вокруг них, — делает противоречивый вывод The Economist.
— Россияне отдают 8% своих денег на алкоголь и сигареты — сильно больше, чем в самых богатых странах — в то время как любители повеселиться австралийцы тратят десятую часть своих средств на отдых….
Свою роль играет и политика государства. Преимущественно частная медицина в США «съедает» около пятой части бюджета домохозяйств (20,9% — это самый большой показатель, в несколько раз превышающий доли в остальных странах). В то же время в Европейском Союзе, где медицинская помощь, в основном, государственная, тратят всего 3,8% бюджета. В России на здравоохранение уходит 3,7%.
Субсидируемая государством сфера ЖКХ делает ее долю в расходах российских домохозяйств ниже — 10,3%. Напомним, в России государство компенсирует расходы на услуги ЖКХ, если они оказываются выше установленного уровня. Например в Москве — 10% от дохода семьи.
Тем не менее, как было указано выше, оплата услуг ЖКХ занимает третье место в расходах россиян. Причем в кризис по этой статье они только растут. Например, в Москве, платежка летом подорожала сразу на треть — после очередного повышения стоимости услуг, а также с началом взимания платы за капремонт. Жители возмущены, в столице активно идет сбор подписей за отмену взносов на капремонт (ежемесячно 15 руб. с кв.м), поскольку мало кто верит в сохранность денег — собирают их сейчас, а ремонт в большинстве домов, согласно плану, будет сделан спустя 15−20 лет.
В ЕС большая часть расходов домохозяйств приходится как раз на ЖКХ — 24,7%. А больше всего денег на «коммуналку» тратят в Японии — 25,3%. Меньше всего — в Китае (8,9%). Впрочем доля расходов на жилищно-коммунальное хозяйство довольно велика во всех странах мира: в среднем 15−20%.
Меньше всего жители Евросоюза, равно как и россияне, тратят на образование — 1,1% бюджета домохозяйств.
https://news.mail.ru/society/23320178/