Судебно-правовая система в заднице.
Предупреждение от Еврокомиссии: о каких проблемах в судебной сфере говорит отчет о расширении
Еврокомиссия представила очередную оценку прогресса Украины на пути к членству в ЕС за последний год — так называемый отчёт из «Пакета расширения» о евро-реформах стран-кандидатов.
Несмотря на в целом сдержанную критику (утренняя утечка текста в Reuters обещала более жёсткие выводы), в этом году Еврокомиссия направила украинскому правительству достаточно чёткие и недвусмысленные сигналы относительно реформ в сфере верховенства права.
В частности, комиссия наконец поставила точку в дискуссии о том, нужны ли отборочные комиссии с «международными экспертами». Ответ: нужны, и их полномочия следует немедленно продлить.
Кроме того, необходимо безотлагательно доукомплектовать состав Конституционного суда и перезапустить Верховный суд с участием уже упомянутых независимых экспертов.
Об этом говорится и в независимом общественном теневом отчёте, подготовленном Фундацией
DEJURE,
Центром противодействия коррупции,
Автомайданом,
Антикоррупционным центром МЕЖА,
Институтом массовой информации,
Медийной инициативой за права человека и экспертом
Андреем Михеевым. Ниже — главное из этих отчётов.
Противодействие очищению
Одним из ключевых вызовов судебной реформы является давление на институты, которые являются основным инструментом очищения судебной системы. Речь идёт о
Высшей квалификационной комиссии судей (ВККС) и
Общественном совете добропорядочности (ГРД).
В марте
Государственное бюро расследований (ГБР) открыло несколько уголовных производств против членов ВККС, и с разрешения судей Печерского суда были проведены обыски и допросы. Это произошло именно тогда, когда комиссия приблизилась к собеседованию с судьёй того же Печерского суда.
В результате возник «охлаждающий эффект»:
некоторые члены ВККС теперь опасаются уголовного давления со стороны ГБР.
О таком давлении со стороны нереформированного ГБР, которое может угрожать независимости комиссии, упоминает и Еврокомиссия.
Параллельно действует депутатская комиссия
Власенко–Бужанского, которая после провала атаки на НАБУ и САП ведёт системную кампанию дискредитации ВАКС, ВККС и ГРД под видом «контроля». Заседания этой комиссии превращаются в политические шоу с допросами и лозунгами.
Складывается впечатление, что единственная цель этой комиссии — подорвать судебную и антикоррупционную реформу.
Ещё один вызов — сохранение роли независимых экспертов, назначенных международными партнёрами.
В июне закончился мандат международных членов конкурсной комиссии, отбиравшей членов ВККС. Несмотря на очевидный успех этой модели, которая предотвращает влияние судебной мафии, депутаты не спешат рассматривать законопроект № 13382 о возвращении международных экспертов к работе.
Сейчас закон предусматривает, что вместо международных экспертов в отборе будут участвовать украинские институты, которые сами не прошли реформу — что может свести на нет все позитивные изменения.
Еврокомиссия подчёркивает недопустимость такого сценария и требует
«срочно продлить участие независимых экспертов, назначенных международными организациями, в отборе членов ВККС», указывая, что сопротивление их участию вызывает серьёзное беспокойство.
Также комиссия отметила необходимость реформировать
Совет судей под руководством Богдана Моныча и
Совет адвокатов под руководством Лидии Изовитовой, вовлечённых в отбор членов ВККС.
Перезапуск Верховного суда
Институт, который должен был стать символом обновлённого правосудия, превратился в защитника старой судебной системы.
Верховный суд продолжает принимать решения, подрывающие судебную реформу, создавая прецеденты, которые фактически легализуют возвращение «старых кадров», усложняют проверку добропорядочности судей и уничтожают дисциплинарную ответственность.
Ранее Еврокомиссия указывала, что Верховный суд не пересмотрел свою позицию по делу судьи Усатого, поставив под угрозу оценку почти 180 недобросовестных судей.
Несмотря на скандалы и коррупционные обвинения, депутаты вывели Верховный суд из перечня органов, подлежащих проверке деклараций добропорядочности.
Вывод очевиден:
без глубокого перезапуска Верховный суд останется главным барьером на пути очищения судебной власти.
Еврокомиссия рекомендует очистить нынешний состав суда через проверку деклараций и провести новый конкурс с участием независимых международных экспертов.
Конституционный суд
Конституционный суд, который в 2020 году фактически уничтожил систему электронного декларирования, должен был стать примером нового прозрачного отбора судей.
Однако процесс снова стал предметом политических торгов.
Хотя уже назначены четыре судьи (Сергей Резник, Алла Олейник, Александр Водянников и Юрий Барабаш), суд остаётся малодееспособным из-за нехватки кворума.
Президент до сих пор не заполнил все вакансии, а Верховная Рада недавно провалила голосование, из-за чего конкурс пришлось начинать заново.
Еврокомиссия заявила, что
органы назначения должны немедленно начать отбор и назначение проверенных кандидатов, избегая дальнейших задержек.
Отбор и очищение судейского корпуса
Обновлённый механизм деклараций добропорядочности должен был стать ключевым инструментом очищения судебной системы, но в июне срок внедрения истёк.
Из-за невыполнения обязательств Украина не получила около
650 млн евро от ЕС.
Переговоры продолжаются, но пока не ясно, кто и как будет проверять декларации.
Кроме того, остаются незакрытыми
более 2200 вакансий судей, а многие действующие судьи не прошли проверку добропорядочности.
Легализация безнаказанности
Законопроекты № 13137 и № 13137-1 фактически отменяют дисциплинарную ответственность судей.
Предлагается убрать норму о «поведении, порочащем звание судьи», исключить ответственность за ложь в декларациях и запретить жалобы на недобросовестных судей.
Это означает, что
уволить судью станет практически невозможно.
Даже Венецианская комиссия признала эти изменения опасными.
Кроме того,
Высший совет правосудия (ВСП) за год уволил всего 10 судей, а рассмотрение приоритетных дел постоянно затягивается.
Еврокомиссия требует ускорить рассмотрение таких дел и системно применять регламент приоритезации.
Адвокатура и юридическое образование
Несмотря на требования ЕС, прогресса в реформах адвокатуры и юридического образования нет.
Законопроект о юридическом образовании готов, но лежит без движения в парламентском комитете.
Еврокомиссия подчёркивает, что Украина должна
срочно начать реформу адвокатуры, чтобы обеспечить прозрачное формирование органов НААУ и повысить качество подготовки, дисциплинарной ответственности и профессионального обучения адвокатов.
В целом, оценки и рекомендации Еврокомиссии совпадают с выводами гражданского общества: сейчас важно
сохранить достигнутые успехи и
ускорить перезапуск судебной системы, обеспечив независимость и эффективность ключевых институтов.
Пауза в евроинтеграции, вызванная венгерским вето, используется некоторыми силами для попыток демонтажа реформ и давления на антикоррупционные органы — что ставит под угрозу доверие к Украине.
Чтобы евроинтеграция стала не только целью, но и инструментом реальных перемен, Украине необходимо продолжать реформы и продемонстрировать прогресс и друзьям, и скептикам в ЕС.
Давление на антикоррупционную инфраструктуру и защита судей с токсичной репутацией несовместимы с этим курсом.
Движение к ЕС — это не только вопрос ценностей, но и доказательство реальной дееспособности институтов и политической воли руководства страны.
https://www.eurointegration.com.ua/rus/articles/2025/11/5/7224180/