Согласно предварительным неаудированным результатам, которыми компания поделилась с TechCrunch, в 2024 году шведский гигант микромобильности Voi впервые получил прибыль.
Компания Voi, предлагающая электронные самокаты и велосипеды на более чем 100 рынках Европы, в 2024 году получила €132,8 млн ($138 млн) чистой выручки. На скорректированной основе Voi заработала €17,2 млн ($17,9 млн) прибыли до вычета процентов, налогов, износа и амортизации и около €100 000 ($104 000) скорректированной прибыли до вычета процентов и налогов (EBIT).
Хотя прибыль в 100 000 евро (на скорректированной основе) кажется не слишком большой, основатель и генеральный директор Voi Фредерик Хьельм сказал TechCrunch, что скромные результаты компании демонстрируют способность Voi улучшить свою нижнюю границу на 100 процентных пунктов, поскольку 2021 год - это «сложная отрасль с множеством взлетов и падений».
Lime, другой лидер отрасли, сообщил о прибыльности в 2023 году.
«Сейчас мы начинаем демонстрировать реальные положительные финансовые показатели и рентабельность EBIT, так что мы подходим к тому моменту, когда мы будем хорошим кандидатом для выхода на публичный рынок, скажем, через два-три года», - сказал Хьелм.
Хьелм также отметил, что в бизнесе, который вращается вокруг физических активов, рентабельность EBIT должна быть выше EBITDA, поскольку этот показатель лучше отражает структуру операционных расходов.
Voi не предоставила другой финансовой информации, такой как чистая прибыль и операционные расходы. Хьелм сказал, что компания опубликует эту информацию вместе с более подробным аудированным отчетом в конце февраля.
Хьелм отметил, что рентабельность автомобилей Voi, которая выросла до 57 % по сравнению с 49 % в 2023 году, можно считать «косвенным показателем» валовой маржи компании.
Генеральный директор объясняет улучшение показателей Voi рядом мер по сокращению расходов и повышению эффективности, таких как автоматизация производства и использование моделей машинного обучения для предиктивного обслуживания и определения графиков замены батарей. Он утверждает, что это также помогло Voi увеличить срок службы своего текущего парка до примерно восьми лет, что стало «большим фактором повышения рентабельности».
«Тысяча мелочей, которые сводятся к одной, а именно к дисциплине и одержимости мелкими деталями», - сказал Хьелм.
По его словам, использование транспортных средств также находится на высоком уровне: в среднем каждый автомобиль совершает до 10 поездок в день в пиковые месяцы и до двух поездок в день в непиковые.
«Первые годы совместного использования микромобилей были довольно хаотичными, когда речь шла о количестве игроков на рынке, точности определения местоположения транспортных средств, загромождении парковок и так далее», - говорит Хьелм. «За последние три года мы увидели, что города созрели и выбрали наиболее подходящих, по их мнению, игроков для запуска схем микромобильности в своих городах. И это повысило как общественное признание, так и прибыльность для нас».
На конец 2024 года Voi располагает 60 млн евро (62 млн долларов) денежных средств и их эквивалентов. В октябре 2024 года Voi разместила облигации на 125 млн евро (130 млн долларов), которые в основном поддерживаются скандинавскими и американскими институциональными инвесторами. Это стало шагом вперед для стартапа, который до этого момента привлек 675,56 млн долларов в виде капитала от венчурных фондов, согласно данным PitchBook.
«В конце 2021 года я и мой финансовый директор сказали, что больше не хотим зависеть от инвесторов, поэтому давайте сделаем компанию прибыльной», - сказал Хьельм.
Компания Voi завершила первый заем в размере 50 миллионов евро (52 миллиона долларов) от выпуска облигаций. Эти средства пойдут на расширение автопарка Voi и выход на новые рынки Европы. Сегодня в парке Voi насчитывается около 100 000 транспортных средств, 90% из которых - скутеры.
«В этом году мы значительно увеличим наш парк велосипедов в ближайшие пару месяцев», - сказал Хьельм.
«Привлечение государственных облигаций - это доказательство доверия со стороны очень искушенных инвесторов в государственные долговые облигации», - добавил он.
На вопрос о том, планирует ли Voi использовать свои денежные средства для приобретения других компаний - ходили слухи, что Voi приобретает бизнес микромобильности Bolt, - Хьелм ответил, что пока нет подтвержденного предложения о приобретении.
«Но я бы купил ее по правильной цене», - сказал он. «Bolt - это здорово, но мы делаем микромобильность лучше!»
Оригинал
Уникальность