Лоббисты коммунальных предприятий настояли на росте тарифов значительно выше «политического» уровня инфляции в 4%, который должен быть достигнут в следующем году. Такой рост расходов граждан запланирован более чем в трети российских регионов. Разница в темпах роста платежей по регионам достигает нескольких раз. Так, в Москве платежи граждан вырастут с 1 июля 2017 года в среднем на 7%, а, например, в Северной Осетии – Алании – лишь на 2,5%. Эксперты объясняют такой разрыв различиями в качестве инфраструктуры и в инвестиционных планах местных ресурсоснабжающих предприятий.
Правительство РФ утвердило средний прирост коммунальных платежей граждан в каждом регионе с 1 июля 2017 года. В большинстве регионов средний рост платежей будет на уровне или даже ниже «политического» уровня в 4%.
Но одновременно с этим более чем в трети субъектов РФ (в 31 из 83) коммунальные платежи обгонят запланированную на 2017 год инфляцию. Соответствующее распоряжение правительства опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации.
Пятерку регионов с максимальным ростом коммунальных платежей возглавляет Москва, где с 1 июля 2017 года платежи увеличатся в среднем на 7%. Также лидируют Санкт-Петербург, Саха (Якутия), Камчатский край, Кемеровская область – рост примерно на 6%. В пятерке регионов с наименьшим увеличением платежей за ЖКХ оказались северокавказские республики. Так, в Северной Осетии – Алании средний индекс составляет 2,5%. Кроме того, относительно небольшой рост платежей запланирован в Алтайском крае (на 3,2%), на Чукотке, в Тверской, Тамбовской и других областях – на 3,4%. Тем самым разница в тарифообразовании между некоторыми регионами достигает нескольких раз.
Напомним, проект федерального бюджета на ближайшую трехлетку исходит из того, что инфляция в следующем году снизится в стране до 4% и сохранится на этом уровне вплоть до 2019 года. Таков был целевой ориентир Центробанка, его поддержал Минфин. До определенного момента с этим ориентиром спорило Минэкономразвития. Но в ходе бюджетных проектировок позиция ЦБ–Минфина победила. Однако при установлении тарифов на коммунальные услуги цели по инфляции, судя по всему, играют второстепенную роль. По крайней мере далеко не во всех регионах на них оглядываются.
Как объясняют опрошенные «НГ» эксперты, ресурсоснабжающие предприятия могут устанавливать разные тарифы на свои услуги, но в совокупности рост коммунальных платежей граждан не должен быть выше, чем те индексы, которые прописаны в распоряжении правительства. Это значит, что при завышении тарифов конкретными предприятиями местные власти должны производит перерасчет, в том числе с привлечением средств региональных бюджетов.
«Утверждение подобных индексов и средних показателей – попытка решить две взаимоисключающие задачи: первая – обеспечить доходы ресурсоснабжающих организаций, вторая – сохранить уровень платежей граждан в определенных нормах», – пояснил «НГ» специалист в сфере правового регулирования ЖКХ Игорь Кокин.
«Расчет средних индексов осуществляется правительством на основании тех данных, которые дает Федеральная антимонопольная служба (ФАС), ранее их давала Федеральная служба по тарифам, при этом контроль над соблюдением средних уровней тарифов осуществляет тоже ФАС», – объясняет Кокин.
Региональный разрыв в тарифообразовании связан с состоянием инфраструктуры, с инвестиционными планами предприятий, поставляющих коммунальные услуги. «В крупных городах, в том числе в Москве, осуществляются серьезные вложения в инфраструктуру, соответственно и затраты выше. А в республиках Северного Кавказа вложения в инфраструктуру крайне небольшие, поэтому средний индекс коммунальных платежей ниже», – считает Кокин.
«Расходы поставщиков услуг растут из-за разных факторов: изношенности инфраструктуры, энергоэффективности, логистической составляющей. Все эти факторы для каждого отдельного поставщика индивидуальны, поэтому и рост тарифов по стране неравномерный», – соглашается первый вице-президент Российского союза инженеров Иван Андриевский.
«Тарифы разнятся из-за различий базовых уровней затрат, а также из-за различных потребностей в инвестициях. Сети по передаче тепла, воды, электричества и прочих коммунальных услуг везде находятся в разном состоянии, имеют различную степень изношенности и протяженности. Также в регионах отличаются уровни нагрузки на коммунальные сети. Важное условие тарифообразования – вид используемого топлива и расстояние до генерирующих и прочих мощностей», – добавляет аналитик компании IFC Markets Дмитрий Лукашов.
Между тем пока ресурсоснабжающие предприятия лоббируют очередной рост тарифов, потребители услуг вынуждены мириться с новыми авариями и перебоями, которые происходят почти повсеместно – особенно при ухудшении погодных условий. В понедельник с массовым отключением горячей воды столкнулись жители Ульяновска. Как сообщается, без горячей воды в понедельник остались около 400 тыс. жителей города. Причина – нарушения в работе водозабора из-за скопления рыхлого льда на Волге. Об этом сообщили в пресс-службе губернатора и правительства Ульяновской области, передает РИА Новости. Вчера появились новости о масштабной аварии на коммунальных сетях в Вологде. Водоснабжение было отключено в 66 многоквартирных жилых домах и 9 административных зданиях. Проблемы с подачей холодной воды вчера были в нескольких районах Саратова, причина – ремонтные ****** на городских водопроводных сетях. Сильный ветер в Ставрополье вчера лишил электричества свыше 8,8 тыс. человек в 6 населенных пунктах. Днем ранее под Челябинском без света остались более 9 тыс. человек.
Источник