Илон Маск считает, что нашел способ одновременно снизить цену Tesla Model 3 до обещанных $35 000 и вывести компанию из убытков. Для этого Tesla закроет свою офлайновую сеть магазинов. Маск рассчитывает, что это позволит компании сократить издержки на 5–6% — то есть на $1 млрд.
О новой стратегии Tesla объявила этой ночью уже по московскому времени.
Цены на Tesla Model 3 будут снижены на 6% — до $35 000.
Маск обещал установить эту цену на новый электрокар с момента его запуска в 2017 году — сама идея Model 3 предполагала, что это будет первая массовая модель Tesla. Но сдержать цену не удалось — при запуске минимальная цена Model 3 составила $49 000, затем — снизилась до $42 900.
Чтобы добиться снижения цены, Маск безжалостно сокращал персонал, условия работы которого и так оставляют желать лучшего, — но этого было мало. Теперь компания пошла на радикальный шаг — она закроет 250 из своих 378 магазинов по всему миру. Оставшиеся точки будут использоваться как шоурумы, сервисные и информационные центры, а продажи будут полностью переведены в онлайн.
Закрытие офлайновой розницы — логичный следующий шаг для Tesla. В отличие от традиционных американских автоконцернов, компания Маска основана на высоком уровне вертикальной интеграции, который (в теории) позволяет больше зарабатывать.
Tesla сама производит 80% комплектующих для своих электрокаров (конкуренты — 20%). С самого начала Tesla стремилась не зависеть от автодилеров и развивать свою собственную розничную сеть. Это втянуло компанию в десятки судебных процессов: почти в половине американских штатов автопроизводителям запрещено продавать машины напрямую, а автодилерские компании — крупные работодатели с серьезным политическим весом. Теперь эта проблема отпадет.
Вчера на конференс-колле Маск оценил экономию на сворачивании розничной сети в 5–6% операционных издержек Tesla. В 2018 году операционные расходы Tesla составили $4,3 млрд — значит, сэкономить получится до $300 млн. Годовой убыток компании при этом составил около $1 млрд.
Зато Tesla удалось провести впечатляющее сокращение издержек — расходы выросли всего на 11% при росте выручки вдвое. В результате в третьем квартале 2018 года Tesla впервые в истории удалось выйти в прибыль. Теперь Маск ждет, что этот успех можно будет повторить во втором квартале 2019-го.
С большей завистью, чем кто бы то ни было, на новую стратегию Маска должны смотреть российские автодилеры. Одной из главных причин их плачевного финансового положения и ухода с рынка крупных игроков стала необходимость строительства дорогих центров продаж, соответствующих требованиям западных брендов, лишившая их финансовой гибкости в кризис.
Источник