«Проклятье» третьего транша МВФ снято с Украины: совет Фонда одобрил предоставление $1 млрд, переговоры о которых длились больше года. Несмотря на кажущуюся стабильность ситуации без денег Фонда, обойтись без них Украина не могла – остальные кредиторы готовы одалживать только с одобрения МВФ, который призван контролировать реформы в стране.
МВФ в помощь
Совет директоров Международного валютного фонда 14 сентября принял долгожданное решение о выделении Украине третьего транша кредита. Его сумма порядка $1 млрд (716,11 млн SDR) поступит в страну уже в ближайшие дни. Это меньше, чем изначально обещанные $1,7 млрд, но и сроки получения денег неоднократно переносились, а Украина выполнила не все требования Фонда. «Совет директоров МВФ одобрил изменения в требования по соблюдению уровня чистых международных резервов, возникновению новой задолженности по внешним платежам, а также введению новых валютных ограничений», – заявил Фонд.
В НБУ сообщили, что большую часть транша Украина получит в SDR (специальные права заимствования), меньшую – в международных валютах, но вся его сумма будет направлена в международные резервы страны. «Поступление транша в Украину, как правило, происходит в течение нескольких дней с момента принятия соответствующего решения советом директоров МВФ», – процитировали в НБУ замглавы Олега Чурия.
Предыдущий транш в размере $1,7 млрд Украина получила еще 4 августа 2015 года. Потом власть провела реструктуризацию еврооблигаций, начала суд с Россией по «долгу Януковича» на $3 млрд, завершила сложный бюджетный процесс, в ходе которого был внедрен ряд важных налоговых изменений, но начавшийся кризис власти заморозил сотрудничество. Третий транш постоянно переносился. Казалось, что после смены правительства Яценюка на правительство Гройсмана, которое тут же одобрило повышение энерготарифов до «рыночного» уровня, Фонд выдаст финансирование в июне. Но денег не было все лето – МВФ не включал «украинский вопрос» в график заседаний совета. Последний аргумент: МВФ ждет, что Украина запустит с 15 августа электронное декларирование, но этот процесс был сорван. Работа над ошибками была продлена до 1 сентября.
Еще в мае украинские экономисты не считали получение третьего транша острой необходимостью. Сейчас же риторика изменилась. «Рост экономики замедляется. Темпы роста в I полугодии 2016 года ниже, чем во II полугодии 2015-го. Ситуацию нельзя пускать на самотек. Сотрудничество с МВФ – это поддерживающий фактор», – уверен руководитель аналитического подразделения группы ICU Александр Вальчишен. «Ситуация в украинской экономике улучшается, но достигнутая стабильность еще очень хрупкая. Без денег от МВФ и других доноров можно было бы прожить еще несколько месяцев, а может быть, и год, но только при условии сохранения благоприятной ситуации на внешних рынках, как товарных, так и кредитных. А рассчитывать на это – как ходить по лезвию бритвы», – считает главный экономист ИК Dragon Capital Елена Белан.
Данные Госстата это подтверждают. Если в январе-июле 2015 года внешняя торговля Украины товарами была профицитная (+$485,4 млн), то за аналогичный период 2016-го импорт товаров превысил экспорт на $947,4 млн. А в августе в связи с ростом спроса на валюту курс взлетел примерно с 25 до 27 грн/$. «Действительно, несмотря на отсутствие денежного вливания со стороны МВФ, платежный баланс Украины и валютный рынок, за исключением последних двух-трех месяцев, несколько стабилизировались. Но это достигнуто фактически за счет сужения внешнеэкономической активности страны и замораживания валютного рынка», – считает старший аналитик ИК Empire State Capital Partners Тантели Ратувухери. Последние два дня перед траншем МВФ гривна укрепилась с 26,63 до 26,33 грн/$.
Помощь пакетом
Министр финансов Александр Данилюк считает, что получение средств «это важный сигнал для рынков, для инвесторов, и он открывает другую финансовую поддержку». По его словам, после выделения транша МВФ его министерство сможет привлечь в бюджет еще $1 млрд под гарантии правительства США, 600 млн евро макрофинансовой помощи Евросоюза, а также внешние кредиты на закупку газа. «Бюджетная поддержка Евросоюза вместе с кредитной гарантией США, например, помогала удержать определенный запас прочности правительству в прошлом году. Сейчас же заговорили о нереальности бюджета текущего года, об огромном размере скрытого дефицита, а также о сверхрасходах на дотации населению и на поддержание обороноспособности и правопорядка в стране», – перечисляет Тантели Ратувухери. «Иностранные инвесторы ставят сотрудничество с МВФ и регулярность получения траншей на третье место в рейтинге факторов, которые сделают Украину привлекательной для инвестиций. На первых двух – перезапуск судебной системы и массовое привлечение к ответственности крупных коррупционеров», – говорит Елена Белан.
Главная причина, по которой позитивное решение МВФ было крайне важным, – многофункциональность транша. «Средства МВФ имели тройной эффект для Украины: эффект валютной стабилизации, эффект «принуждения к реформам» и эффект открытия связанных кредитов и помощи стран основных доноров МВФ и других международных финансовых организаций, среди которых США, ЕС и Всемирный банк. В условиях замораживания финансовых отношений с МВФ реформы в Украине также практически застопорились. Деньги МВФ и реформы взаимно обуславливали друг друга», – объясняет Тантели Ратувухери. «Без давления и поддержки со стороны доноров мы могли бы не увидеть даже те неспешные реформы, которые сейчас реализуются в сфере борьбы с коррупцией, в энергетике, банковской системе и других направлениях», – считает Елена Белан.
И хотя транш МВФ будет зачислен только в резервы НБУ, минуя бюджет, бюджет тоже выиграет от этого, поскольку, например, макрофинансовая помощь ЕС пойдет на финансирование дефицита госбюджета и обслуживание валютного госдолга. По данным Госказначейства, доходы госбюджета в июле (35,6 млрд грн) были почти на 17,5% меньше, чем в июле 2015-го, а объемы единого социального взноса в июле сократились на более чем 30%. Дефицит госбюджета за первые семь месяцев уже составил 50 млрд грн, в то время как за аналогичный период прошлого года он составлял 2,3 млрд грн. «При этом в текущем году существенно увеличатся расходы на покрытие огромного дефицита Пенсионного фонда и финансирование субсидий», – предупреждает главный аналитик Укрсоцбанка Андрей Приходько.
Разблокирование финансовой помощи сможет амортизировать «осенний шторм», затраты на закупку газа, топлива и другого критического импорта, от которого зависит комфортность жизни населения в осенне-зимний период и, конечно, ряд проектов технической помощи, считает глава комиссии по банковскому анализу Украинского общества финансовых аналитиков Виталий Шапран.
Альтернатив программе МВФ у Украины нет. «Украина платит по кредитам МВФ около 2% годовых, альтернативный источник – внешние кредитные рынки. На них можно занять деньги примерно на такой же срок, но, во-первых, ставка будет около 8% годовых. Во-вторых, объемы, которые можно привлечь на внешних рынках, неопределенные, так как зависят от аппетита инвесторов к активам с высоким риском, а без программы МВФ Украина – очень рисковый актив», – объясняет Елена Белан. В августе Минфин одолжил на внутреннем рынке $368 млн, но этот сегмент не может стать альтернативой кредитам МВФ. «Рыночный спрос на ОВГЗ ограничен, а скупка гособлигаций Нацбанком и госбанками, то есть скрытая эмиссия, не одобряется МВФ», – говорит Андрей Приходько.
Новые деньги
В Нацбанке ожидают, что в этом году Украина успеет получить еще один транш – на $1,3 млрд – в декабре, после принятия госбюджета-2017. «У НБУ есть целевые маяки валютных резервов, от которых он сейчас отстает. Поэтому ему нужны эти поступления. С другой стороны, экономика оказалась менее устойчивой, чем ожидалось, поэтому нуждается в такой искусственной валютной поддержке», – объясняет позицию НБУ Тантели Ратувухери. Сейчас резервы Нацбанка составляют $14 млрд, а глава НБУ Валерия Гонтарева обещала, что еще к концу 2015 года они вырастут до $18 млрд. «Это достаточно амбициозная задача. Но для получения четвертого транша Украина должна будет выполнить ряд «маяков». Успеет ли она это сделать до конца года – вопрос», – говорит Александр Вальчишен. В НБУ рассчитывают, что до конца 2016 года международные резервы вырастут с $14,1 млрд до $17,2 млрд.
В получении третьего транша президент Петр Порошенко увидел и политический подтекст. «И, как ни парадоксально, резолюция Фонда это также сигнал агрессору, который пытался нам поставить палки в колеса даже на сессии Совета управляющих МВФ. Попытки России подорвать солидарность МВФ с Украиной и сорвать решение о транше провалились. Кремль проиграл в этой операции», – заявил он. Не исключено, что выделение четвертого транша станет не менее политическим. «Сорванный процесс приватизации и нерешенный вопрос с ПриватБанком можно рассматривать как преграду для транша, – считает Виталий Шапран. – В тоже время Фонд это организация, созданная политическими властями разных стран, и она имеет право на политические решения. После выборов в США аналитики ждут серьезного шторма на сырьевых рынках, и, конечно, МВФ, Всемирный банк и ЕБРР не заинтересованы в том, чтобы страна их операций (Украина. – FinClub) стала центром финансовой нестабильности в Центральной и Восточной Европе». Если цены на стальной прокат опустятся ниже $300, а на ЖРС – ниже $40, на пшеницу – ниже 120 евро, например уже в ноябре-декабре 2016 года, то, кроме как «поторопить Фонд и других наших западных партнеров, выбора то особого и не остается», отмечает эксперт.
Но «домашнее задание» Украина все же должна выполнить. «Дальнейший прогресс в области финансовых реформ имеет ключевое значение для обеспечения среднесрочной устойчивости. Власти должны избегать изменения налоговой политики, которые приводят к росту дефицита. Акцент должен быть сделан на улучшение налогового и таможенного администрирования. Кроме того, пенсионная реформа имеет решающее значение для снижения большого структурного дефицита Пенсионного фонда, поможет уменьшить бюджетный дефицит и государственный долг, и создать возможности довести пенсии до устойчивых уровней с течением времени», – поставили в Фонде задачи Украине.
Потребуется от Украины также постепенно снять административные ограничения на валютном рынке, список которых НБУ пересмотрел вчера, а также договориться по суверенной задолженности – проблема 3-миллиардного долга режима Януковича. «В то время как программа столкнулась с существенными рисками с самого начала и не смогла достичь многих своих целей, она служила в качестве важного якоря политики в условиях неопределенности», – подчеркивают в Фонде
По материалам Финансовый клуб
МВФ в помощь
Совет директоров Международного валютного фонда 14 сентября принял долгожданное решение о выделении Украине третьего транша кредита. Его сумма порядка $1 млрд (716,11 млн SDR) поступит в страну уже в ближайшие дни. Это меньше, чем изначально обещанные $1,7 млрд, но и сроки получения денег неоднократно переносились, а Украина выполнила не все требования Фонда. «Совет директоров МВФ одобрил изменения в требования по соблюдению уровня чистых международных резервов, возникновению новой задолженности по внешним платежам, а также введению новых валютных ограничений», – заявил Фонд.
В НБУ сообщили, что большую часть транша Украина получит в SDR (специальные права заимствования), меньшую – в международных валютах, но вся его сумма будет направлена в международные резервы страны. «Поступление транша в Украину, как правило, происходит в течение нескольких дней с момента принятия соответствующего решения советом директоров МВФ», – процитировали в НБУ замглавы Олега Чурия.
Предыдущий транш в размере $1,7 млрд Украина получила еще 4 августа 2015 года. Потом власть провела реструктуризацию еврооблигаций, начала суд с Россией по «долгу Януковича» на $3 млрд, завершила сложный бюджетный процесс, в ходе которого был внедрен ряд важных налоговых изменений, но начавшийся кризис власти заморозил сотрудничество. Третий транш постоянно переносился. Казалось, что после смены правительства Яценюка на правительство Гройсмана, которое тут же одобрило повышение энерготарифов до «рыночного» уровня, Фонд выдаст финансирование в июне. Но денег не было все лето – МВФ не включал «украинский вопрос» в график заседаний совета. Последний аргумент: МВФ ждет, что Украина запустит с 15 августа электронное декларирование, но этот процесс был сорван. Работа над ошибками была продлена до 1 сентября.
Еще в мае украинские экономисты не считали получение третьего транша острой необходимостью. Сейчас же риторика изменилась. «Рост экономики замедляется. Темпы роста в I полугодии 2016 года ниже, чем во II полугодии 2015-го. Ситуацию нельзя пускать на самотек. Сотрудничество с МВФ – это поддерживающий фактор», – уверен руководитель аналитического подразделения группы ICU Александр Вальчишен. «Ситуация в украинской экономике улучшается, но достигнутая стабильность еще очень хрупкая. Без денег от МВФ и других доноров можно было бы прожить еще несколько месяцев, а может быть, и год, но только при условии сохранения благоприятной ситуации на внешних рынках, как товарных, так и кредитных. А рассчитывать на это – как ходить по лезвию бритвы», – считает главный экономист ИК Dragon Capital Елена Белан.
Данные Госстата это подтверждают. Если в январе-июле 2015 года внешняя торговля Украины товарами была профицитная (+$485,4 млн), то за аналогичный период 2016-го импорт товаров превысил экспорт на $947,4 млн. А в августе в связи с ростом спроса на валюту курс взлетел примерно с 25 до 27 грн/$. «Действительно, несмотря на отсутствие денежного вливания со стороны МВФ, платежный баланс Украины и валютный рынок, за исключением последних двух-трех месяцев, несколько стабилизировались. Но это достигнуто фактически за счет сужения внешнеэкономической активности страны и замораживания валютного рынка», – считает старший аналитик ИК Empire State Capital Partners Тантели Ратувухери. Последние два дня перед траншем МВФ гривна укрепилась с 26,63 до 26,33 грн/$.
Помощь пакетом
Министр финансов Александр Данилюк считает, что получение средств «это важный сигнал для рынков, для инвесторов, и он открывает другую финансовую поддержку». По его словам, после выделения транша МВФ его министерство сможет привлечь в бюджет еще $1 млрд под гарантии правительства США, 600 млн евро макрофинансовой помощи Евросоюза, а также внешние кредиты на закупку газа. «Бюджетная поддержка Евросоюза вместе с кредитной гарантией США, например, помогала удержать определенный запас прочности правительству в прошлом году. Сейчас же заговорили о нереальности бюджета текущего года, об огромном размере скрытого дефицита, а также о сверхрасходах на дотации населению и на поддержание обороноспособности и правопорядка в стране», – перечисляет Тантели Ратувухери. «Иностранные инвесторы ставят сотрудничество с МВФ и регулярность получения траншей на третье место в рейтинге факторов, которые сделают Украину привлекательной для инвестиций. На первых двух – перезапуск судебной системы и массовое привлечение к ответственности крупных коррупционеров», – говорит Елена Белан.
Главная причина, по которой позитивное решение МВФ было крайне важным, – многофункциональность транша. «Средства МВФ имели тройной эффект для Украины: эффект валютной стабилизации, эффект «принуждения к реформам» и эффект открытия связанных кредитов и помощи стран основных доноров МВФ и других международных финансовых организаций, среди которых США, ЕС и Всемирный банк. В условиях замораживания финансовых отношений с МВФ реформы в Украине также практически застопорились. Деньги МВФ и реформы взаимно обуславливали друг друга», – объясняет Тантели Ратувухери. «Без давления и поддержки со стороны доноров мы могли бы не увидеть даже те неспешные реформы, которые сейчас реализуются в сфере борьбы с коррупцией, в энергетике, банковской системе и других направлениях», – считает Елена Белан.
И хотя транш МВФ будет зачислен только в резервы НБУ, минуя бюджет, бюджет тоже выиграет от этого, поскольку, например, макрофинансовая помощь ЕС пойдет на финансирование дефицита госбюджета и обслуживание валютного госдолга. По данным Госказначейства, доходы госбюджета в июле (35,6 млрд грн) были почти на 17,5% меньше, чем в июле 2015-го, а объемы единого социального взноса в июле сократились на более чем 30%. Дефицит госбюджета за первые семь месяцев уже составил 50 млрд грн, в то время как за аналогичный период прошлого года он составлял 2,3 млрд грн. «При этом в текущем году существенно увеличатся расходы на покрытие огромного дефицита Пенсионного фонда и финансирование субсидий», – предупреждает главный аналитик Укрсоцбанка Андрей Приходько.
Разблокирование финансовой помощи сможет амортизировать «осенний шторм», затраты на закупку газа, топлива и другого критического импорта, от которого зависит комфортность жизни населения в осенне-зимний период и, конечно, ряд проектов технической помощи, считает глава комиссии по банковскому анализу Украинского общества финансовых аналитиков Виталий Шапран.
Альтернатив программе МВФ у Украины нет. «Украина платит по кредитам МВФ около 2% годовых, альтернативный источник – внешние кредитные рынки. На них можно занять деньги примерно на такой же срок, но, во-первых, ставка будет около 8% годовых. Во-вторых, объемы, которые можно привлечь на внешних рынках, неопределенные, так как зависят от аппетита инвесторов к активам с высоким риском, а без программы МВФ Украина – очень рисковый актив», – объясняет Елена Белан. В августе Минфин одолжил на внутреннем рынке $368 млн, но этот сегмент не может стать альтернативой кредитам МВФ. «Рыночный спрос на ОВГЗ ограничен, а скупка гособлигаций Нацбанком и госбанками, то есть скрытая эмиссия, не одобряется МВФ», – говорит Андрей Приходько.
Новые деньги
В Нацбанке ожидают, что в этом году Украина успеет получить еще один транш – на $1,3 млрд – в декабре, после принятия госбюджета-2017. «У НБУ есть целевые маяки валютных резервов, от которых он сейчас отстает. Поэтому ему нужны эти поступления. С другой стороны, экономика оказалась менее устойчивой, чем ожидалось, поэтому нуждается в такой искусственной валютной поддержке», – объясняет позицию НБУ Тантели Ратувухери. Сейчас резервы Нацбанка составляют $14 млрд, а глава НБУ Валерия Гонтарева обещала, что еще к концу 2015 года они вырастут до $18 млрд. «Это достаточно амбициозная задача. Но для получения четвертого транша Украина должна будет выполнить ряд «маяков». Успеет ли она это сделать до конца года – вопрос», – говорит Александр Вальчишен. В НБУ рассчитывают, что до конца 2016 года международные резервы вырастут с $14,1 млрд до $17,2 млрд.
В получении третьего транша президент Петр Порошенко увидел и политический подтекст. «И, как ни парадоксально, резолюция Фонда это также сигнал агрессору, который пытался нам поставить палки в колеса даже на сессии Совета управляющих МВФ. Попытки России подорвать солидарность МВФ с Украиной и сорвать решение о транше провалились. Кремль проиграл в этой операции», – заявил он. Не исключено, что выделение четвертого транша станет не менее политическим. «Сорванный процесс приватизации и нерешенный вопрос с ПриватБанком можно рассматривать как преграду для транша, – считает Виталий Шапран. – В тоже время Фонд это организация, созданная политическими властями разных стран, и она имеет право на политические решения. После выборов в США аналитики ждут серьезного шторма на сырьевых рынках, и, конечно, МВФ, Всемирный банк и ЕБРР не заинтересованы в том, чтобы страна их операций (Украина. – FinClub) стала центром финансовой нестабильности в Центральной и Восточной Европе». Если цены на стальной прокат опустятся ниже $300, а на ЖРС – ниже $40, на пшеницу – ниже 120 евро, например уже в ноябре-декабре 2016 года, то, кроме как «поторопить Фонд и других наших западных партнеров, выбора то особого и не остается», отмечает эксперт.
Но «домашнее задание» Украина все же должна выполнить. «Дальнейший прогресс в области финансовых реформ имеет ключевое значение для обеспечения среднесрочной устойчивости. Власти должны избегать изменения налоговой политики, которые приводят к росту дефицита. Акцент должен быть сделан на улучшение налогового и таможенного администрирования. Кроме того, пенсионная реформа имеет решающее значение для снижения большого структурного дефицита Пенсионного фонда, поможет уменьшить бюджетный дефицит и государственный долг, и создать возможности довести пенсии до устойчивых уровней с течением времени», – поставили в Фонде задачи Украине.
Потребуется от Украины также постепенно снять административные ограничения на валютном рынке, список которых НБУ пересмотрел вчера, а также договориться по суверенной задолженности – проблема 3-миллиардного долга режима Януковича. «В то время как программа столкнулась с существенными рисками с самого начала и не смогла достичь многих своих целей, она служила в качестве важного якоря политики в условиях неопределенности», – подчеркивают в Фонде
По материалам Финансовый клуб