Эксклюзивный мобильный банк Узбекистана TBC Bank Uzbekistan привлек 37 миллионов долларов в новом раунде финансирования, чтобы укрепить свое доминирующее цифровое присутствие в центрально-азиатском государстве путем разработки новых продуктов с искусственным интеллектом и технологиями и привлечения более технически подкованных клиентов.
Новые инвестиции, сделанные лондонской материнской компанией TBC Group, пришли всего через пять месяцев после того, как банк привлек $38,5 млн в июле. Материнская компания также возглавила последний раунд, в котором приняли участие ее акционеры, Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) и Международная финансовая корпорация Всемирного банка (IFC).
В последние годы Узбекистан стал привлекательным рынком для цифрового бизнеса, поскольку уровень проникновения интернета в стране составляет почти 90 %, а население молодое - по данным ЮНИСЕФ, 60 % от общей численности населения страны составляют люди моложе 30 лет. Однако значительная доля банковских активов в стране остается в государственных банках. TBC Group видит в этом возможность для роста.
Основанный в 2020 году под названием TBC Group Uzbekistan, банк предлагает мобильное приложение, с помощью которого клиенты могут открывать банковские счета и получать доступ к банковским услугам, включая кредиты наличными и депозиты. Банк на 60% принадлежит лондонской TBC Group и по 20% - МФК и ЕБРР.
Недавно узбекская группа расширила свою финансовую линейку в стране за счет собственного процессингового центра для оптимизации платежных операций и сокращениявремени вывода на рынок новых предложений, а также заключила стратегические партнерства с Visa и Mastercard. Кроме того, компания представила дебетовую карту Salom и кредитную карту Osmon, а также запустила TBC Business, цифровой банковский сервис для малых и средних предприятий Узбекистана.
В последние несколько месяцев TBC Uzbekistan также начала создавать собственные решения на основе искусственного интеллекта, включая агентов для обработки звонков с напоминаниями о платежах для клиентов, взявших кредиты. Хьюз рассказал TechCrunch, что в третьем квартале эти агенты приняли участие в 42% всех звонков с напоминаниями.
В следующем году TBC Uzbekistan планирует расширить свои разработки в области искусственного интеллекта, внедрив ботов для обслуживания и продаж, а также диалоговый мобильный сервис, который позволит клиентам взаимодействовать с приложением с помощью голоса, а не через текстовый интерфейс.
«Мы все глубже погружаемся в финансовую жизнь розничных клиентов по всему Узбекистану. Поэтому мы создаем вертикаль за вертикалью в различных продуктах», - сказал Оливер Хьюз, глава международного бизнеса TBC Group, в эксклюзивном интервью.
Хьюз рассказал TechCrunch, что группа наняла экспертов по искусственному интеллекту, которые создали ИИ-ассистента «Алиса» для российского «Яндекса». По словам руководителя, эти специалисты создали LLM, ориентированный на финансы, на основе Llama от Meta, который понимает местные нюансы и местные языки, включая узбекский.
Хотя Хьюз не раскрыл, какой именно капитал группа направляет на развитие ИИ, он сказал, что «существенная часть привлеченных средств пойдет на проекты ИИ, но все же подавляющее большинство будет направлено на создание и масштабирование» ее бизнес-продуктов и потребительских продуктов.
Одним из них станет страхование.
В настоящее время TBC Uzbekistan предлагает страхование через стороннего поставщика услуг, но в следующем году планирует стать страховщиком в стране. Также в планах банка - решение «купи сейчас, заплати потом» и кредитный продукт для малого и среднего бизнеса. Кроме того, мобильный банк усовершенствует свою дебетовую карту Salom, добавив новые преимущества и предложения, чтобы привлечь больше клиентов.
Узбекистан пока не является высококонкурентным рынком для банковских структур. Однако растущая цифровая база и молодое население страны привлекли интерес иностранных игроков. Венгерский OTP Bank и южнокорейский Korea Development Bank уже открыли свои представительства в стране. Кроме того, французский Société Générale, казахстанский Kaspi и американский Citi Bank изучают возможность выхода в страну.
«Сегодня здесь не очень высокая конкуренция, но в ближайшие несколько лет она, безусловно, будет возрастать», - сказал Хьюз.
TBC Uzbekistan, которая также управляет приложением для цифровых платежей Payme и кредитным бизнесом Payme Nasiya, отвечающим требованиям шариата, имеет пользовательскую базу в 16,9 миллиона пользователей по состоянию на сентябрь, по сравнению с 13,2 миллиона пользователей в декабре 2023 года. Компания также имеет 4,9 миллиона ежемесячных активных пользователей и получила чистую прибыль в размере 27 миллионов долларов за первые девять месяцев этого года по сравнению с 23 миллионами долларов в 2023 финансовом году. Кроме того, в 2025 году компания прогнозирует 75 миллионов долларов чистой прибыли.
Оригинал
УНикальность