С момента прибытия первого экипажа в 2000 году Международная космическая станция (МКС) стала ключевым форпостом человечества в космосе и лабораторией микрогравитации для более чем 5000 исследователей со всего мира. За два десятилетия на станции было проведено свыше 4000 экспериментов, охватывающих медицину, физику, биологию и материаловедение, пишет Wionews.
Однако уже в 2030 году планируется контролируемое возвращение МКС в атмосферу Земли, что ставит перед наукой и космическими агентствами ряд вопросов: удастся ли обеспечить непрерывное присутствие человека на орбите и как будет организован переход к новым платформам.
Опыт МКС оказался бесценным: станция отрабатывала системы жизнеобеспечения, реагирование на чрезвычайные ситуации и длительные миссии — навыки, которые станут основой будущих исследований Луны и Марса.
Вместо строительства новой государственной станции НАСА делает ставку на частный сектор через программу «Коммерческие низкоорбитальные пункты назначения». Суть стратегии — создать рынок, где несколько компаний проектируют, строят и эксплуатируют станции, а агентства вроде НАСА становятся заказчиками исследований и времени экипажа. Эта модель повторяет успешный подход к коммерческим грузовым и пассажирским перевозкам на орбиту до МКС.
Сейчас несколько компаний борются за нишу коммерческих станций. Axiom Space строит модули, которые сначала будут присоединены к МКС, а затем сформируют независимую станцию. Blue Origin и Sierra Space создают Orbital Reef — платформу для исследований, производства и туризма. Starlab, возглавляемый Voyager Space и Airbus, ориентирован на передовые лабораторные возможности, а другие игроки, включая VAST, разрабатывают станции для исследований и производства в космосе, пишет Daily Galaxy.
Эксперты отмечают, что на орбите важно не только наличие модулей: новые станции должны иметь надежные системы жизнеобеспечения, защиту от радиации, стыковочные узлы и пригодность для долгосрочного проживания. Финансовая устойчивость в коммерческом сегменте также остаётся вопросом, поскольку рынок пока не проверен за пределами государственных контрактов. Технические задержки или превышение бюджета могут замедлить запуск и создать пробел в присутствии человека на орбите.
«История учит нас осторожности: после падения «Скайлаба» в 1979 году прошло много лет, прежде чем заработала МКС. Похожий перерыв после 2030 года может нарушить научные исследования и международное сотрудничество. Коммерческие станции обещают гибкость и инновации, но нет гарантии, что они будут готовы вовремя», — отмечают авторы публикации.
источник
уникальность
Однако уже в 2030 году планируется контролируемое возвращение МКС в атмосферу Земли, что ставит перед наукой и космическими агентствами ряд вопросов: удастся ли обеспечить непрерывное присутствие человека на орбите и как будет организован переход к новым платформам.
Опыт МКС оказался бесценным: станция отрабатывала системы жизнеобеспечения, реагирование на чрезвычайные ситуации и длительные миссии — навыки, которые станут основой будущих исследований Луны и Марса.
Вместо строительства новой государственной станции НАСА делает ставку на частный сектор через программу «Коммерческие низкоорбитальные пункты назначения». Суть стратегии — создать рынок, где несколько компаний проектируют, строят и эксплуатируют станции, а агентства вроде НАСА становятся заказчиками исследований и времени экипажа. Эта модель повторяет успешный подход к коммерческим грузовым и пассажирским перевозкам на орбиту до МКС.
Сейчас несколько компаний борются за нишу коммерческих станций. Axiom Space строит модули, которые сначала будут присоединены к МКС, а затем сформируют независимую станцию. Blue Origin и Sierra Space создают Orbital Reef — платформу для исследований, производства и туризма. Starlab, возглавляемый Voyager Space и Airbus, ориентирован на передовые лабораторные возможности, а другие игроки, включая VAST, разрабатывают станции для исследований и производства в космосе, пишет Daily Galaxy.
Эксперты отмечают, что на орбите важно не только наличие модулей: новые станции должны иметь надежные системы жизнеобеспечения, защиту от радиации, стыковочные узлы и пригодность для долгосрочного проживания. Финансовая устойчивость в коммерческом сегменте также остаётся вопросом, поскольку рынок пока не проверен за пределами государственных контрактов. Технические задержки или превышение бюджета могут замедлить запуск и создать пробел в присутствии человека на орбите.
«История учит нас осторожности: после падения «Скайлаба» в 1979 году прошло много лет, прежде чем заработала МКС. Похожий перерыв после 2030 года может нарушить научные исследования и международное сотрудничество. Коммерческие станции обещают гибкость и инновации, но нет гарантии, что они будут готовы вовремя», — отмечают авторы публикации.
источник
уникальность