Частная космическая компания LEAP 71 из ОАЭ заявила об успешных огневых испытаниях сразу двух ракетных двигателей тягой 20 кН, которые были полностью спроектированы искусственным интеллектом без участия инженеров. От постановки технического задания до первого включения установок прошло менее трёх недель. Оба двигателя работают на метане и жидком кислороде и ориентированы на применение в ракетах-носителях.
Как сообщает компания, речь идёт о двух принципиально разных решениях — классическом двигателе с колоколообразным соплом и полноразмерном аэроспайке. Несмотря на радикальные различия в конструкции, оба варианта были сгенерированы одной вычислительной моделью Noyron. Эта система автоматически преобразует заданные требования в готовый к производству проект с учётом физики процессов, инженерной логики и технологических ограничений, а результат напрямую используется для изготовления двигателя.
Каждая из установок развивает тягу около двух тонн, что делает их релевантными для современных ракет среднего класса. Сооснователь LEAP 71 Лин Кайзер отмечает, что цель Noyron — полностью формализовать сам процесс инженерного проектирования в виде вычислительной модели, способной работать автономно. Это, по его словам, позволяет резко сократить сроки разработки и создавать конструкции, которые ранее было трудно реализовать традиционными методами. При этом реальные огневые испытания остаются критически важными, поскольку дают данные, недоступные в чисто цифровой среде.
Разработка ракетных двигателей является одним из ключевых направлений LEAP 71. За последние полтора года компания проводила огневые испытания двигателя, созданного Noyron, примерно раз в четыре недели. Каждая новая версия отличалась от предыдущей и использовалась для проверки корректности физической модели в разных масштабах и режимах работы.
Особую сложность для системы представляет метан как топливо. Генеральный директор LEAP 71 и главный архитектор Noyron Джозефина Лисснер поясняет, что по сравнению с керосином метан значительно меняет плотность при колебаниях температуры и давления, что требует высокой точности расчётов. Дополнительные требования накладывает и рост размеров установки: двигатели класса 20 кН гораздо чувствительнее к условиям запуска и управлению переходными режимами.
В рамках текущей кампании оба двигателя прошли серию включений в течение недели. Наибольшее внимание привлёк аэроспайк — тип двигателя, который теоретически обеспечивает более высокую эффективность и широкий диапазон рабочих режимов по сравнению с классическими соплами. Несмотря на десятилетия исследований, аэроспайки до сих пор ни разу не использовались для вывода полезной нагрузки на орбиту. Ранее LEAP 71 уже испытывала меньший, 5-кН аэроспайк на керосине и жидком кислороде в декабре 2024 года.
Полноразмерный 20-кН аэроспайк в ходе нынешних испытаний удалось включить лишь один раз из-за проблем на переходных режимах. Тем не менее установка вышла на полное давление в камере сгорания — около 50 бар — и подтвердила работоспособность ключевых элементов конструкции. Все полученные данные компания уже использует для дальнейшего уточнения и обучения модели Noyron.
источник
уникальность
Как сообщает компания, речь идёт о двух принципиально разных решениях — классическом двигателе с колоколообразным соплом и полноразмерном аэроспайке. Несмотря на радикальные различия в конструкции, оба варианта были сгенерированы одной вычислительной моделью Noyron. Эта система автоматически преобразует заданные требования в готовый к производству проект с учётом физики процессов, инженерной логики и технологических ограничений, а результат напрямую используется для изготовления двигателя.
Каждая из установок развивает тягу около двух тонн, что делает их релевантными для современных ракет среднего класса. Сооснователь LEAP 71 Лин Кайзер отмечает, что цель Noyron — полностью формализовать сам процесс инженерного проектирования в виде вычислительной модели, способной работать автономно. Это, по его словам, позволяет резко сократить сроки разработки и создавать конструкции, которые ранее было трудно реализовать традиционными методами. При этом реальные огневые испытания остаются критически важными, поскольку дают данные, недоступные в чисто цифровой среде.
Разработка ракетных двигателей является одним из ключевых направлений LEAP 71. За последние полтора года компания проводила огневые испытания двигателя, созданного Noyron, примерно раз в четыре недели. Каждая новая версия отличалась от предыдущей и использовалась для проверки корректности физической модели в разных масштабах и режимах работы.
Особую сложность для системы представляет метан как топливо. Генеральный директор LEAP 71 и главный архитектор Noyron Джозефина Лисснер поясняет, что по сравнению с керосином метан значительно меняет плотность при колебаниях температуры и давления, что требует высокой точности расчётов. Дополнительные требования накладывает и рост размеров установки: двигатели класса 20 кН гораздо чувствительнее к условиям запуска и управлению переходными режимами.
В рамках текущей кампании оба двигателя прошли серию включений в течение недели. Наибольшее внимание привлёк аэроспайк — тип двигателя, который теоретически обеспечивает более высокую эффективность и широкий диапазон рабочих режимов по сравнению с классическими соплами. Несмотря на десятилетия исследований, аэроспайки до сих пор ни разу не использовались для вывода полезной нагрузки на орбиту. Ранее LEAP 71 уже испытывала меньший, 5-кН аэроспайк на керосине и жидком кислороде в декабре 2024 года.
Полноразмерный 20-кН аэроспайк в ходе нынешних испытаний удалось включить лишь один раз из-за проблем на переходных режимах. Тем не менее установка вышла на полное давление в камере сгорания — около 50 бар — и подтвердила работоспособность ключевых элементов конструкции. Все полученные данные компания уже использует для дальнейшего уточнения и обучения модели Noyron.
источник
уникальность