В 2016 году суммарный объем IPO на мировых площадках упал почти вполовину по сравнению с 2015 годом. Однако в следующем году инвесторы имеют шанс удачно вложиться в акции таких гигантов, как Uber, Airbnb или Snapchat
Для мировых фондовых рынков 2016 год оказался тяжелым — по ним больно ударили замедление мировой экономики, итоги президентских выборов в США и британского референдума о выходе из Евросоюза. Соответственно, упало и число желающих привлечь средства инвесторов компаний. По оценке инвестиционной компании «Фридом Финанс», за последние три квартала совокупный объем первичных публичных размещений (IPO) на мировых биржах сократился на 52% по сравнению с аналогичным периодом 2015 года — до $12 млрд.
В 2017 году глобальный рынок IPO не успеет до конца оправиться после шоков 2016 года, пишет в своем обзоре финансовый аналитик и издатель IPO Playbook Том Таулли, однако инвесторы все же могут рассчитывать на некоторое оживление. По мнению Таулли, важнейшими сделками грядущего года станут публичные размещения технологических стартапов, среди которых будет немало «единорогов», то есть компаний с оценочной капитализацией от $1 млрд. В их число входят интернет-сервис краткосрочной аренды жилья Airbnb, музыкальный потоковый сервис Spotify, социальная сеть Pinterest, разработчик программного обеспечения Palantir Technologies, владелец облачного хранилища Dropbox и социальный сервис для обмена фотографиями Snapchat. Кроме того, в следующем году инвесторы по-прежнему будут ждать размещения IT-компании Uber, создавшей популярное мобильное приложение для вызова такси или частного водителям. После последнего раунда инвестиций оценочная стоимость этого сервиса взлетела до $68,5 млрд, но пока неясно, решится ли Uber предложить свои акции инвесторам на бирже в 2017 году, отмечает Таулли.
Сколько стоят «единороги»
В этом году на американских биржах разместились только 14 высокотехнологичных компаний. Это минимум со времен 2008 года, подчеркивает в своем отчете аналитик инвестиционной компании Zacks Investment Research Света Килла.
И в следующем году они намерены взять своеобразный реванш. По мнению Килла, успех первичного размещения сервиса Snapchat может превзойти все ожидания. По данным Reuters, компания уже подала заявку на проведение IPO и собирается выйти на фондовую биржу в марте. Сейчас Snapchat оценивается в $20–25 млрд, но по итогам IPO оценка может достичь $35–40 млрд. С учетом этого сделка грозит стать крупнейшим IPO в мире со времен размещения акций китайского интернет-гиганта Alibaba в 2014 году. Уверенность инвесторов в светлом будущем Snapchat подкреплена сильными финансовыми показателями компании, отмечается в обзоре Zacks. Если в 2015 году выручка сервиса составила $59 млн, то по итогам этого года она может подскочить до $250–350 млн, а в следующем году достичь $1 млрд.
Еще одним претендентом на статус крупнейшего размещения 2017 года компания Zacks называет оператора сервиса краткосрочной аренды Airbnb. В настоящее время он оценивается в $30 млрд, что делает Airbnb вторым по величине «единорогом» после Uber. Компания последовательно наращивает ежегодную выручку: если в 2013 году она составляла $250 млн, то по итогам 2016 года аналитики Zacks ожидают ее на уровне $900 млн.
Компания Palantir Technologies, разработчик технологических решений в сфере Big Data, основанный в 2014 году создателем PayPal Питером Тилем, тоже стоит на ногах довольно крепко: ее стоимость оценивается в $20 млрд. Инвесторы верят в перспективы Palantir в том числе из-за крупных заказов со стороны госорганов и Вооруженных сил США (с Пентагоном компания в октябре подписала контракт на поставку софта на $200 млн).
Социальная сеть Pinterest, файловый хостинг Dropbox и потоковый сервис Spotify оцениваются, соответственно, в $11 млрд, $10 млрд и $2,2 млрд.
Когда пройдут IPO
За исключением Snapchat, пока нет ясности даже с примерными сроками проведения IPO американских «единорогов». Самые ожидаемые — Uber и Airbnb — пройдут в лучшем случае в конце 2017 года, говорит начальник департамента торговых операций ИК «Фридом Финанс» Игорь Клюшнев. «Помимо сложной экономической и политической ситуации, эти компании сталкиваются еще и с трудностями в сфере регулирования. Пока эти вопросы не решены, нет смысла проводить роуд-шоу и запускать торги на бирже, поскольку проблемы с регулятором могут негативно сказаться на цене акций», — пояснил он.
Управляющий партнер трейдинговой компании United Traders Анатолий Радченко, напротив, уверен в размещении акций Airbnb и Uber в следующем году. Также он ожидает IPO компаний Snapсhat, Dropbox и Spotify — вероятность этих событий трейдер оценивает в 90%.
Вероятность проведения новых IPO на Московской бирже в 2017 году близка к нулю из-за текущей экономической конъюнктуры, говорит аналитик УК «Альфа-Капитал» Андрей Шенк. «IPO как в России, так и на Западе происходят по двум причинам. Во-первых, если компания хочет привлечь деньги под инвестиционные проекты. Но в России инвестиции сейчас если и наращивают, то за счет привлечения долгового капитала. Во-вторых, если основной акционер захочет продать долю. Однако тогда выгоднее продать акции крупному инвестору — они на этом могут больше заработать», — пояснил Шенк.
Эксперт добавил, что объем первичных размещений на рынке постепенно сокращается и эта тенденция характерна не только для России, но и для всего мира.
Игорь Клюшнев из ИК «Фридом Финанс», впрочем, верит в вероятность первичного размещения на Мосбирже акций «Детского мира» в 2017 году. По своей оценочной стоимости эта российская компания вполне тянет на «единорога»: ее капитализация может составить $1–1,5 млрд. «Это может быть самое крупное IPO на российском рынке со времен размещения «Ленты». Но это, к сожалению, единственная крупная сделка, которую я вижу в следующем году», — подытоживает финансист.
Генеральный директор УК «Спутник — Управление капиталом» Александр Лосев другого мнения о перспективах размещения на Мосбирже акций «Детского мира». По его словам, в условиях экономического спада инвесторы предпочитают ретейл экономкласса. «Спрос на элементарные продукты питания и товары ежедневного потребления, которые продаются там, не зависит от ситуации с валютами и экономикой, — говорит Лосев. — «Детский мир» — сегмент более высокий, не совсем массовый».
Если российская экономика будет восстанавливаться, это отразится на качестве потребляемых товаров. Соответственно в этом случае интерес инвесторов к «Детскому миру» может вырасти, резюмирует Лосев.
Источник
Для мировых фондовых рынков 2016 год оказался тяжелым — по ним больно ударили замедление мировой экономики, итоги президентских выборов в США и британского референдума о выходе из Евросоюза. Соответственно, упало и число желающих привлечь средства инвесторов компаний. По оценке инвестиционной компании «Фридом Финанс», за последние три квартала совокупный объем первичных публичных размещений (IPO) на мировых биржах сократился на 52% по сравнению с аналогичным периодом 2015 года — до $12 млрд.
В 2017 году глобальный рынок IPO не успеет до конца оправиться после шоков 2016 года, пишет в своем обзоре финансовый аналитик и издатель IPO Playbook Том Таулли, однако инвесторы все же могут рассчитывать на некоторое оживление. По мнению Таулли, важнейшими сделками грядущего года станут публичные размещения технологических стартапов, среди которых будет немало «единорогов», то есть компаний с оценочной капитализацией от $1 млрд. В их число входят интернет-сервис краткосрочной аренды жилья Airbnb, музыкальный потоковый сервис Spotify, социальная сеть Pinterest, разработчик программного обеспечения Palantir Technologies, владелец облачного хранилища Dropbox и социальный сервис для обмена фотографиями Snapchat. Кроме того, в следующем году инвесторы по-прежнему будут ждать размещения IT-компании Uber, создавшей популярное мобильное приложение для вызова такси или частного водителям. После последнего раунда инвестиций оценочная стоимость этого сервиса взлетела до $68,5 млрд, но пока неясно, решится ли Uber предложить свои акции инвесторам на бирже в 2017 году, отмечает Таулли.
Сколько стоят «единороги»
В этом году на американских биржах разместились только 14 высокотехнологичных компаний. Это минимум со времен 2008 года, подчеркивает в своем отчете аналитик инвестиционной компании Zacks Investment Research Света Килла.
И в следующем году они намерены взять своеобразный реванш. По мнению Килла, успех первичного размещения сервиса Snapchat может превзойти все ожидания. По данным Reuters, компания уже подала заявку на проведение IPO и собирается выйти на фондовую биржу в марте. Сейчас Snapchat оценивается в $20–25 млрд, но по итогам IPO оценка может достичь $35–40 млрд. С учетом этого сделка грозит стать крупнейшим IPO в мире со времен размещения акций китайского интернет-гиганта Alibaba в 2014 году. Уверенность инвесторов в светлом будущем Snapchat подкреплена сильными финансовыми показателями компании, отмечается в обзоре Zacks. Если в 2015 году выручка сервиса составила $59 млн, то по итогам этого года она может подскочить до $250–350 млн, а в следующем году достичь $1 млрд.
Еще одним претендентом на статус крупнейшего размещения 2017 года компания Zacks называет оператора сервиса краткосрочной аренды Airbnb. В настоящее время он оценивается в $30 млрд, что делает Airbnb вторым по величине «единорогом» после Uber. Компания последовательно наращивает ежегодную выручку: если в 2013 году она составляла $250 млн, то по итогам 2016 года аналитики Zacks ожидают ее на уровне $900 млн.
Компания Palantir Technologies, разработчик технологических решений в сфере Big Data, основанный в 2014 году создателем PayPal Питером Тилем, тоже стоит на ногах довольно крепко: ее стоимость оценивается в $20 млрд. Инвесторы верят в перспективы Palantir в том числе из-за крупных заказов со стороны госорганов и Вооруженных сил США (с Пентагоном компания в октябре подписала контракт на поставку софта на $200 млн).
Социальная сеть Pinterest, файловый хостинг Dropbox и потоковый сервис Spotify оцениваются, соответственно, в $11 млрд, $10 млрд и $2,2 млрд.
Когда пройдут IPO
За исключением Snapchat, пока нет ясности даже с примерными сроками проведения IPO американских «единорогов». Самые ожидаемые — Uber и Airbnb — пройдут в лучшем случае в конце 2017 года, говорит начальник департамента торговых операций ИК «Фридом Финанс» Игорь Клюшнев. «Помимо сложной экономической и политической ситуации, эти компании сталкиваются еще и с трудностями в сфере регулирования. Пока эти вопросы не решены, нет смысла проводить роуд-шоу и запускать торги на бирже, поскольку проблемы с регулятором могут негативно сказаться на цене акций», — пояснил он.
Управляющий партнер трейдинговой компании United Traders Анатолий Радченко, напротив, уверен в размещении акций Airbnb и Uber в следующем году. Также он ожидает IPO компаний Snapсhat, Dropbox и Spotify — вероятность этих событий трейдер оценивает в 90%.
Вероятность проведения новых IPO на Московской бирже в 2017 году близка к нулю из-за текущей экономической конъюнктуры, говорит аналитик УК «Альфа-Капитал» Андрей Шенк. «IPO как в России, так и на Западе происходят по двум причинам. Во-первых, если компания хочет привлечь деньги под инвестиционные проекты. Но в России инвестиции сейчас если и наращивают, то за счет привлечения долгового капитала. Во-вторых, если основной акционер захочет продать долю. Однако тогда выгоднее продать акции крупному инвестору — они на этом могут больше заработать», — пояснил Шенк.
Эксперт добавил, что объем первичных размещений на рынке постепенно сокращается и эта тенденция характерна не только для России, но и для всего мира.
Игорь Клюшнев из ИК «Фридом Финанс», впрочем, верит в вероятность первичного размещения на Мосбирже акций «Детского мира» в 2017 году. По своей оценочной стоимости эта российская компания вполне тянет на «единорога»: ее капитализация может составить $1–1,5 млрд. «Это может быть самое крупное IPO на российском рынке со времен размещения «Ленты». Но это, к сожалению, единственная крупная сделка, которую я вижу в следующем году», — подытоживает финансист.
Генеральный директор УК «Спутник — Управление капиталом» Александр Лосев другого мнения о перспективах размещения на Мосбирже акций «Детского мира». По его словам, в условиях экономического спада инвесторы предпочитают ретейл экономкласса. «Спрос на элементарные продукты питания и товары ежедневного потребления, которые продаются там, не зависит от ситуации с валютами и экономикой, — говорит Лосев. — «Детский мир» — сегмент более высокий, не совсем массовый».
Если российская экономика будет восстанавливаться, это отразится на качестве потребляемых товаров. Соответственно в этом случае интерес инвесторов к «Детскому миру» может вырасти, резюмирует Лосев.
Источник