Прямую трансляцию парада Победы в Москве показали во многих странах.
Фейк: Трансляцию российского «парада победы» посмотрело больше людей, чем смотрели открытие Олимпиады в Париже
2025-05-15
Видео французского информационного агентства Agence France-Presse (AFP) на эту тему — пропагандистский фейк, а цифры свидетельствуют об обратном.
Со ссылкой на видеоролик французского информационного агентства
АFP в сети
распространилась новость о том, что трансляцию российского «парада победы» якобы посмотрело больше людей, чем смотрели открытие Олимпиады в Париже. В сюжете отмечается, что парад в Москве смотрели в прямом эфире зрители со всего мира, тогда как открытие Олимпиады большинство просматривало уже после события. Естественно, никакой статистики при этом пропагандисты не приводят.
Скриншот — Telegram
Однако данное видео является очередной пропагандистской подделкой. Оно не появлялось ни на
сайте, ни в
соцсетях французского информагентства. В
АFP действительно сообщали о параде в Москве, однако не сравнивали в своем материале количество зрителей этого события с открытием Олимпиады. В видеоролике
АFP отметили, что «Кремль использует ежегодный парад ко Дню Победы – по случаю 80-летия окончания Второй мировой войны – для разжигания патриотизма дома и демонстрации силы за рубежом, пока российские войска воюют в Украине», подчеркнув роль парада в распространении нарративов российской пропаганды.
Российские источники со ссылкой на данные Mediascope
заявляют, что
парад победы в прямом эфире посмотрели 38 миллионов человек. Точные цифры относительно того, сколько именно зрителей посмотрели открытие Олимпиады в Париже в 2024 году, отсутствуют. Однако известно, что
только французскую трансляцию смотрели около 23 миллионов, а американскую — еще 28 миллионов зрителей (это уже 50 миллионов — больше, чем указанная аудитория парада). Всего же событие в прямом эфире транслировали около 40 телеканалов из разных стран. Для сравнения: в 2020 году открытие Олимпиады
посмотрели 774 миллиона зрителей, но, согласно отчету Международного олимпийского комитета, прошлогоднее событие привлекло существенно большую аудиторию: всего за Олимпиадой следили 5 миллиардов человек. Следовательно, логично предположить, что за открытием следили даже больше зрителей, чем в 2020 году. Соответственно, приведенное в фейковом ролике сравнение не выдерживает никакой критики.
Российская пропаганда уже не в первый раз делает мишенью своих фейков Олимпиаду в Париже. Ранее мы опровергали информацию о том, что
постановщика церемонии открытия Олимпиады-2024 ударила молния и что событие
«получило больше всего негативных отзывов при обсуждении за последних 10 лет» – Microsoft.
Фейк: На билбордах в Берлине появилась реклама акции «Бессмертный полк»
2025-05-10
Офис, управляющий билбордом Uber, на котором якобы транслировали ролик, опроверг эту информацию.
В российских ресурсах
распространяются видеозаписи билбордов в Берлине, на которых якобы рекламировали акцию «Бессмертный полк». В ролике появляются фото ветеранов и надпись «Спустя восемьдесят лет они снова в Берлине» на русском и немецком языках.
Скриншот — Pikabu
Но, несмотря на широкое распространение «новости», даже российская аудитория заподозрила, что перед ними — фейк. В комментариях на развлекательном ресурсе Pikabu читатели возмутились: «авторы не понимают, как убого выглядит монтаж?», «организатор акции — искусственный интеллект» и «жаль, но фейк», а один из пользователей сайта даже создал собственную подделку, чтобы показать, как легко смонтировать подобное видео. Вероятно, авторы использовали нейросети для монтажа ролика. Но чтобы удостовериться в этом мы обратились к Uber Arena, которая обслуживает один из билбордов, фигурирующих в ролике. Менеджер партнерств компании Стефан Куше почти незамедлительно ответил нам, что в компании провели внутреннюю проверку и обнаружили, что это фейк, и такой материал не транслировали на рекламной площадке Uber Arena. Позже информацию подтвердила и пресс-служба компании. Мы также обратились в пресс-службу Limes — компании, руководящей другим билбордом из ролика, — однако на момент публикации материала не получили ответа на запрос.
В то же время важно понимать, что в ролике показаны одни из самых больших и прибыльных рекламных площадок Германии, с которыми сотрудничают мировые бренды. Маловероятно, что рекламодатели стали бы рисковать своей репутацией для трансляции пропагандистского контента. Хотя сама акция в Германии разрешена – в отличие от Украины, – но с 2022 года суд запретил использовать у мемориалов Второй мировой войны российскую и советскую символику. Целью акции заявлено чествование павших участников и жертв войны. Впрочем, на самом деле Россия использует мероприятие для продвижения своих лживых нарративов.
Так называемый День победы стал для России еще одним поводом к распространению фейков. Больше опровержений на эту тему читайте в материале
Фейк: Фридрих Мерц приедет в Россию на парад победы – Berliner Zeitung.