В мире электромобилей и благотворительности угасла ещё одна надежда. Хенрик Фискер, основатель обанкротившегося стартапа Fisker Inc., и его супруга Гита тихо свернули свой частный благотворительный фонд, созданный в конце 2021 года с амбициозной целью поддерживать инновации в здравоохранении, образовании, устойчивом развитии и мобильности, чтобы улучшить жизнь людей и животных. Однако эта мечта, зажжённая в эйфории бума электромобилей, так и не смогла воплотиться, оставив лишь тень несбывшихся обещаний.
Налоговая декларация, поданная в IRS в декабре 2024 года — спустя полгода после краха Fisker Inc. — была помечена как «финальный отчёт» фонда Geeta & Henrik Fisker Foundation. За три года своего существования фонд выделил всего около $100 000 на гранты, что стало печальным итогом для инициативы, которая должна была изменить мир. Хенрик Фискер не ответил на запросы о комментариях, оставив историю фонда в гнетущей тишине.
Фонд был создан в конце 2021 года, в разгар оптимизма вокруг стартапов электромобилей, подпитываемого слияниями со SPAC. Тогда же Rivian, вышедшая на биржу через традиционное IPO, учредила свой фонд, передав ему 1% акций, стоимость которых на пике достигала $643 миллионов, но позже упала до менее $100 миллионов. Rivian Foundation, несмотря на трудности, продолжает работу, выделив $10 миллионов на гранты в прошлом году и $2,2 миллиона в 2025 году. Фискеры же передали в свой фонд 229 000 акций Fisker Inc., стоивших около $4 миллионов в декабре 2021 года, и добавили лишь $5 000 наличными. К моменту анонса фонда в феврале 2022 года стоимость акций уже сократилась до $2,7 миллиона, а к сентябрю 2022 года — до $1,7 миллиона.
В первый год фонд не сделал ни одного гранта, что лишь подчёркивает его слабость. В финансовом году 2022–2023 (завершившемся 30 сентября 2023 года) он выделил всего $92 287 в фонд JP Morgan Charitable Gift Fund, а Фискеры внесли лишь $9 500 наличными. Активы фонда, почти полностью состоящие из акций, упали до $1,4 миллиона. В последний год фонд выделил лишь $1 988 тому же JP Morgan фонду, став финальной нотой его существования. Падение стоимости акций Fisker Inc., вызванное проблемами с производством и продажами дефектного электрокроссовера, окончательно подорвало возможности фонда.
Фонд не был единственным каналом благотворительности Фискеров. В 2022 году они упомянули поддержку проектов в образовании и здравоохранении с 2016 года. Также в декабре 2021 года они пожертвовали акции на $1,9 миллиона в фонд донорского управления (DAF) из личного траста, но информация о получателе остаётся скрытой. DAF, позволяющие вычитать стоимость акций из налогов без публичного раскрытия их дальнейшей судьбы, добавляют загадочности: неизвестно, были ли эти средства использованы до или после обесценивания акций.
Крах Geeta & Henrik Fisker Foundation — это горькое напоминание о хрупкости амбиций, рождённых в эйфории технологического бума. В то время как другие фонды продолжают бороться за свои цели, история Фискеров растворяется в тени неудач, оставляя лишь сожаления о несбывшихся мечтах и вопросы о том, что пошло не так в стремлении изменить мир к лучшему.
Оригинал
Уникальность