В этом месяце англо-голландской корпорацией Shell было заявлено о начале демонтажа оборудования на месторождении Brent, где изготавливалась нефть этой же марки, которая является ключевой для мирового рынка. Месторождения, где добывают нефть марки Brent, исчерпываются, и состав данной нефти ,скорее всего, изменится - учитывая и российские ресурсы.
Месторождение нефти, которое находится в Северном море на полпути между шотландскими островами и Норвегией, было открыто еще 44 года назад. Именно оно стало основой для разработки углеводородов в регионе. Кроме того, данный проект стал ведущим по добыче глубоководной нефти, в то время имела большое влияние на мировом рынке. Добыча началась с 1976 года, после того, как страны ОПЕК устроили "нефтяной шок". Тогда строительство нефтяных платформ в открытом море было довольно выгодным.
В акватории места рождения было смонтировано четыре башни, которые имели высоту в 121 метр от дна моря. Кстати, одна из этих башен уже готовится к демонтажу. В течение сорока лет работы отсюда выкачали нефти на общую сумму около 30 миллиардов фунтов стерлингов, но из них 20 миллиардов пошли в британскую казну в качестве налогов. Демонтаж платформы будет продолжаться в течение десяти лет и принесет убытки компании в несколько миллиардов фунтов.
А что станет с сортом нефти, которая поставлялась с данного месторождения, если Brent исчезнет? В настоящее время на мировом рынке на Brent приходится более двух третьих всего объема. Еще двадцать лет назад основными были американские сорта и их «бенчмарк» WTI, а сейчас ведущей на рынке является именно Brent. Это отчасти связь с тем, что главные центры спроса нефти переместились из Америки в Европу и Восточную Азию. К марке Брент привязаны и ключевые зарубежные сорта, среди них несколько арабских, а также российская смесь Urals. Кстати, и стоимость Североморск сортов теперь выше, чем на американских, хотя до конца 2000-х годов ситуация была противоположной.
Закрытие места рождения не является причиной полного исчезновения марки Brent. Нефть получила название в честь одноименного предприятия, но, на самом деле, в ее состав входят смеси различных сортов из других источников. Если быть более точным, то таких сортов сейчас четыре - кроме самой Brent, в продукте имеется часть из британского месторождения Фортиз, а также норвежских Осберг и Экофиск.
Кстати, практически все месторождения в Северном море со временем иссякают. Часть углеводородов, которая была самой доступной в данном регионе, уже давно скачана, а новые проекты являются достаточно дорогими. В последнее время был заметен спад уровня добычи, а тут еще и резкое уменьшение стоимости нефти. При цене в 60 долларов за баррель ни один из проектов на шельфах не является выгодным. Это может стать причиной того, что мировой рынок нефти начнет ориентироваться на сорт, которого еще не существует в природе.
Агентство Platts, которое устанавливало состав торговой марки, задумалось над этой проблемой. Единственным выходом из ситуации является поиск новых сортов, желательно распространенных и популярных, которые смогли дополнить данную смесь. Около месяца назад представителями агентства было заявлено о том, что рассматривается возможность добавить в Brent российскую Urals или западноафриканские виды нефти.
Позицию выбрано недостаточно удачно. Нефть из Нигерии, как и раньше, поступает на мировой рынок нестабильно. А по Российской Федерации действуют санкции. Энергосферу они затронули Лишь по касательной, что и послужило причиной ограничений финансирования, а также поставок высокотехнологичного оборудования. На покупку российской нефти запрета пока нет. Но, все же, существует угроза екскалации конфликта между РФ и странами Запада. Поэтому добавлять в новый продукт российскую нефть довольно рискованно.
Platts еще есть время на размышления. Есть предположение, что изменения должны произойти до 2017 года. Ранее ожидалось, что процесс затянется до 2018-2020 годов, но исчерпания ресурсов с месторождений Северного моря заставляет для быстрого принятия решения.
Для России включение национальной марки в качестве составляющей более широкого международного эталона, конечно, выгодно. Хотя, не факт, что это станет именно Urals. Эту нефть добывают в Поволжье и она имеет некоторые отличия, а также она смешивается в трубе с сибирскими вариациями, которые являются чистые и легкие. Поставка той же Siberian Light в обход Поволжского региона невозможна. А строительство нефтепроводов для легкой и тяжелой нефти является весьма проблематичным.
Выгодным для России является то, что финансовые рынки смогут получить дополнительные доходы от иностранных капиталов. Кроме того, станет больше уровень спроса российской нефти, под которую будут подстраиваться зарубежные переработчики и трейдеры. Еще до того, станет больше сама стоимость, которая на сегодняшний день меньше от Brent на 2-3 доллара, при том, что качество практически идентичная.
Кстати, отдельным странам не удается сделать национальный «бенчмарк» глобальным и повсеместно торгующимся эталоном. Если, например, принять во внимание Dubai Crude. То данная марка долгие годы ведет торги на бирже в ОАЭ, но так и не получила возможности быть распространена на площадках вне Персидского залива. Хотя спрос на нее довольно высокий. В общем, вариант с вхождения в уже существующий «консорциум», который имеет мировое признание, является более перспективным, чем попытка раскрутки собственной марки. Что бы не говорили, но США и Великобритания остаются доминирующей силой на мировых финансовых рынках, в том числе и в торговле сырьевыми товарами. Значит, нужно попробовать воспользоваться шансом, который дает остальным игрокам истощение месторождений изначальной Brent в Северном море.