Банки обязаны возвращать клиентам деньги, украденные с их карт мошенниками, если нет доказательств, что клиенты сами спровоцировали кражу.
У владельцев платежных карт повысились шансы вернуть свои деньги в случае их кражи. Такую возможность дает правовая позиция Верховного суда Украины (ВСУ), сформулированная в ходе рассмотрения дела № 6-71цс15 в рамках разбирательства между Городским коммерческим банком (CityCommerce Bank; CCB) и его клиентом, пишет Finmaidan.
В 2012 году с платежной карты клиента банка через банкомат в Бангкоке было списано $2,4 тыс. Владелец карты в это время находился в Украине. На следующий день он обратился в банк с заявлением о блокировке карты и возврате списанных денег. Однако банк отказал, и клиент обратился в суд. Первые три судебные инстанции поддержали банк, ссылаясь на то, что операции по снятию наличных денег были проведены после введения правильного ПИН-кода, а по условиям договора клиент был обязан не разглашать его.
После этого клиент обратился в ВСУ, который принял иск к рассмотрению. Суд напомнил о том, что, согласно п. 37.2 ст. 37 закона "О платежных системах и переводе средств в Украине", пострадавшему клиенту банк обязан вернуть деньги за счет собственных средств плюс пеню. Кроме того, п.п. 6.7 и 6.8 положения № 223 определяют, что если клиент сразу же сообщил банку о неразрешенной операции, учреждение должно возместить ему сумму такой операции. Держатель карты не несет ответственности за проведение платежной операции, если карта была использована без его физического участия или электронной идентификации. Исключением являются случаи, когда было доказано, что действия или бездействие владельца карты, которыми он способствовал утрате или незаконному использованию карты, привели к списанию денег. В правовой позиции ВСУ указано, что если не было доказано обратное, мнение банка о вине держателя карты ошибочно.
Банкиры говорят, что вина клиентов в потере денег является довольно распространенным явлением, и опасаются, что некоторые из них теперь захотят "организовать" кражу денег ради компенсации.
Напомним, что с 12 ноября 2014 года украинские банки должны отчитываться перед всеми владельцами платежных карточек о проведенных ими операциях, об этом говорится в постановлении Нацбанка №705.
Отметим, общие правила безопасности при использовании пластика, которые повышают безопасность хранения ваших средств на карте, таковы:
✔ Никому не сообщайте свой пин-код. Если при покупке через интернет требуется ввести свой пин, вы однозначно имеете дело с мошенниками. Ни в ресторанах, ни в магазинах, ни в банках вы также никому не сообщаете заветные циферки - вводите их сами на специальном устройстве.
✔ Снимая деньги через банкомат, убедитесь, что проем, куда вставляется карта, выглядит привычным образом - там нет никаких лишних предметов. Скимминг - один из самых распространенных способов воровства денег с карт. Это когда к считывающему устройству в банкомате мошенники пристраивают свое устройство, позволяющее им пользоваться информацией с карт по своему усмотрению.
✔ При операциях через интернет-банк обратите внимание на адресную строку в браузере. Банки для денежных переводов всегда используют защищенное соединение (https). Если буковка «s» отсутствует, вы, скорее всего, собираетесь перевести деньги через фишинговый сайт. Это искусно созданный дубль настоящей странички сайта платежной системы, через который ваши денежки уйдут прямиком в руки мошенников.
✔ Периодически меняйте пароли от интернет-банка. Не используйте в качестве пароля к вашему электронному кошельку пароль от странички в соцсетях, а также от электронной почты.
http://dnpr.com.ua/content/banki-obyazany-vozvrashchat-ukradennye-so-schetov-dengi
http://banker.ua/bank_news/banks/20...vozvrashhat-klientam-ukradennye-s-kart-dengi/