Статью 286 Налогового кодекса планируется дополнить подпунктом 5.1.24, в котором указывается, что применять упрощенную систему налогообложения не в праве организации и индивидуальные предприниматели, размещающие в Интернете информацию о продаже товаров субъектом торговли или информацию о субъекте торговли, которая при этом содержит доменное имя сайта интернет-магазина, зарегистрированного в Торговом реестре Беларуси. В пункт 5.1.4 этой же статьи вносятся изменения, которые прямо указывают, что использование упрощенной системы налогообложения невозможно для организаций, осуществляющих розничную торговлю через интернет-магазин.
Бизнес-союзы обсуждали эту поправку с властями и были вынуждены ее принять из-за широкого распространения серых схем в интернет-торговле.
Из-под действия упрощенной системы налогообложения с нового года также предлагается исключить унитарные предприятия (за исключением унитарных предприятий республиканских государственно-общественных объединений), собственником имущества которых являются юрлица или государство, а также коммерческие организации, в которых блокирующий пакет принадлежит другим организациям или государству.
На данный момент ограничение распространяется только на унитарные предприятия, более 25% акций в уставных фондах которых принадлежит другим коммерческим или некоммерческим организациям. Если организации, подпавшие под скорректированные ограничения, работали по упрощенной системе налогообложения до 1 июля 2016 года, то запрет на использование упрощенки для них будет действовать с 1 июля по 31 декабря включительно.
В проекте закона о внесении изменений в Налоговый кодекс предлагается внести некоторые коррективы в общие критерии использования упрощенной системы налогообложения. Если на данный момент ей могут пользоваться организации со средней численностью работников за девять месяцев, предшествующих планируемому периоду начала использования упрощенки, не более 100 человек и выручкой не более BYR 10 300 млн, а также ИП с таким же размером выручки, то в новой редакции Налогового кодекса размер предельной выручки для ИП планируется ограничить BYR 1 125 млн.
В соответствии с п.п. 6.2 статьи 286 основанием для прекращения применения упрощенной системы налогообложения для ИП является достижение показателя выручки в BYR 1 500 млн, хотя ранее он был на уровне, установленном для организаций, – BYR 13 700 млн.
Снижается планка общей площади капитальных строений, зданий и сооружений, находящихся в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении, в отношении которых не произведена регистрация, – с 1 500 до 1 000 квадратных метров.
Еще одна поправка наряду со ставками в 5% (для организаций и ИП, не уплачивающих НДС) и 3% (для уплачивающих НДС субъектов) предусматривает введение ставки в 16% с некоторых внереализационных доходов. К этим внереализационным доходам относятся безвозмездно полученные товары (работы, услуги), имущественные права, иные активы, суммы безвозмездно полученных денежных средств.
Определенные изменения в проекте Налогового кодекса коснулись и единого налога. Они заключаются, в основном, в корректировках перечней деятельности, при которых физлица и ИП должны уплачивать единый налог. Среди прочего, уточнена деятельность, связанная с компьютерной техникой, при занятии которой ИП должен уплачивать единый налог. Это компьютерное программирование, консультационные услуги и другие сопутствующие услуги, деятельность в области информационного обслуживания, ремонт, техническое обслуживание офисных машин, компьютеров и периферийного оборудования, обучение работе на персональном компьютере, деятельность, связанная с компьютерными и электронными играми. При этом ставки единого налога для этого вида деятельности возрастут примерно на 15%.
Если сейчас единый налог обязаны уплачивать только ИП, сдающие жилье на краткие сроки (до 15 дней), то с Нового года под единый налог подпадут и ИП, сдающие жилье, машиноместа и на длительный срок.