Создатель и автор блога Monday Note Фредерик Фийу — о новых трендах на рынке мобайла и о том, какое влияние они оказывют на новостной бизнес.
В развивающихся странах использование мобильных девайсов продолжает расти.
В Нигерии, где население составляет 173 млн человек при среднем возрасте 18 лет, интернет-трафик с мобильных устройств составляет 76%. Об этом свидетельствует количество просмотров со страниц сайта.
В Индии, где население насчитывает 1,25 млн человек, этот показатель равняется 65%. Что значительно выше по сравнению с другими странами: 23% — в Великобритании, 22% — в США и 14% — во Франции.
Популярности мобильных устройств в развивающихся странах способствуют как минимум четыре фактора:
Развитие инфраструктуры сотовой связи (например, в Папуа-Новой Гвинее) ускоряется благодаря тому, что снизились цены на «железо», улучшились качество и безопасность работы, эффективнее стала использоваться энергия. В качестве бесперебойной движущей силы здесь срабатывают законы Мура и Меткалфа.
Конкуренция между азиатскими производителями мобильных устройств. Сейчас на кону стоят сотни миллионов изделий, если не миллиарды. При этом они ориентированы только на рынок устройств на основе Android.
Благодаря огромному числу дешёвых смартфонов укрепляется экосистема приложений в области коммерции, образования и медицины.
Конкуренция между Facebook и Google. Помимо их футуристических проектов с летающими в небе интернет-дронами, шарами и спутниками, эти два интернет-гиганта работают сейчас над разработкой супербыстрых и лёгких приложений для 3G- и 2G-сетей. Например, Facebook Lite.
Все эти факторы пригодятся веб-издателям, которые благодаря простым приложениям, при минимальных затратах на распространение, смогут привлечь большую аудиторию.
В западных странах мобильные устройства — неотъемлемая часть жизни каждого человека.
Девять миллениалов (2) из десяти признают, что всюду берут с собой свои мобильные гаджеты.
Шесть из десяти считают, что в течение следующих пяти лет будут сидеть в интернете исключительно на смартфонах.
В 2015 году 51% потраченного времени, проведенного на цифровых носителях, приходится на мобильные устройства. Однако рекламы это не коснулось: только 14% от общих рекламных инвестиций в диджитал приходится на мобильную рекламу.
Если сейчас мы взглянем на это в контексте потребления всех медиа вообще, включая телевидение, печатные издания и т.д. (на рынке США), то результаты окажутся плачевными для печатных СМИ: на различные газеты и журналы тратится всего 4% времени, но те по-прежнему удерживают позиции — 18% от общих инвестиций в рекламу. Сравните результаты с рынком мобайла: 24% времени тратится на цифровые медиа (в 6 раз больше печатных СМИ), но только 8% — на рекламу (меньше половины). Угадайте, кто проигрывает в этой неизбежной гонке? Даже если печатные издания сфокусируются на своей нише, стоимость рекламы на более развитых, чем мобайл, рынках будет выше. Перевес в сторону первых останется значительным.
Сейчас мобильные девайсы не ограничиваются своей изначальной функцией: как подчеркнул аналитик Бенедикт Эванс в A16z, мобильные устройства больше не используются на ходу; более 90% людей выходят в интернет на смарфонах из дома. Теперь как никогда актуально стало создавать контент специально для мобильных устройств, особенно в индустрии новостей.
Наиболее заметным в эволюции мобильной рекламы будет сдвиг в форматах экрана — от классического горизонтального, унаследованного от стационарных компьютеров, к более органичной для мобильных устройств вертикальной подаче информации.
Сегодня по данным отчёта от мая 2015 года, около 29% от времени, которое пользователи тратят на цифровые носители, приходится на вертикальные экраны, хотя пять лет назад показатель составлял лишь 5%. Сообщество рекламщиков (на которое больше влияют издатели, чем креативные агентства) начинает откликаться на возникающие тенденции, и это все изменит:
Пользователи Snapchat готовы просмотреть рекламу полностью, потому что им не нужно переворачивать телефон, как утверждает Bloomberg BusinessWeek в статье о стратегии Snapchat.
Рекламные ролики для мобильных устройств будут становиться короче (около 10 секунд), чем для ПК, которые ставят перед пользователями дилемму: либо пропустить рекламу, подождав пару секунд, как на Youtube, либо уйти совсем (когда натыкаются на повторяющуюся кричащую рекламу, которую никак нельзя закрыть, они не возвращаются на сайт). Snapchat был настолько уверен в том, что нашёл идеальную формулу, выбрав 10-секундные ролики, что поднял цену CPM до $1000. Сейчас она снизилась до $20 за тысячу кликов, но всё равно показатели в 5-10 раз выше обычной стоимости мобильной рекламы. Snapchat утверждает, что дела с видео идут хорошо:
В их 23-страничной маркетинговой презентации, которую компания отправляет рекламным агентствам, говорится о том, что более 60% пользователей смартфонов в США в возрасте от 13 до 34 лет активно пользуются сервисом и просматривают свыше 20 млрд видео каждый день. Это число равняется половине просматриваемых видео на Facebook (который на семь лет старше), хотя у него в 10 раз больше пользователей.
В числе других заметных изменений в мобайле, которые могут повлиять на новостной бизнес, — рост популярности мессенджеров. Вот список самых крупных из них (MAUS означает число активных пользователей в месяц).
Цифры потрясают воображение как в абсолютном масштабе, так и по показателям роста. Эти сервисы вскоре должны стать самостоятельными платформами.
Неизбежно они будут включать новости, которые в перспективе смогут удерживать больше пользователей (Snapchat уже так и делает). Можно рассматривать эту тенденцию как благоприятный знак для веб-издателей: кто-то увидит в этом ещё один выгодный канал распространения контента; однако он может оказаться не самым надёжным, потому что для таких платформ контент всегда будет побочной опцией одноразового пользования.
(1) Большинство данных взято из отчёта Мэри Микер из Kleiner Perkins о последних трендах в интернете, eMarketer, Search Engine Land, PwC.
(2) Возрастной сегмент: миллениалы — молодые люди 19-34 лет, по данным 2015 года; поколение X: 35-50 лет; бэби-бумеры: 51—69 лет.
Источник