61% медийщиков имеют дополнительные подработки кроме основного места работы, 26% из них не в медийной сфере. Об этом свидетельствуют результаты анонимного количественного онлайн-опроса журналистов, проведенного Институтом массовой информации (ИМИ) в сентябре 2024 года.
Согласно результатам, медийщики, имеющие дополнительные подработки, преимущественно являются ФЛПами (76% опрошенных ФЛП указали, что имеют более одного места работы) и теми, кто работает без договора с работодателем и получают деньги прямо на карточку физлица (64%).
О дополнительных подработках также указали 54% опрошенных медийщиков, являющихся штатными работниками. На четвертом месте – журналисты, работающие по гражданско-правовому договору (50% рассказали о дополнительных подработках).
«Такой результат опроса может указывать на нестабильность медиарынка и плохие экономические условия, поскольку медийщики вынуждены искать дополнительные источники дохода из-за низкой оплаты или нехватки постоянных рабочих мест», — считают ИМИ.
22% опрошенных ИМИ медийщиков указали свою месячную зарплату в диапазоне от 15 до 20 тыс. грн, в то время как в 2020 году о такой сумме в исследовании ИМИ говорили 12%. Еще 21% респондентов зарабатывают от 5 до 10 тыс. грн в месяц, 15% — более 20 тыс грн, по 11% — менее 5 тыс. грн. и более 30 тыс грн. Наименьшие проценты в диапазонах до 5 тыс. грн. (10%), более 50 тыс. грн. (7%) и свыше 100 тыс. грн. (1%).
И хотя кажется, что возросла доля тех, кто имеет стабильные средние зарплаты (15-20 тысяч) по сравнению с данными 2020 года, на самом деле с учетом изменения курса доллара экономическая ситуация выглядит менее оптимистично.
«Хотя номинальные зарплаты журналистов в гривнах выросли, их реальная покупательная способность снизилась. Фактически заработок в диапазоне 15-20 тыс. грн в 2024 году, при курсе 41,2, соответствует примерно $364-$485, тогда как в 2020 году заработок в этом же диапазоне (15-20 тыс. грн) при курсе 26,3 соответствовал бы примерно $570-$760. В долларовом эквиваленте заработки фактически упали, что указывает на снижение реального уровня жизни журналистов. Этот факт также свидетельствует о том, что рост зарплат в медийной отрасли не успевает по темпам инфляции и девальвации гривни, что является серьезным вызовом для медийной сферы, поскольку работники вынуждены искать другие источники дохода или дополнительные подработки, являющиеся распространенной практикой в этой области», - отметили в ИМИ.
2% опрошенных ИМИ медийщиков, принявших участие в опросе, указали, что работают в медиа на волонтерских началах.
ИМИ обратил внимание и на то, что зарплаты мужчин-респондентов оказались выше примерно на 13% зарплат женщин-респонденток (29%), что указывает на необходимость внедрения гендерной политики и мер по обеспечению равенства в оплате труда в медиаиндустрии.
Исследование проводилось с 1 по 30 сентября 2024 методом количественного анонимного онлайн-опроса по простой случайной выборке среди потенциальных респондентов — работающих журналистов и редакторов. Всего было получено 124 ответа от украинских медийщиков, проживающих во всех регионах Украины, на временно оккупированных территориях и за границей. Из них 64% женщин, 36% мужчин. Максимальная погрешность составляет 5%.
по материалам
уникальность