Возможное введение эмбарго на импорт кондитерских изделий может лишить российских потребителей лишь сладостей класса люкс.Большинство кондитерских гигантов не импортируют свою продукцию, а производят на фабриках в России.
Список продуктов, запрещенных к ввозу в Россию, может быть расширен. Глава Минсельхоза Александр Ткачев, ответственный за подготовку санкционных списков, заявил в среду в интервью телеканалу «Россия 24», что не исключает, в частности, запрета на ввоз в Россию кондитерских изделий из стран, подпавших под продуктовое эмбарго. «Выносим предложение на рассмотрение запретить ввоз на территорию нашей страны кондитерских изделий», — сказал Ткачев. По его словам, эту идею предложил Россельхознадзор.
В июне в ходе Петербургского экономического форума глава Россельхознадзора Сергей Данкверт заявил, что производители, особенно региональные, считают разумным ввести эмбарго в отношении кондитерских изделий. «Россельхознадзор просто озвучил позицию производителей, а не выдвинул свою инициативу, поскольку не обладает полномочиями запрещать что-либо в рамках санкционного списка, а только может рекомендовать», — говорит представитель Россельхознадзора Юлия Трофимова. Какой именно перечень кондитерских изделий Россельхознадзор «озвучил» Минсельхозу, она назвать отказалась. В Минсельхозе детали также не комментируют.
Сегодня президент Владимир Путин уже подписал указ о продлении запрета на импорт значительного ассортимента продукции из США, Канады, стран ЕС, Австралии и Норвегии. Список конкретных продуктов будет утвержден постановлением правительства. Пресс-секретарь премьер-министра Наталья Тимакова утверждает, что подобные предложения Минсельхоза в правительство пока не поступали: «Руководство правительства, включая премьер-министра Дмитрия Медведева, окончательный вариант списка не утвердило».
Кроме кондитерских изделий, под запрет может подпасть импорт цветов, допустил глава Минсельхоза Александр Ткачев. По данным исследования Global Reach Consulting, в структуре российского цветочного рынка на импорт приходится 80%. При этом сам рынок оценивается в 161 млрд руб. Основным поставщиком цветов в Россию являются Нидерланды. Более трети (38%) объема импорта цветов в Россию приходится непосредственно на продукцию, выращенную в Голландии. Кроме того, из этой страны в Россию поступают и цветы из других стран, так как в Нидерландах проходят крупнейшие цветочные аукционы, на которых реализуются крупные оптовые партии цветов со всего мира. «Пока не известны точные коды продукции, которая будет затронута эмбарго, оценить последствия трудно. Цветочный рынок очень многогранен — это и срезанные, и горшечные цветы, посадочные материалы и прочее», — говорит председатель совета директоров компании «Бизнес-Букет» Валерий Стаин. Продукция стран, из которых ввоз не будет запрещен, занимает около 60% российского рынка: Эквадор, Колумбия, Кения. «С помощью транспортных компаний, специализирующихся на консолидации закупок для игроков цветочного рынка, можно организовать прямой импорт из этих стран», — говорит Стаин.
Шоколадное спокойствие
Производители кондитерских изделий внимательно следят за заявлениями глав Минсельхоза и Россельхознадзора, говорит исполнительный директор Ассоциации предприятий кондитерской промышленности (АСКОНД) Вячеслав Лашманкин. В ассоциацию входят в том числе такие крупные производители, как «Мон'дэлис Русь», «Красный Октябрь», «Бабаевский», «Рот Фронт», «Русский шоколад» и прочие. По словам Лашманкина, АСКОНД с идеей вводить эмбарго на поставки кондитерской продукции в Россельхознадзор не обращался.
По данным РБК.research, в 2013 году объем потребления шоколада и кондитерских изделий (кроме мучных) составил 1,9 млн т, при этом доля импортных продуктов составила всего 16%. Крупнейшим импортером в Россию была Украина — на поставки оттуда приходилось 6,4%, на все остальные страны — 9,6%. Остальные 84% съедаемой россиянами сладкой продукции приходится на собственное производство.
В 2015 году ужесточится режим ввоза в страну безлактозной кисломолочной продукции, в частности сыров. Теперь производителям и импортерам придется регистрировать ее как лечебно-профилактическую продукцию, что, по мнению участников рынка, закроет существующую сейчас лазейку для ввоза ее в Россию.
Причина такой большой доли российского шоколада на полках в том, что основную часть продукции глобальные компании не импортируют, а производят в России. В случае введения запрета швейцарская Nestlé будет продолжать поставлять продукцию со своих фабрик в Перми и Самаре (бренды Nestlé, Nesquik, Nuts, Kit Kat и прочие), а американская Mondelēz International — во Владимирской, Новгородской областях, а также в Покрове и Великом Новгороде (бренды Alpen Gold, Picnic), заявили РБК в пресс-службах компаний.
Минус люкс
А вот кондитерские изделия премиум-класса, в случае если предложения Минсельхоза будут поддержаны, могут пропасть из российских магазинов. В Россию импортируются в основном люксовые марки, говорит исполнительный директор Центра исследований кондитерского рынка Елизавета Никитина. По ее оценке, премиальный шоколад занимает около 15% рынка в денежном выражении. Основные поставщики — Германия, Италия, Польша, Франция и Нидерланды. Например, Mondelēz International импортирует в Россию шоколадные конфеты Cote d’Or из Бельгии и шоколад Toblerone из Швейцарии, рассказал РБК координатор по внешним коммуникациям ООО «Мон'дэлис Русь» Андрей Самодин. Значительная часть продукции под брендом Ferrero, которая есть на полках в торговой сети Metro, также импортируется, говорит руководитель по внешним коммуникациям Metro C&C Оксана Токарева.
Общий объем импорта кулинарной продукции премиум-класса с начала 2015 года и так сильно сократился: шоколада — более чем в три раза, бисквитов — в 2,5–3 раза, говорит Никитина. Причина — в снижении покупательной способности россиян и падении курса рубля.
Пострадают дорогие магазины
Запрет на ввоз кондитерской продукции может ударить в первую очередь по торговым сетям, работающим в высоком ценовой сегменте. Например, в ассортименте «Азбуки вкуса» более 50% кондитерских изделий — это импорт, в основном Европа, США почти нет, говорит представитель сети «Азбука вкуса» Андрей Голубков. «Это товары от среднего до премиум-сегмента. Думаю, мы найдем им альтернативу», — надеется он.
В постоянном ассортименте «Ашана» доля европейских производителей не превышает 7–8% (лишь на Новый год и 8 Марта вырастает до 10–12%), это средний и высокий ценовой сегменты, говорит директор по внешним коммуникациям «Ашан Россия» Мария Курносова. Под собственной торговой маркой «Ашан» импортирует около 15 позиций, включая шоколад и печенье, поэтому в случае запрета влияние будет незначительным, говорит она. По словам представителя ГК «Дикси» Екатерины Куманиной, в этой сети доля американской и европейской продукции в товарообороте кондитерских изделий также не превышает 7%. Основная доля приходится на шоколадные плитки и печенье.
Ретейлеры считают, что заменить дорогую импортную кондитерскую продукцию будет несложно. В первую очередь за счет российского производства и стран, не подпавших под запрет, говорит менеджер по региональным коммуникациям сети «Лента» Яна Могилева. Ассортиментное предложение от производителей России, Белоруссии и иностранных брендов, имеющих производственные мощности в России, позволит заместить большинство позиций, соглашается представитель ГК «Дикси» Екатерина Куманина.
Источник
Список продуктов, запрещенных к ввозу в Россию, может быть расширен. Глава Минсельхоза Александр Ткачев, ответственный за подготовку санкционных списков, заявил в среду в интервью телеканалу «Россия 24», что не исключает, в частности, запрета на ввоз в Россию кондитерских изделий из стран, подпавших под продуктовое эмбарго. «Выносим предложение на рассмотрение запретить ввоз на территорию нашей страны кондитерских изделий», — сказал Ткачев. По его словам, эту идею предложил Россельхознадзор.
В июне в ходе Петербургского экономического форума глава Россельхознадзора Сергей Данкверт заявил, что производители, особенно региональные, считают разумным ввести эмбарго в отношении кондитерских изделий. «Россельхознадзор просто озвучил позицию производителей, а не выдвинул свою инициативу, поскольку не обладает полномочиями запрещать что-либо в рамках санкционного списка, а только может рекомендовать», — говорит представитель Россельхознадзора Юлия Трофимова. Какой именно перечень кондитерских изделий Россельхознадзор «озвучил» Минсельхозу, она назвать отказалась. В Минсельхозе детали также не комментируют.
Сегодня президент Владимир Путин уже подписал указ о продлении запрета на импорт значительного ассортимента продукции из США, Канады, стран ЕС, Австралии и Норвегии. Список конкретных продуктов будет утвержден постановлением правительства. Пресс-секретарь премьер-министра Наталья Тимакова утверждает, что подобные предложения Минсельхоза в правительство пока не поступали: «Руководство правительства, включая премьер-министра Дмитрия Медведева, окончательный вариант списка не утвердило».
Кроме кондитерских изделий, под запрет может подпасть импорт цветов, допустил глава Минсельхоза Александр Ткачев. По данным исследования Global Reach Consulting, в структуре российского цветочного рынка на импорт приходится 80%. При этом сам рынок оценивается в 161 млрд руб. Основным поставщиком цветов в Россию являются Нидерланды. Более трети (38%) объема импорта цветов в Россию приходится непосредственно на продукцию, выращенную в Голландии. Кроме того, из этой страны в Россию поступают и цветы из других стран, так как в Нидерландах проходят крупнейшие цветочные аукционы, на которых реализуются крупные оптовые партии цветов со всего мира. «Пока не известны точные коды продукции, которая будет затронута эмбарго, оценить последствия трудно. Цветочный рынок очень многогранен — это и срезанные, и горшечные цветы, посадочные материалы и прочее», — говорит председатель совета директоров компании «Бизнес-Букет» Валерий Стаин. Продукция стран, из которых ввоз не будет запрещен, занимает около 60% российского рынка: Эквадор, Колумбия, Кения. «С помощью транспортных компаний, специализирующихся на консолидации закупок для игроков цветочного рынка, можно организовать прямой импорт из этих стран», — говорит Стаин.
Шоколадное спокойствие
Производители кондитерских изделий внимательно следят за заявлениями глав Минсельхоза и Россельхознадзора, говорит исполнительный директор Ассоциации предприятий кондитерской промышленности (АСКОНД) Вячеслав Лашманкин. В ассоциацию входят в том числе такие крупные производители, как «Мон'дэлис Русь», «Красный Октябрь», «Бабаевский», «Рот Фронт», «Русский шоколад» и прочие. По словам Лашманкина, АСКОНД с идеей вводить эмбарго на поставки кондитерской продукции в Россельхознадзор не обращался.
По данным РБК.research, в 2013 году объем потребления шоколада и кондитерских изделий (кроме мучных) составил 1,9 млн т, при этом доля импортных продуктов составила всего 16%. Крупнейшим импортером в Россию была Украина — на поставки оттуда приходилось 6,4%, на все остальные страны — 9,6%. Остальные 84% съедаемой россиянами сладкой продукции приходится на собственное производство.
В 2015 году ужесточится режим ввоза в страну безлактозной кисломолочной продукции, в частности сыров. Теперь производителям и импортерам придется регистрировать ее как лечебно-профилактическую продукцию, что, по мнению участников рынка, закроет существующую сейчас лазейку для ввоза ее в Россию.
Причина такой большой доли российского шоколада на полках в том, что основную часть продукции глобальные компании не импортируют, а производят в России. В случае введения запрета швейцарская Nestlé будет продолжать поставлять продукцию со своих фабрик в Перми и Самаре (бренды Nestlé, Nesquik, Nuts, Kit Kat и прочие), а американская Mondelēz International — во Владимирской, Новгородской областях, а также в Покрове и Великом Новгороде (бренды Alpen Gold, Picnic), заявили РБК в пресс-службах компаний.
Минус люкс
А вот кондитерские изделия премиум-класса, в случае если предложения Минсельхоза будут поддержаны, могут пропасть из российских магазинов. В Россию импортируются в основном люксовые марки, говорит исполнительный директор Центра исследований кондитерского рынка Елизавета Никитина. По ее оценке, премиальный шоколад занимает около 15% рынка в денежном выражении. Основные поставщики — Германия, Италия, Польша, Франция и Нидерланды. Например, Mondelēz International импортирует в Россию шоколадные конфеты Cote d’Or из Бельгии и шоколад Toblerone из Швейцарии, рассказал РБК координатор по внешним коммуникациям ООО «Мон'дэлис Русь» Андрей Самодин. Значительная часть продукции под брендом Ferrero, которая есть на полках в торговой сети Metro, также импортируется, говорит руководитель по внешним коммуникациям Metro C&C Оксана Токарева.
Общий объем импорта кулинарной продукции премиум-класса с начала 2015 года и так сильно сократился: шоколада — более чем в три раза, бисквитов — в 2,5–3 раза, говорит Никитина. Причина — в снижении покупательной способности россиян и падении курса рубля.
Пострадают дорогие магазины
Запрет на ввоз кондитерской продукции может ударить в первую очередь по торговым сетям, работающим в высоком ценовой сегменте. Например, в ассортименте «Азбуки вкуса» более 50% кондитерских изделий — это импорт, в основном Европа, США почти нет, говорит представитель сети «Азбука вкуса» Андрей Голубков. «Это товары от среднего до премиум-сегмента. Думаю, мы найдем им альтернативу», — надеется он.
В постоянном ассортименте «Ашана» доля европейских производителей не превышает 7–8% (лишь на Новый год и 8 Марта вырастает до 10–12%), это средний и высокий ценовой сегменты, говорит директор по внешним коммуникациям «Ашан Россия» Мария Курносова. Под собственной торговой маркой «Ашан» импортирует около 15 позиций, включая шоколад и печенье, поэтому в случае запрета влияние будет незначительным, говорит она. По словам представителя ГК «Дикси» Екатерины Куманиной, в этой сети доля американской и европейской продукции в товарообороте кондитерских изделий также не превышает 7%. Основная доля приходится на шоколадные плитки и печенье.
Ретейлеры считают, что заменить дорогую импортную кондитерскую продукцию будет несложно. В первую очередь за счет российского производства и стран, не подпавших под запрет, говорит менеджер по региональным коммуникациям сети «Лента» Яна Могилева. Ассортиментное предложение от производителей России, Белоруссии и иностранных брендов, имеющих производственные мощности в России, позволит заместить большинство позиций, соглашается представитель ГК «Дикси» Екатерина Куманина.
Источник