Глава парламентского комитета по финансам, налоговой и таможенной политике Даниил Гетманцев обратился к правоохранительным органам из-за масштабных нарушений на топливном рынке.
По его словам, в Украине действуют 428 нелегальных автозаправок, активно производится суррогатное топливо, а в легальных сетях до сих пор практикуются выплаты «в конвертах». Об этом он сообщил на своем YouTube-канале, передает Коммерсант Украинский.
Старая проблема с новыми масштабами
Гетманцев подчеркнул, что теневые схемы в топливной отрасли не исчезли, несмотря на ужесточение контроля в последние годы. По его словам, в Европе качество дорог напрямую связано с «белым» рынком топлива и прозрачной уплатой налогов, тогда как в Украине этот сектор десятилетиями оставался в тени.
«Еще в 2021 году бюджет терял до 20 млрд грн ежегодно из-за нелегальных схем. Производство “бадяги” — суррогатного топлива из газового конденсата с химическими добавками — оставалось одной из самых прибыльных схем», — отметил он.
Нелегальные заправки, не имеющие документов и лицензий, продавали такое топливо без налогов. Другая распространенная практика — фиктивная продажа «белого» топлива «в черную», что позволяло уклоняться от уплаты НДС.
Серые схемы и «чековый бизнес»
По словам главы комитета, нарушения встречаются и среди легальных операторов. На некоторых АЗС клиентов спрашивают, нужен ли чек. Эти неиспользованные чеки впоследствии продаются компаниям, которые «накручивают» расходы и снижают налоговые обязательства.
Государственные меры и частичные успехи
С 2023 по 2024 год власти провели масштабную кампанию против теневого рынка: аннулировали сотни лицензий и заблокировали более 5 млрд грн схемного НДС. Это принесло ощутимый результат — налоговые поступления выросли, а средняя зарплата в отрасли увеличилась с 16 до 24 тыс. грн. В 2024 году бюджет дополнительно получил 5,7 млрд грн, а новая норма закона об обязательных авансовых платежах в 60 тыс. грн в месяц принесла еще 1,3 млрд грн.
Однако, по словам Гетманцева, часть рынка все еще работает в тени. Средние зарплаты у международных сетей, таких как ОККО и Shell, составляют около 50 тыс. грн, тогда как у сетей БРСМ или Авантаж-7 — втрое меньше, что указывает на выплаты наличными.
Черный рынок и дисбаланс налогов
По данным Нефтегазовой ассоциации Украины, в стране действует 428 нелегальных АЗС без регистрации и лицензий. Они продают суррогатное топливо, не выдают чеки и полностью обходят налогообложение.
Даже среди зарегистрированных операторов сохраняются перекосы: сеть Кло при большем объеме продаж платит на 24% меньше налогов, чем Сакар, а у Авантаж-7 отчисления вдвое ниже при большем объеме реализации. В пересчете на литр топлива это 1,42 грн против 3 грн у прозрачных сетей.
источник
уникальность
По его словам, в Украине действуют 428 нелегальных автозаправок, активно производится суррогатное топливо, а в легальных сетях до сих пор практикуются выплаты «в конвертах». Об этом он сообщил на своем YouTube-канале, передает Коммерсант Украинский.
Старая проблема с новыми масштабами
Гетманцев подчеркнул, что теневые схемы в топливной отрасли не исчезли, несмотря на ужесточение контроля в последние годы. По его словам, в Европе качество дорог напрямую связано с «белым» рынком топлива и прозрачной уплатой налогов, тогда как в Украине этот сектор десятилетиями оставался в тени.
«Еще в 2021 году бюджет терял до 20 млрд грн ежегодно из-за нелегальных схем. Производство “бадяги” — суррогатного топлива из газового конденсата с химическими добавками — оставалось одной из самых прибыльных схем», — отметил он.
Нелегальные заправки, не имеющие документов и лицензий, продавали такое топливо без налогов. Другая распространенная практика — фиктивная продажа «белого» топлива «в черную», что позволяло уклоняться от уплаты НДС.
Серые схемы и «чековый бизнес»
По словам главы комитета, нарушения встречаются и среди легальных операторов. На некоторых АЗС клиентов спрашивают, нужен ли чек. Эти неиспользованные чеки впоследствии продаются компаниям, которые «накручивают» расходы и снижают налоговые обязательства.
Государственные меры и частичные успехи
С 2023 по 2024 год власти провели масштабную кампанию против теневого рынка: аннулировали сотни лицензий и заблокировали более 5 млрд грн схемного НДС. Это принесло ощутимый результат — налоговые поступления выросли, а средняя зарплата в отрасли увеличилась с 16 до 24 тыс. грн. В 2024 году бюджет дополнительно получил 5,7 млрд грн, а новая норма закона об обязательных авансовых платежах в 60 тыс. грн в месяц принесла еще 1,3 млрд грн.
Однако, по словам Гетманцева, часть рынка все еще работает в тени. Средние зарплаты у международных сетей, таких как ОККО и Shell, составляют около 50 тыс. грн, тогда как у сетей БРСМ или Авантаж-7 — втрое меньше, что указывает на выплаты наличными.
Черный рынок и дисбаланс налогов
По данным Нефтегазовой ассоциации Украины, в стране действует 428 нелегальных АЗС без регистрации и лицензий. Они продают суррогатное топливо, не выдают чеки и полностью обходят налогообложение.
Даже среди зарегистрированных операторов сохраняются перекосы: сеть Кло при большем объеме продаж платит на 24% меньше налогов, чем Сакар, а у Авантаж-7 отчисления вдвое ниже при большем объеме реализации. В пересчете на литр топлива это 1,42 грн против 3 грн у прозрачных сетей.
источник
уникальность