Aliaksandre
ТОП-МАСТЕР
Больше четырех месяцев Виктор из Беларуси пытается вернуть свои деньги с карточки «МТБанка» «Халва+». Говорит, что его миллионы пропали еще 22 мая. Их сняли в Турции и США. Банк от пропажи открестился. Виктору ответили, что он нарушил правила пользования карточкой.
— Утром 23 мая мне позвонил сотрудник «МТБанка» и спросил, расплачивался ли я или снимал деньги с карточки в Турции и США. Оказалось, что вечером за пять минут по моей карте прошли платежи почти на 50 миллионов рублей, — рассказывает начало истории минчанин. — В Турции списали 49 миллионов с небольшим, и по мелочи — в США. Ровно столько позволил суточный лимит. И что интересно, я сам был в Минске, карточка все время была при мне. В Турции вообще ни разу не был.
Как уже позже выяснил банк, в Турции несколько оплат были даже «с физическим присутствием карты». Как это могло случиться, если карточка была у минчанина при себе, неизвестно. Подозревает, что ее подделали.
— Сразу же после звонка я приехал в банк и написал заявление о несанкционированных платежах. В заявлении попросил разобраться в ситуации и вернуть мне деньги. Мне сказали, что через две недели мое заявление рассмотрят.
Все суммы, которые украли со счета Виктора на тот момент, были блокированы (ожидали обработки). Правда, через несколько дней турецкие операции перешли в статус успешно обработанных.
— Еще через несколько дней оказалось, что 27 миллионов (самая крупная из 4 операций), снятые в Турции, мне вернули на карточку. По крайней мере, я увидел, что она отображена на моем счете в интернет-банкинге, — объясняет Виктор. — Я обрадовался и поехал сразу же снимать деньги. Но из-за стандартного лимита в 15 миллионов по перевыпущенной карточке сделать этого не смог. Пока я менял лимиты, оказалось, что денег на карточке уже нет. Уже потом «МТБанк» сообщил, что произошла «техническая ошибка в программном обеспечении».
По словам Виктора, он ждал больше месяца с момента подачи заявления, потом пытался дозваниваться в банк, но прямых номеров специалистов, которые занимаются этими вопросами, ему не дали. В итоге он написал электронное обращение в сам банк, а копию отправил в Нацбанк.
— Нацбанк сделал запрос в «МТБанк», и уже в июле я смог узнать подробности дела, — рассказывает Виктор. — Оказалось, что у «МТБанка» есть даже чек из какого-то турецкого магазина, который подтверждает, что в одном из четырех случаев расплачивались моей карточкой. На чеке была даже подпись покупателя. Банк инициировал процедуру опротестования через систему Visa International. В письме Нацбанк указал, что «МТБанк» следует рекомендациям Нацбанка в части применения принципа нулевой ответственности. В общем, надежда на возврат денег была.
А первого сентября «МТБанк» наконец-то ответил на майское заявление Виктора. И оказалось, что денег ему не вернут. Банк сообщил, что опротестовать турецкие операции «не предоставляется возможным». Объяснений, по словам мужчины, так и не последовало.
— Более того, даже несмотря на рекомендованный принцип нулевой ответственности, банк деньги мне возвращать не собирался, — говорит мужчина. — Потому что, мол, это я сам виноват, так как нарушил правила пользования карточками. То есть у меня не было SMS-оповещений, я не обратился в течение часа после первой несанкционированной операции по снятию денег. Из-за этого, мол, банк не смог оперативно реагировать на проведение операций. И мошенники смогли снять такие большие суммы.
— Кроме того, оказывается, я не должен был менять лимиты по карточке. Как следует из их правил, если лимиты выше стандартных, то в таком случае банк не несет никакой ответственности за «любые несанкционированные операции, проведенные сверх установленных банком стандартных ограничений (лимитов)».
Правда, Виктор признается, часть денег, 16,735 миллиона (одна из проведенных в Турции операций), банк ему все-таки вернул.
— Как я понял из текста письма, эта сумма не превышала стандартные лимиты, поэтому «МТБанк» и решил ее вернуть, — разводит руками минчанин. — Я считаю, что банк не прав. По-моему, то, что я не подключил SMS-оповещение или не позвонил в течение часа, повлекло лишь «неоперативное реагирование» на ситуацию (как и следует из их ответа), а не сами мошеннические действия. Менять же лимиты по карточке — это вообще обычная операция...
Мнение Виктора: кража моих денег с карточки стала возможной из-за недостаточного уровня защиты платежного средства. У банка отсутствует авторизация данных операций по PIN-коду при проведении несанкционированных операций. Да и вообще, как можно было провести списание по поддельной карте? Этого я не понимаю. Потому обратился с заявлением в Следственный комитет, а также консультируюсь и подбираю юриста для передачи дела в суд.
Источник
Последнее редактирование: