Happy Money
Любитель
Что бы ни говорили фанаты криптовалют вообще и биткойна в частности, с точки зрения «большого мира», они остаются примерно такими же фриками, как уфологи или ролевики, бегающие с мечами по лесам. Горько это признавать, но надо быть честными хотя бы с собой: объём биткойн-индустрии, пожалуй, даже меньше, чем денежный оборот, связанный с удовлетворением потребностей охотников за летающими тарелочками (литература, туризм, фильмы, «Секретные материалы» и пр.). Биткойн может иметь большое будущее, но пока он не стал чем-то значимым в мировом масштабе.
Кто виноват?
В медленном развитии биткойна виноваты в первую очередь сами энтузиасты, бурно радующиеся любому проявлению внимания к криптомонетам со стороны корпораций. Во-вторую очередь — сами корпорации. Когда Dell заявляет о том, что начал принимать биткойны в оплату за компьютеры, вы поздравляете друг друга с очередной победой. Когда Microsoft разрешает платить за свои услуги биткойнами, вы считаете, что пал едва ли не последний бастион мирового зла. Когда все эти корпорации врут вам в глаза, низводя биткойн до уровня подарочного сертификата или промокода, вы уверены, что так и должно быть. Хотя на самом деле радоваться тут нечему: то, как все эти продавцы предлагают использовать биткойн, противоречит самой его идее. Иначе говоря, биткойн успешно становится частью маркетинговой машины по продаже товаров и услуг, но при этом не становится тем, чем должен быть — деньгами.
Дело в том, что ни одна крупная корпорация не принимает биткойны на самом деле. Она принимает доллары, евро, рубли и фунты — в виде биткойнов. Когда вы хотите купить компьютер Dell, вы платите не 7,5 биткойнов, а $1500, которые в данный момент оказались равны 7,5 биткойнам (пример условный). Если цена биткойна в долларах вырастет на 50%, вы заплатите 5 биткойнов, если упадёт вдвое, выложите 15 биткойнов. Но корпорация всё равно получит свои $1500, как и собиралась. Ей плевать на ваши биткойны, она не знает, что это такое, ей они не нужны, она хочет доллары, и она получит доллары.
Ваши биткойны придут на счёт посредника (платёжной системы), который скорее всего тут же выставит их на биткойн-биржу и продаст за доллары какому-нибудь новичку-энтузиасту (или профессиональному трейдеру, не имеет значения). Посреднику слишком рискованно иметь то, что на финансовом языке называется «длинная позиция» в биткойнах, он фактически исполняет роль передаточного звена между покупателем компьютера, продавцом компьютера и биржей. Имея свой процент, который оплачивает риск изменения курса биткойна в процессе всех этих обменов и сами услуги по передаче денег.
Кстати, посреднику (платёжной системе) тоже всё равно, чем вы платите — биткойнами, рублями с карты, вебмани, киви-деньгами, игровым золотом, лайткоинами, подарочными сертификатами, промокодами или балансом своего сотового. Главное, чтобы любой из этих активов можно было быстро и с предсказуемым риском продать, получив настоящие деньги. Например, платёжная система Adyen работает с 250 видами платёжных инструментов — это намного больше, чем валют в мире.
Конечно, любому интересующемуся криптовалютами человеку известно, что главное отличие биткойна от «электронных валют» типа вебмани или Яндекс. Денег в том, что другие электронные валюты изначально покупаются за настоящие деньги, а биткойн изначально «добывается» майнерами. Проблема в том, что продавцам это совершенно безразлично. С их точки зрения биткойны, это такие же фантики, как и Яндекс.Деньги, внутри которых есть некая стоимость, выраженная в «настоящих» деньгах. Именно эту стоимость продавцы принимают в обмен на товары и услуги.
Радоваться тому, что такая-то компания начала «принимать биткойн» — означает предавать биткойн, предавать его идею и основной смысл — быть не фантиком, а деньгами.
Что делать?
Если вы понимаете, что игра в фантики со стороны корпораций — не более чем маркетинговое надувательство и циничное использование вашей увлечённости криптовалютами в целях увеличения продаж, то вы понимаете, что надо что-то делать. Есть ровно два рецепта исправления ситуации.
Во-первых, пытаться убеждать продавцов выставлять цены на товары в биткойнах, а не в «биткойнах по курсу биржи». Если какая-то вещь или услуга стоит 1 биткойн, она должна стоить 1 биткойн — и не важно, сколько долларов сейчас дают за этот биткойн. Это сложно, это рискованно для продавцов, это чревато «набегами» покупателей с биткойнами во времена низкого курса и их отсутствием во времена высокого курса. Можно предложить им начать с малого: выставлять за биткойны ограниченный набор товаров или только дополнительные и не самые дорогие услуги. Можно объединяться в группы энтузиастов и гарантировать продавцам выкуп полученных ими от покупателей биткойнов по определённой цене в течение, например, нескольких месяцев (в ограниченном объёме, конечно). Помочь продавцам бесплатной рекламой их товаров, продающихся за биткойны по твёрдой цене. В общем, проводить разъяснительную и воспитательную работу, оказывать всяческую поддержку.
Во-вторых, многие из нас — сами продавцы. Мы продаём свой труд, свои знания, рекламу на своих сайтах, держим небольшие (или даже большие) интернет-магазины, студии дизайна. Почему бы не поставить себе цель, например, получать 10% доходов в биткойнах по твёрдым ценам? 10% — это не так много: даже если биткойн подешевеет в «реальных» деньгах в два раза, вы потеряете всего 5% дохода, да и то если не тратить всё сразу, то эти потери могут быть отыграны. Выставляя цены в биткойнах, вы заодно будете продвигать сам биткойн, рассказывать о нём своим клиентам, увеличивать армию пользователей криптовалют. Кроме того, вы можете в первую очередь покупать товары и услуги у тех, кто выставляет твёрдые цены в биткойнах.
Это сложно. Это требует усилий. Это требует времени. Но это возможно. Я знаю, потому что уже так делаю.
Кто виноват?
В медленном развитии биткойна виноваты в первую очередь сами энтузиасты, бурно радующиеся любому проявлению внимания к криптомонетам со стороны корпораций. Во-вторую очередь — сами корпорации. Когда Dell заявляет о том, что начал принимать биткойны в оплату за компьютеры, вы поздравляете друг друга с очередной победой. Когда Microsoft разрешает платить за свои услуги биткойнами, вы считаете, что пал едва ли не последний бастион мирового зла. Когда все эти корпорации врут вам в глаза, низводя биткойн до уровня подарочного сертификата или промокода, вы уверены, что так и должно быть. Хотя на самом деле радоваться тут нечему: то, как все эти продавцы предлагают использовать биткойн, противоречит самой его идее. Иначе говоря, биткойн успешно становится частью маркетинговой машины по продаже товаров и услуг, но при этом не становится тем, чем должен быть — деньгами.
Дело в том, что ни одна крупная корпорация не принимает биткойны на самом деле. Она принимает доллары, евро, рубли и фунты — в виде биткойнов. Когда вы хотите купить компьютер Dell, вы платите не 7,5 биткойнов, а $1500, которые в данный момент оказались равны 7,5 биткойнам (пример условный). Если цена биткойна в долларах вырастет на 50%, вы заплатите 5 биткойнов, если упадёт вдвое, выложите 15 биткойнов. Но корпорация всё равно получит свои $1500, как и собиралась. Ей плевать на ваши биткойны, она не знает, что это такое, ей они не нужны, она хочет доллары, и она получит доллары.
Ваши биткойны придут на счёт посредника (платёжной системы), который скорее всего тут же выставит их на биткойн-биржу и продаст за доллары какому-нибудь новичку-энтузиасту (или профессиональному трейдеру, не имеет значения). Посреднику слишком рискованно иметь то, что на финансовом языке называется «длинная позиция» в биткойнах, он фактически исполняет роль передаточного звена между покупателем компьютера, продавцом компьютера и биржей. Имея свой процент, который оплачивает риск изменения курса биткойна в процессе всех этих обменов и сами услуги по передаче денег.
Кстати, посреднику (платёжной системе) тоже всё равно, чем вы платите — биткойнами, рублями с карты, вебмани, киви-деньгами, игровым золотом, лайткоинами, подарочными сертификатами, промокодами или балансом своего сотового. Главное, чтобы любой из этих активов можно было быстро и с предсказуемым риском продать, получив настоящие деньги. Например, платёжная система Adyen работает с 250 видами платёжных инструментов — это намного больше, чем валют в мире.
Конечно, любому интересующемуся криптовалютами человеку известно, что главное отличие биткойна от «электронных валют» типа вебмани или Яндекс. Денег в том, что другие электронные валюты изначально покупаются за настоящие деньги, а биткойн изначально «добывается» майнерами. Проблема в том, что продавцам это совершенно безразлично. С их точки зрения биткойны, это такие же фантики, как и Яндекс.Деньги, внутри которых есть некая стоимость, выраженная в «настоящих» деньгах. Именно эту стоимость продавцы принимают в обмен на товары и услуги.
Радоваться тому, что такая-то компания начала «принимать биткойн» — означает предавать биткойн, предавать его идею и основной смысл — быть не фантиком, а деньгами.
Что делать?
Если вы понимаете, что игра в фантики со стороны корпораций — не более чем маркетинговое надувательство и циничное использование вашей увлечённости криптовалютами в целях увеличения продаж, то вы понимаете, что надо что-то делать. Есть ровно два рецепта исправления ситуации.
Во-первых, пытаться убеждать продавцов выставлять цены на товары в биткойнах, а не в «биткойнах по курсу биржи». Если какая-то вещь или услуга стоит 1 биткойн, она должна стоить 1 биткойн — и не важно, сколько долларов сейчас дают за этот биткойн. Это сложно, это рискованно для продавцов, это чревато «набегами» покупателей с биткойнами во времена низкого курса и их отсутствием во времена высокого курса. Можно предложить им начать с малого: выставлять за биткойны ограниченный набор товаров или только дополнительные и не самые дорогие услуги. Можно объединяться в группы энтузиастов и гарантировать продавцам выкуп полученных ими от покупателей биткойнов по определённой цене в течение, например, нескольких месяцев (в ограниченном объёме, конечно). Помочь продавцам бесплатной рекламой их товаров, продающихся за биткойны по твёрдой цене. В общем, проводить разъяснительную и воспитательную работу, оказывать всяческую поддержку.
Во-вторых, многие из нас — сами продавцы. Мы продаём свой труд, свои знания, рекламу на своих сайтах, держим небольшие (или даже большие) интернет-магазины, студии дизайна. Почему бы не поставить себе цель, например, получать 10% доходов в биткойнах по твёрдым ценам? 10% — это не так много: даже если биткойн подешевеет в «реальных» деньгах в два раза, вы потеряете всего 5% дохода, да и то если не тратить всё сразу, то эти потери могут быть отыграны. Выставляя цены в биткойнах, вы заодно будете продвигать сам биткойн, рассказывать о нём своим клиентам, увеличивать армию пользователей криптовалют. Кроме того, вы можете в первую очередь покупать товары и услуги у тех, кто выставляет твёрдые цены в биткойнах.
Это сложно. Это требует усилий. Это требует времени. Но это возможно. Я знаю, потому что уже так делаю.