Кабинет министров создает Национальную службу здоровья. Именно это ведомство будет оплачивать медицинские услуги, которые пациенты будут получать в поликлиниках и больницах. Чиновники рассчитывают начать создавать ведомство уже в декабре. Правда, пока неизвестен ни список услуг, оплату которых готово профинансировать государство, ни размер вознаграждения для врачей.
Денежная служба
Министерство здравоохранения предложило создать новый орган – Национальную службу здоровья Украины. Заниматься новая структура будет разработкой гарантированного государством бесплатного пакета медицинских услуг и их закупкой за счет средств госбюджета в медучреждения. Соответствующий проект постановления Минздрав обнародовал на своем сайте.
Как известно, Минздрав предложил сформировать бесплатный перечень медицинских услуг для населения еще прошлой зимой. Предполагается, что министерство будет ежегодно определять перечень услуг, как первичной, так и вторичной медпомощи. При этом некоторые услуги частично будут финансироваться за государственный счет, а частично – пациентом самостоятельно. Списка услуг пока нет и сформировать его как раз и предстоит Национальной службе здоровья. Новое ведомство также будет определять их стоимость, а также платить за их оказание медучреждениям всех форм собственности.
Неизвестна пока и сумма, которая потребуется государству на обеспечение бесплатных медуслуг. Заместитель министра здравоохранения Павел Ковтонюк сообщил лишь одну цифру. По его словам, за каждого пациента семейный врач будет получать в среднем 210 гривен в год. В ведомстве говорят, что эта цифра появилась после того, как стала известна смета на расходы Минздрава в госбюджете 2017 года. Напомним, на здравоохранение в следующем году государство выделит 62 млрд гривен. Впрочем, и эта цифра будет меняться в зависимости от специальных коэффициентов, которые будут применяться для каждой категории пациентов отдельно. К примеру, больший коэффициент будет рассчитан для оказания медуслуг пенсионерам и детям.
Павел Ковтонюк также уточнил, что один врач сможет заключить не более 2000 договоров в год. То есть, максимальный ежегодный заработок врача, оказавшего гарантированную бесплатную медпомощь, составит 420 тыс. гривен. Но это не означает, что все эти деньги врач сможет использовать в личных целях. Например, семейные врачи, по версии Минздрава, смогут работать и как физлица-предприниматели, так и штатными сотрудниками в медучреждениях всех форм собственности. Поэтому, важно понимать, что если, к примеру, речь идет о частной амбулатории, то врачу придется из этих средств оплатить работу медсестры, коммунальные или другие услуги. Если же врач – сотрудник поликлиники или больницы, то эти деньги получит медучреждение, а его зарплата будет обсуждаться отдельно с руководством.
Павел Ковтонюк уже пообещал журналистам, что Нацслужба начнет оплачивать гарантированный бесплатный пакет медуслуг, которые будут оказывать семейные врачи и другие учреждения первичной медпомощи – поликлиники и амбулатории, уже со второго полугодия 2017 года. По словам замминистра, бесплатными для украинцев будут услуги раннего выявления и диагностики болезней, лечение и направление к специалисту. Но Ковтонюк не смог уточнить, будут ли бесплатными лабораторные анализы и другие диагностические процедуры, к примеру, УЗИ. Не объяснил чиновник, и за какие услуги украинцы должны будут доплачивать.
“На сегодня моя команда проводит расчеты. Мы хотим проверить, сможем ли мы уже в следующем году включить сюда (в бесплатный перечень, – ред.) лабораторные услуги. Очень хочется. Но нам также хочется, чтобы в пределах существующего финансирования, которое у нас есть, мы могли платить врачам достойные средства, – заявил Ковтонюк. – Разработка большого национального государственного гарантированного пакета медуслуг очень тяжелое дело, которое будет включать очень серьезный политический диалог”.
Ожидания пациентов
Пока Минздрав занят расчетами, эксперты уже дают чиновникам рекомендации по формированию гарантированного пакета медуслуг. В частности, председатель правления Союза потребителей медуслуг, лекарственных средств и изделий медицинского назначения Владислав Онищенко считает, что в такой пакет должны, как минимум, войти услуги первичной и экстренной медпомощи, лечение острых и обострение хронических заболеваний, социально опасных болезней, таких как туберкулез, психиатрические и онкологические заболевания. “Кроме того, должны войти оплата родов, лечение травм и иммунопрофилактики”, – отметил эксперт.
К перечню бесплатных медуслуг следует добавить скрининг, то есть, раннее выявление и лечение серьезных заболеваний – сердечно-сосудистых и онкологических, считает руководитель благотворительной организации “Рожева Стрічка України” (оказывает помощь женщинам с раком молочной железы) Ольга Фещенко. А председатель координационного совета благотворительно организации “Всеукраинская сеть людей, живущих с ВИЧ/СПИД” Дмитрий Шерембей добавляет, что за счет госбюджета должно обеспечиваться и лечение пациентов с ВИЧ/СПИД.
“Это формат честных отношений. Все, что туда государство вложит, должно соответствовать бюджетным возможностям, чтобы не существовало фальсификации в диалоге между пациентом и медучреждением, чтобы человек знал, что государство ему оплатит в этом году, а что не сможет покрыть. В свою очередь, медработники будут получать достойную зарплату. На самом деле, сейчас мы платим абсолютно за все в больнице”, – уверен Шерембей.
Призрак коррупции
Впрочем, формирование перечня гарантированного пакета и распределение бюджетного финансирования далеко не полный перечень полномочий, которыми планируется наделить новую службу. Ведомство получит право проверять больницы на предмет соблюдения требований оказания качественной медпомощи. И, если служба выявит нарушения, то она будет вправе остановить финансирование такого медучреждения.
Подчиняться новый орган будет напрямую правительству, но при этом его работу будет координировать Минздрав. По словам Павла Ковтонюка, это объясняется тем, что министерство не намерено заниматься “ручным управлением” системы здравоохранения.
“Минздрав в любой цивилизованной стране выполняет одну простую функцию – оно формирует политику, оно не занимается ручным управлением системы. Наше министерство перегружено функциями ручного управления – проводит закупки, управляет санаториями”, – заявил чиновник.
В Минздраве считают, что создание Нацслужбы здоровья – шаг к внедрению общеобязательного социального медстрахования. Однако, по версии чиновников ведомства, эта модель не потребует от украинцев наличия страховых полисов. «Украинский паспорт, по сути, и будет являться страховым полисом», – заявил Ковтонюк.
Чиновник также заверил, что с созданием службы не потребуется введения новых налогов или каких-либо страховых сборов. Так называемым страховым фондом, по версии Миздрава, уже является госбюджет. “Сбор страховых взносов уже существует: это общая система налогообложения”, – говорит Павел Ковтонюк.
Однако не все на медицинском рынке поддерживают реформу Минздрава в нынешнем виде. Один из собственников клиники “Борис” Михаил Радуцкий считает, что государству нужно пойти другим путем. “Должна быть создана страховая акционерная компания, где контроль останется за государством, которому будет принадлежать 51% акций. Но остальные акции необходимо продать частным страховым компаниям. В этом случае будет обеспечен эффективный контроль за страховым оператором – его руководство не будет зависеть от той или иной политической силы, которая будут приходить к власти, а только от требований акционеров. В частности, оказывать как можно больше превентивных услуг, к примеру, заниматься ранней диагностикой, чтобы в будущем не оплачивать дорогостоящее лечение на поздних стадиях заболеваний”, – отметил он.
По мнению Радуцкого, Национальная служба здоровья, в том виде в котором ее предлагается создать, может стать монополистом. “К примеру, руководитель киевского отделения Нацслужбы здоровья будет указывать семейным врачам направлять пациентов не в те больницы, где будет оказываться действительно качественная медпомощь, а там где главврачом будет его кум или сват. В результате, именно последняя больница будет получать больше денег, а не та, которая оказывает эффективную медпомощь”, – опасается он.
Так, по мнению Владислава Онищенко, исходя из реалий финансирования отрасли, за медуслуги, которые не будут включены в гарантированный пакет, пациентам придется платить. “Для этого в госбюджете не хватит денег. Поэтому государству придется в будущем внедрять систему медицинского страхования, то есть пациентам придется участвовать в страховых фондах. Для этого на рынке должны работать несколько крупных страховых фондов или больничных касс, которые будут конкурировать между собой. Создание единого государственного страхового фонда приведет к коррупции в этой сфере”, – заключает он.
По материалам РБК-Украина
Денежная служба
Министерство здравоохранения предложило создать новый орган – Национальную службу здоровья Украины. Заниматься новая структура будет разработкой гарантированного государством бесплатного пакета медицинских услуг и их закупкой за счет средств госбюджета в медучреждения. Соответствующий проект постановления Минздрав обнародовал на своем сайте.
Как известно, Минздрав предложил сформировать бесплатный перечень медицинских услуг для населения еще прошлой зимой. Предполагается, что министерство будет ежегодно определять перечень услуг, как первичной, так и вторичной медпомощи. При этом некоторые услуги частично будут финансироваться за государственный счет, а частично – пациентом самостоятельно. Списка услуг пока нет и сформировать его как раз и предстоит Национальной службе здоровья. Новое ведомство также будет определять их стоимость, а также платить за их оказание медучреждениям всех форм собственности.
Неизвестна пока и сумма, которая потребуется государству на обеспечение бесплатных медуслуг. Заместитель министра здравоохранения Павел Ковтонюк сообщил лишь одну цифру. По его словам, за каждого пациента семейный врач будет получать в среднем 210 гривен в год. В ведомстве говорят, что эта цифра появилась после того, как стала известна смета на расходы Минздрава в госбюджете 2017 года. Напомним, на здравоохранение в следующем году государство выделит 62 млрд гривен. Впрочем, и эта цифра будет меняться в зависимости от специальных коэффициентов, которые будут применяться для каждой категории пациентов отдельно. К примеру, больший коэффициент будет рассчитан для оказания медуслуг пенсионерам и детям.
Павел Ковтонюк также уточнил, что один врач сможет заключить не более 2000 договоров в год. То есть, максимальный ежегодный заработок врача, оказавшего гарантированную бесплатную медпомощь, составит 420 тыс. гривен. Но это не означает, что все эти деньги врач сможет использовать в личных целях. Например, семейные врачи, по версии Минздрава, смогут работать и как физлица-предприниматели, так и штатными сотрудниками в медучреждениях всех форм собственности. Поэтому, важно понимать, что если, к примеру, речь идет о частной амбулатории, то врачу придется из этих средств оплатить работу медсестры, коммунальные или другие услуги. Если же врач – сотрудник поликлиники или больницы, то эти деньги получит медучреждение, а его зарплата будет обсуждаться отдельно с руководством.
Павел Ковтонюк уже пообещал журналистам, что Нацслужба начнет оплачивать гарантированный бесплатный пакет медуслуг, которые будут оказывать семейные врачи и другие учреждения первичной медпомощи – поликлиники и амбулатории, уже со второго полугодия 2017 года. По словам замминистра, бесплатными для украинцев будут услуги раннего выявления и диагностики болезней, лечение и направление к специалисту. Но Ковтонюк не смог уточнить, будут ли бесплатными лабораторные анализы и другие диагностические процедуры, к примеру, УЗИ. Не объяснил чиновник, и за какие услуги украинцы должны будут доплачивать.
“На сегодня моя команда проводит расчеты. Мы хотим проверить, сможем ли мы уже в следующем году включить сюда (в бесплатный перечень, – ред.) лабораторные услуги. Очень хочется. Но нам также хочется, чтобы в пределах существующего финансирования, которое у нас есть, мы могли платить врачам достойные средства, – заявил Ковтонюк. – Разработка большого национального государственного гарантированного пакета медуслуг очень тяжелое дело, которое будет включать очень серьезный политический диалог”.
Ожидания пациентов
Пока Минздрав занят расчетами, эксперты уже дают чиновникам рекомендации по формированию гарантированного пакета медуслуг. В частности, председатель правления Союза потребителей медуслуг, лекарственных средств и изделий медицинского назначения Владислав Онищенко считает, что в такой пакет должны, как минимум, войти услуги первичной и экстренной медпомощи, лечение острых и обострение хронических заболеваний, социально опасных болезней, таких как туберкулез, психиатрические и онкологические заболевания. “Кроме того, должны войти оплата родов, лечение травм и иммунопрофилактики”, – отметил эксперт.
К перечню бесплатных медуслуг следует добавить скрининг, то есть, раннее выявление и лечение серьезных заболеваний – сердечно-сосудистых и онкологических, считает руководитель благотворительной организации “Рожева Стрічка України” (оказывает помощь женщинам с раком молочной железы) Ольга Фещенко. А председатель координационного совета благотворительно организации “Всеукраинская сеть людей, живущих с ВИЧ/СПИД” Дмитрий Шерембей добавляет, что за счет госбюджета должно обеспечиваться и лечение пациентов с ВИЧ/СПИД.
“Это формат честных отношений. Все, что туда государство вложит, должно соответствовать бюджетным возможностям, чтобы не существовало фальсификации в диалоге между пациентом и медучреждением, чтобы человек знал, что государство ему оплатит в этом году, а что не сможет покрыть. В свою очередь, медработники будут получать достойную зарплату. На самом деле, сейчас мы платим абсолютно за все в больнице”, – уверен Шерембей.
Призрак коррупции
Впрочем, формирование перечня гарантированного пакета и распределение бюджетного финансирования далеко не полный перечень полномочий, которыми планируется наделить новую службу. Ведомство получит право проверять больницы на предмет соблюдения требований оказания качественной медпомощи. И, если служба выявит нарушения, то она будет вправе остановить финансирование такого медучреждения.
Подчиняться новый орган будет напрямую правительству, но при этом его работу будет координировать Минздрав. По словам Павла Ковтонюка, это объясняется тем, что министерство не намерено заниматься “ручным управлением” системы здравоохранения.
“Минздрав в любой цивилизованной стране выполняет одну простую функцию – оно формирует политику, оно не занимается ручным управлением системы. Наше министерство перегружено функциями ручного управления – проводит закупки, управляет санаториями”, – заявил чиновник.
В Минздраве считают, что создание Нацслужбы здоровья – шаг к внедрению общеобязательного социального медстрахования. Однако, по версии чиновников ведомства, эта модель не потребует от украинцев наличия страховых полисов. «Украинский паспорт, по сути, и будет являться страховым полисом», – заявил Ковтонюк.
Чиновник также заверил, что с созданием службы не потребуется введения новых налогов или каких-либо страховых сборов. Так называемым страховым фондом, по версии Миздрава, уже является госбюджет. “Сбор страховых взносов уже существует: это общая система налогообложения”, – говорит Павел Ковтонюк.
Однако не все на медицинском рынке поддерживают реформу Минздрава в нынешнем виде. Один из собственников клиники “Борис” Михаил Радуцкий считает, что государству нужно пойти другим путем. “Должна быть создана страховая акционерная компания, где контроль останется за государством, которому будет принадлежать 51% акций. Но остальные акции необходимо продать частным страховым компаниям. В этом случае будет обеспечен эффективный контроль за страховым оператором – его руководство не будет зависеть от той или иной политической силы, которая будут приходить к власти, а только от требований акционеров. В частности, оказывать как можно больше превентивных услуг, к примеру, заниматься ранней диагностикой, чтобы в будущем не оплачивать дорогостоящее лечение на поздних стадиях заболеваний”, – отметил он.
По мнению Радуцкого, Национальная служба здоровья, в том виде в котором ее предлагается создать, может стать монополистом. “К примеру, руководитель киевского отделения Нацслужбы здоровья будет указывать семейным врачам направлять пациентов не в те больницы, где будет оказываться действительно качественная медпомощь, а там где главврачом будет его кум или сват. В результате, именно последняя больница будет получать больше денег, а не та, которая оказывает эффективную медпомощь”, – опасается он.
Так, по мнению Владислава Онищенко, исходя из реалий финансирования отрасли, за медуслуги, которые не будут включены в гарантированный пакет, пациентам придется платить. “Для этого в госбюджете не хватит денег. Поэтому государству придется в будущем внедрять систему медицинского страхования, то есть пациентам придется участвовать в страховых фондах. Для этого на рынке должны работать несколько крупных страховых фондов или больничных касс, которые будут конкурировать между собой. Создание единого государственного страхового фонда приведет к коррупции в этой сфере”, – заключает он.
По материалам РБК-Украина