Украина в марте встречала бурными овациями и возгласами первый транш МВФ в рамках новой программы сотрудничества. Ведь эти деньги помогли нашей стране избежать скоропостижного дефолта, об угрозе которого не стесняясь говорили представители Кабмина, пытаясь таким образом подстегнуть руководство фонда к положительному решению.
Но те 5 млрд долларов, которые выделил МВФ на спасение Украины, разошлись очень быстро. На пополнение золотовалютных резервов, стабилизацию валютного курса и оплату прошлых долгов.
В итоге, правительство вновь отправилось к МВФ, намекая на то, что без очередного транша нам вновь не обойтись. Размер государственного долга и вправду внушает серьезные опасения (к началу апреля он перешагнул отметку в 65 млрд долларов или 1,5 трлн гривен), равно как и 7,7 млрд долларов обязательств, которые предстоит вернуть нашей стране до конца 2015 года.Но будет ли МВФ так сговорчив, как в феврале – неизвестно.
Полцарства за долги
Главная угроза, которая словно Дамоклов меч висит над Кабмином – накопленные долги прошлых лет. Именно они представляют угрозу для стабильности Украины сегодня. И именно по поводу этих долгов ведет дискуссию министр финансов Наталья Яресько вот уже почти месяц. По ее словам, речь идет о реструктуризации около 23 млрд долларов заемных ресурсов, что в итоге сэкономит украинскому бюджету свыше 15 млрд долларов в ближайшие три года.
В том, что госказна нашей страны не сможет потянуть такую долговую нагрузку, сомнения нет. Только девальвация увеличила стоимость обслуживания долгов до 13% ВВП в год. В то время как инвестиции, да и валюта в страну практически не поступают. Например, дефицит финансового счета платежного баланса за 1 квартал 2015 года достиг 1,1 млрд долларов. В итоге средства приходится черпать из золотовалютных резервов, что в свою очередь создает дополнительное давление на курс.
МВФ, конечно, поддерживает стремление правительства договориться с кредиторами. Причем, об этом лично заявила глава фонда Кристин Лагард. Но мало кто говорит, что реструктуризация – это одно из ключевых условий МВФ для выделения второго транша. Иначе, зачем бы Наталья Яресько столь рьяно настаивала на как можно более скором решении инвесторов, назвав май критическим месяцем. И немудрено: миссия фонда пообещала нагрянуть в Киев как раз накануне июня.
Риторика фонда, впрочем, абсолютно ясна. Давать Украине новые долги для того, чтобы она ими покрывала старые, никто не хочет. К тому же, МВФ ждет от властей реформ. Но какие реформы, когда финансирование фонда идет на латание дыр?
В частности, премьер министр Арсений Яценюк еще в марте лично заявил о том, что 25 млрд долларов МВФ, которые Украина должна получить в течение ближайших 4-х лет, будут направлены на возобновление экономического роста, поддержку финансового сектора и валютного курса. Причем, уже первые транши уйдут на создание новых рабочих мест, повышение стандартов жизни, заработных плат, развитие торговли и предпринимательства. А в 2016 году мы увидим даже первые признаки положительной динамики ВВП. Но пока что его слова явно далеки от реальности.
Высока цена
Нет, реформы конечно есть, но столь ли они результативны? Например, не так давно Петр Порошенко подписал два закона, которыми отменяются около 40 лицензий, разрешений и сертификатов.
«На первый взгляд, это значительный показатель, однако, проанализировав сущность большинства отмененных разрешительных документов, можно прийти к выводу, что отсутствует системный подход в дерегуляции, которая проводится не по отраслевому или «коррупционному» признаку, а в хаотичном порядке», — считает старший юрист ЮФ «Клиффорд Чанс» Андрей Оленюк.
Это же касается и налоговой системы, которая остается одной из самых запутанных и некомфортных для налогоплательщиков, пестрит неточностями и формулировками, имеющими двойное трактование. И хотя Государственная фискальная служба, наконец, обрела нового руководителя, коим стал бывший глава парламентского комитета по налогам и таможенной политике Роман Насиров, нет никаких гарантий, что очередная налоговая реформа, которую ему вменяют, будет успешной.
Хотя Кабмин, конечно, уверяет в обратном.
«Наше желание — уже к осени иметь новую налоговую реформу, которая была бы очень прозрачной, четкой, которая бы позволила бизнесу понимание, что администрирование будет легче, давление на бизнес будет меньше», — заявила Наталья Яресько, представляя нового руководителя ГФС.
Даже повышение тарифов на энергоносители, которое было одним из главных требований МВФ, пока что себя не оправдало. Да, промышленность и домохозяйства получили существенный рост коммунальных платежей. Но и долги за ЖКХ при этом не уменьшаются. Так, к началу апреля сумма задолженности населения за коммунальные услуги составила 12,6 млрд гривен. И это еще без учета роста тарифов, которое произошло с 1 апреля.
А ведь МВФ уже к 2017 году ждет, чтобы «Нафтогаз Украины» вышел на бездефицитный уровень. Но пока выходит так, что растущие тарифы лишь усугубляют ситуацию с оплатой коммунальных услуг. Поэтому деньги фонда, так или иначе, будут уходить на погашение дефицита «Нафтогаза». Согласится ли МВФ на это, или потребует очередного закручивания «гаек» по энергоносителям – вопрос спорный.
Дадут или нет?
Решение МВФ о выделении второго транша с большой вероятностью будет положительным. Поскольку фонду не с руки срывать программу, которая была утверждена совсем недавно. Причем, с условиями, которые выгодны в первую очередь МВФ. Ведь не нужно забывать, что Украина получает деньги в обмен на реформы, правила которых устанавливает тот же фонд.
Плюс ко всему, неспособность украинских властей рассчитаться по долгам также не на руку МВФ, поскольку около 1 млрд долларов, подлежащих погашению в 2015 году, причитается фонду. Это же осознают и другие кредиторы. Но они не спешат принимать условия, выдвигаемые Украиной.
«Инвесторы явно надеялись на какую-то мягкую реструктуризацию, растягивание выплат во времени, частичное погашение. Однако Кабмин, видимо, предложил просто списание долгов, что явно многих не устраивает», — рассказал исполнительный директор Центра социально-экономических исследований «CASE-Украина» Дмитрий Боярчук.
Например, кредиторы Уркэсимбанка согласились продлить погашение еврооблигаций на 750 млн долларов лишь на три месяца. А еще около 10 инвесторов подали на Украину в суд. Все это говорит о том, что у наших властей есть, по сути, единственная возможность договориться с кредиторами. Но условия реструктуризации вряд ли будут обнадеживающими.
Вместе с тем, Кабмину придется всячески доказывать свою состоятельность путем проведения реальных, а не мнимых реформ. В противном случае третьего транша МВФ можно уже и не дождаться.
Автор - Павел Костицын
Источник: Минфин
Но те 5 млрд долларов, которые выделил МВФ на спасение Украины, разошлись очень быстро. На пополнение золотовалютных резервов, стабилизацию валютного курса и оплату прошлых долгов.
В итоге, правительство вновь отправилось к МВФ, намекая на то, что без очередного транша нам вновь не обойтись. Размер государственного долга и вправду внушает серьезные опасения (к началу апреля он перешагнул отметку в 65 млрд долларов или 1,5 трлн гривен), равно как и 7,7 млрд долларов обязательств, которые предстоит вернуть нашей стране до конца 2015 года.Но будет ли МВФ так сговорчив, как в феврале – неизвестно.
Полцарства за долги
Главная угроза, которая словно Дамоклов меч висит над Кабмином – накопленные долги прошлых лет. Именно они представляют угрозу для стабильности Украины сегодня. И именно по поводу этих долгов ведет дискуссию министр финансов Наталья Яресько вот уже почти месяц. По ее словам, речь идет о реструктуризации около 23 млрд долларов заемных ресурсов, что в итоге сэкономит украинскому бюджету свыше 15 млрд долларов в ближайшие три года.
В том, что госказна нашей страны не сможет потянуть такую долговую нагрузку, сомнения нет. Только девальвация увеличила стоимость обслуживания долгов до 13% ВВП в год. В то время как инвестиции, да и валюта в страну практически не поступают. Например, дефицит финансового счета платежного баланса за 1 квартал 2015 года достиг 1,1 млрд долларов. В итоге средства приходится черпать из золотовалютных резервов, что в свою очередь создает дополнительное давление на курс.
МВФ, конечно, поддерживает стремление правительства договориться с кредиторами. Причем, об этом лично заявила глава фонда Кристин Лагард. Но мало кто говорит, что реструктуризация – это одно из ключевых условий МВФ для выделения второго транша. Иначе, зачем бы Наталья Яресько столь рьяно настаивала на как можно более скором решении инвесторов, назвав май критическим месяцем. И немудрено: миссия фонда пообещала нагрянуть в Киев как раз накануне июня.
Риторика фонда, впрочем, абсолютно ясна. Давать Украине новые долги для того, чтобы она ими покрывала старые, никто не хочет. К тому же, МВФ ждет от властей реформ. Но какие реформы, когда финансирование фонда идет на латание дыр?
В частности, премьер министр Арсений Яценюк еще в марте лично заявил о том, что 25 млрд долларов МВФ, которые Украина должна получить в течение ближайших 4-х лет, будут направлены на возобновление экономического роста, поддержку финансового сектора и валютного курса. Причем, уже первые транши уйдут на создание новых рабочих мест, повышение стандартов жизни, заработных плат, развитие торговли и предпринимательства. А в 2016 году мы увидим даже первые признаки положительной динамики ВВП. Но пока что его слова явно далеки от реальности.
Высока цена
Нет, реформы конечно есть, но столь ли они результативны? Например, не так давно Петр Порошенко подписал два закона, которыми отменяются около 40 лицензий, разрешений и сертификатов.
«На первый взгляд, это значительный показатель, однако, проанализировав сущность большинства отмененных разрешительных документов, можно прийти к выводу, что отсутствует системный подход в дерегуляции, которая проводится не по отраслевому или «коррупционному» признаку, а в хаотичном порядке», — считает старший юрист ЮФ «Клиффорд Чанс» Андрей Оленюк.
Это же касается и налоговой системы, которая остается одной из самых запутанных и некомфортных для налогоплательщиков, пестрит неточностями и формулировками, имеющими двойное трактование. И хотя Государственная фискальная служба, наконец, обрела нового руководителя, коим стал бывший глава парламентского комитета по налогам и таможенной политике Роман Насиров, нет никаких гарантий, что очередная налоговая реформа, которую ему вменяют, будет успешной.
Хотя Кабмин, конечно, уверяет в обратном.
«Наше желание — уже к осени иметь новую налоговую реформу, которая была бы очень прозрачной, четкой, которая бы позволила бизнесу понимание, что администрирование будет легче, давление на бизнес будет меньше», — заявила Наталья Яресько, представляя нового руководителя ГФС.
Даже повышение тарифов на энергоносители, которое было одним из главных требований МВФ, пока что себя не оправдало. Да, промышленность и домохозяйства получили существенный рост коммунальных платежей. Но и долги за ЖКХ при этом не уменьшаются. Так, к началу апреля сумма задолженности населения за коммунальные услуги составила 12,6 млрд гривен. И это еще без учета роста тарифов, которое произошло с 1 апреля.
А ведь МВФ уже к 2017 году ждет, чтобы «Нафтогаз Украины» вышел на бездефицитный уровень. Но пока выходит так, что растущие тарифы лишь усугубляют ситуацию с оплатой коммунальных услуг. Поэтому деньги фонда, так или иначе, будут уходить на погашение дефицита «Нафтогаза». Согласится ли МВФ на это, или потребует очередного закручивания «гаек» по энергоносителям – вопрос спорный.
Дадут или нет?
Решение МВФ о выделении второго транша с большой вероятностью будет положительным. Поскольку фонду не с руки срывать программу, которая была утверждена совсем недавно. Причем, с условиями, которые выгодны в первую очередь МВФ. Ведь не нужно забывать, что Украина получает деньги в обмен на реформы, правила которых устанавливает тот же фонд.
Плюс ко всему, неспособность украинских властей рассчитаться по долгам также не на руку МВФ, поскольку около 1 млрд долларов, подлежащих погашению в 2015 году, причитается фонду. Это же осознают и другие кредиторы. Но они не спешат принимать условия, выдвигаемые Украиной.
«Инвесторы явно надеялись на какую-то мягкую реструктуризацию, растягивание выплат во времени, частичное погашение. Однако Кабмин, видимо, предложил просто списание долгов, что явно многих не устраивает», — рассказал исполнительный директор Центра социально-экономических исследований «CASE-Украина» Дмитрий Боярчук.
Например, кредиторы Уркэсимбанка согласились продлить погашение еврооблигаций на 750 млн долларов лишь на три месяца. А еще около 10 инвесторов подали на Украину в суд. Все это говорит о том, что у наших властей есть, по сути, единственная возможность договориться с кредиторами. Но условия реструктуризации вряд ли будут обнадеживающими.
Вместе с тем, Кабмину придется всячески доказывать свою состоятельность путем проведения реальных, а не мнимых реформ. В противном случае третьего транша МВФ можно уже и не дождаться.
Автор - Павел Костицын
Источник: Минфин