Прошедший год стал годом онлайн-банкинга, и сейчас представляется прекрасная возможность для европейских банков-конкурентов цифровых технологий проявить себя в полной мере.
Так, исследование МПС Mastercard, проведенное в прошлом месяце, показало, что 42% европейцев сейчас управляют своими финансами в цифровом виде чаще, чем до пандемии коронавируса, а 62% думают о полном переходе с физических банковских операций на цифровые платформы.
Впрочем, многие из так называемых "необанков" потерпели неудачу в 2020 году, а такие финтех-компании, как Monzo и Revolut, показали растущие убытки и получили множество жалоб от клиентов на обслуживание. Финтех Monzo, чей основатель Том Бломфилд ушел с поста генерального директора в начале этого года, стал беспокоить клиентов после того, как обозначил серьезные сомнения» в своей способности продолжать "непрерывно свою деятельность" из-за сбоев в работе вызванных эпидемией коронавируса.
Сейчас на эти необанки оказывается огромное давление, чтобы они показали свою жизнеспособность. Инвесторы провоцируют претендентов на финтех, чтобы они продемонстрировали, что могут монетизировать свои продукты и в конечном итоге получать прибыль. А эксперты в этой сфере утверждают, что она уже созрела для некоторой консолидации.
"Благодаря этому кризису некоторые из этих необанков стали тревожным звонком для инвесторов", - заявил в интервью телеканалу CNBC Али Никнам, генеральный директор и основатель онлайн-банка Bunq (Нидерланды). "Чтобы вести здоровый бизнес, вам необходимо здоровое ведение своего бизнеса."
Смогут ли цифровые банки пережить коронавирус?
По мнению господина Никнама, не все новички в области цифрового банкинга выживут в период пандемии ковида-19.
"Сложность создания стартапа, необходимости конкурировать с гигантскими игроками и нести тяжелое бремя регулирования — это гремучая смесь, которую способны пережить далеко не все", - сказал он. " Но у тех, кто переживет этот экономический спад, впереди великое будущее."
Как и многие стартапы, Bunq сам по себе убыточен: господин Никнам ожидает, что в этом году его компания потеряет около 14 млн Евро ($18,5). Основатель этой фирмы добавил, что он может покрыть эти убытки за счет прибыли, получаемой от другой компании, которой он владеет, - провайдера доменных имен в Интернете "TransIP". На сегодняшний день Bunq не принимает никакого внешнего финансирования от венчурных инвесторов, а Никнам остается их единственным акционером.
Тем временем, Ник Сторонский, основатель и генеральный директор финтеха Revolut, согласился с боссом компании Bunq и предположил, что некоторые фирмы могут стать объектами заявок на поглощение.
"Некоторые необанки не смогут выжить в этой ситуации с коронавирусом, потому что они слишком зависят от платежей и межбанковских комиссий, особенно здесь, в Европе", - сказал он для канала CNBC.
Действительно, большая часть доходов начинающих банков поступает от комиссионных, которые взимаются каждый раз, когда клиент использует свою карту для совершения платежа.
"Мы чётко увидим победителей и проигравших в этой игре в Европе, и кроме того, вероятно, какую-то активность слияний и поглощений таких необанков", - добавил г-н Сторонский.
Между тем, в прошлом месяце британское издание Times сообщило, что банки JPMorgan и Barclays проявили интерес к покупке британского цифрового кредитора финтеха Starling. Но Энн Боден, основательница и генеральный директор компании Starling, охладила этот пыл, сказав, что её фирма с большей вероятностью сама приобретет этого кредитора.
"Мне очень лестно слышать слухи о намерениях подобных крупных банках", - призналась госпожа Боден для CNBC. "Но для себя мы, вероятно, собираемся что-то приобрести в течение 2021 года."
"Многие кредиторы собираются пересмотреть свое будущее, и мы растём очень и очень быстро", - добавила она. "Мы всегда ищем новые возможности."
А господин Том Мерри, управляющий директор по банковской стратегии в консалтинговой компании Accenture, сказал, что приобретение необанка крупным банком будет сомнительным из-за "заоблачных" оценок стоимости в этом секторе, и поскольку многие финтех-компании изо всех сил пытались превратить своих пользователей во владельцев основных счетов.
А как они смогут получить прибыль?
Сообщается, что необанки Европы приобрели миллионы новых пользователей благодаря минимальным или нулевым комиссиям в дополнение к удобному пользовательскому интерфейсу. Но им "все еще не хватает масштаба" по сравнению с такими компаниями, как HSBC, Barclays, NatWest и Lloyds, - заявил для CNBC господин Мерри.
" Ну а если необанки смогут конвертировать большую привлекательность клиентов и их численность в свой рост доходов, сохраняя при этом ценовое преимущество, то прибыль не за горами", - добавил он.
Добавим, что претенденты спешили выпустить новые продукты, чтобы привлечь новые источники дохода и повысить свою прибыльность. Так финтехи Revolut, Monzo и N26 теперь имеют премиальную подписку, в то время как другие фирмы только заходят в бизнес-банкинг.
Финтех Revolut, который на сегодняшний день является крупнейшим необанком в Европе с более чем 13 млн пользователей и оценкой в $5,5 млрд, в ноябре с.г. сам вышел на рынок во второй раз, оправившись от резкого падения доходов в начале пандемии.
Финтех Starling аналогичным образом смог выйти в прибыль в октябре, получив прибыль в размере 800 000 фунтов стерлингов ($1,1 млн). А в настоящее время эта компания находится в процессе сбора привлечения средств в новом раунде финансирования в преддверии ожидаемого расширения в Европе в следующем году.
"В американском бизнесе Amazon заменил многие компании" - сказала г-жа Боден для CNBC. "По аналогии, в банковском деле произошло то, что крупные банки были заменены цифровыми банками."
Впрочем, Алекс Зиводер, генеральный директор мобильного приложения для банковского обслуживания детей Gohenry, отметил, что его коллеги из банка-конкурента всё же должны брать плату за свои услуги. Этот стартап предлагает модель, подобную Netflix, согласно которой родители платят ежемесячную подписку за учетные записи в нём своих детей.
"Это довольно сложно поддерживать бизнес только на межбанковских комиссиях", - сказал Зиводер для CNBC. "Когда у вас есть очень четко определенный, понятный финансовый продукт, пользующийся большим спросом у клиентов, они будут рады за него заплатить."
источник
уникальность