Война и фактическая остановка международного авиасообщения резко изменили структуру перевозок: автотранспорт взял на себя основной поток пассажиров и грузов. Однако рост объемов не привел к увеличению налоговых поступлений — напротив, рынок международных автоперевозок еще глубже ушел в тень.
Формально лицензии на международные автоперевозки в Украине имеют более 4,1 тыс. компаний. Фактически же налоги платят лишь около 1,77 тыс. из них. По оценкам, объем теневого сегмента отрасли в 2023 году составил 3,2 млрд грн, а уже в 2024-м вырос до 5,2 млрд грн.
Самая распространенная схема — так называемые «черные» перевозчики, которые даже не регистрируются как предприниматели и полностью игнорируют налоговые обязательства. Водители таких компаний не проходят обязательные медицинские осмотры, транспорт — технический контроль, а пассажиры остаются без страхового покрытия, предусмотренного законодательством.
Отдельное место занимает схема с использованием иностранных юрисдикций. Компании регистрируются, к примеру, в Польше, где официально оформляют персонал и уплачивают налоги. При этом украинская часть бизнеса работает исключительно «в черную». Параллельно применяются и классические для теневой экономики инструменты — дробление бизнеса на ФЛП, зарплаты в конвертах и другие обходные механизмы.
При этом теневой рынок вовсе не прячется. Нелегальные международные перевозки активно рекламируются в интернете и социальных сетях, зачастую без какого-либо маскирования.
Контроль за такой деятельностью технически не представляет сложности. Каждое транспортное средство пересекает государственную границу, и именно в пунктах пропуска у перевозчиков можно и нужно задавать базовые вопросы — о регистрации, лицензиях, трудовых отношениях и налогах. Пока этого не происходит, теневой рынок продолжает расти.
источник
уникальность