Правительство Нидерландов готово снять государственный контроль над Nexperia — ключевым игроком на рынке автомобильных полупроводников — при одном условии: Пекин должен разрешить китайскому подразделению компании возобновить экспорт. По данным Bloomberg, это может произойти уже на следующей неделе, как только будут подтверждены поставки чипов и улажены финансовые споры между штаб-квартирой в Нидерландах и филиалом в Китае.
Всё началось в начале октября 2025 года, когда власти Нидерландов внезапно взяли компанию под внешнее управление. Официальная причина — подозрения в финансовых нарушениях со стороны гендиректора, — но настоящая тревога заключалась в другом: опасения, что критически важные технологии Nexperia, включая производство дискретных полупроводников и силовых компонентов, могут быть переданы материнской компании Wingtech в Шанхае.
Пекин ответил мгновенно и жёстко: экспорт из Nexperia China — на который приходилось 68% мирового производства компании — был полностью заморожен. Удар оказался сокрушительным: Nexperia поставляет примерно 40% всех чипов, используемых в современных автомобилях, от систем управления двигателем до датчиков безопасности. По оценкам аналитиков IHS Markit, при сохранении блокировки уже к декабрю 2025 года до 25% европейских автозаводов могли бы встать из-за дефицита компонентов.
Хотя Министерство коммерции КНР позже ввело механизм исключений — компании могут подавать заявки на разрешение поставок, — процесс остаётся крайне бюрократическим: каждую партию проверяют индивидуально, что создаёт задержки в недели и месяцы.
Корни конфликта уходят глубже. В декабре 2024 года США внесли Wingtech в Entity List, а в сентябре 2025 года расширили ограничения правилом аффилированных лиц (Affiliates Rule): любая дочерняя структура с китайским владением свыше 50% автоматически попадает под санкции. У Wingtech — 79,4% акций Nexperia, основанной в 2017 году как спин-офф от NXP Semiconductors. Синхронность действий Нидерландов с американской политикой наводит на мысль о закулисном давлении Вашингтона.
Интересно, что Nexperia — не просто «ещё один чипмейкер». Компания лидирует в производстве MOSFET-транзисторов и диодов Шоттки, критически важных для электромобилей. Например, каждый Tesla Model Y использует более 200 компонентов Nexperia в силовой электронике. Без них переход на электрокары в Европе — под угрозой.
Смягчение позиции Китая стало возможным после серии закрытых переговоров. Хотя опасения по поводу утечки технологий не исчезли, экономическая реальность оказалась сильнее: остановка Nexperia угрожает не только автогигантам вроде Volkswagen и Toyota, но и сотням средних и малых предприятий в цепочке поставок — от производителей жгутов проводки в Польше до сборочных линий в Чехии.
Если сделка состоится, Nexperia вернётся к нормальной работе — но уже с жёсткими условиями: регулярные аудиты, ограничения на передачу IP в Китай и, возможно, обязательство перенести часть производства обратно в Европу. Для глобальной автоиндустрии это станет передышкой. Для геополитики — ещё одним примером, как чипы превратились в оружие в новой технологической холодной войне.
Оригинал
Уникальность