Информационный тупик? (Часть 1)
Відanti-colorados
ЖОВ 1, 2023От редакции
Эту большую тему мы планировали затронуть пару лет назад, но всегда что-то отвлекало, а потом началось широкомасштабное вторжение и она вовсе ушла на второй план. И вот вчера нечаянно наткнулся на материал из российской прессы, который снова поднял эту тему и сегодня она заиграла новыми красками, а ее подача теперь может быть совсем иной. Она дает возможность пройтись от частного к общему и сделать некоторые глобальные выводы, выходящие за рамки этой, довольно узкой темы.
***
До конца текущего года лапти могут получить первое, но уже точно – бесспорное достижение, о которых они так мечтали, а именно – суверенный интернет. Если у кого-то создалось впечатление о том, что это такое власть выделывает, а стадо этого не хочет – глубоко ошибается. Это легко подтверждает масса практических примеров, но здесь достаточно привести всего один или несколько из них для того, чтобы все встало на место. Но для начала определимся с основной, информационной функцией интернета как такового.
Он пришел вслед за телевидением, которое, в свою очередь, пришло на смену бумажным газетам и журналам, откуда люди черпали информацию об окружающем мире и текущих событиях. Понятно, что форма подачи этой информации отражалась на массовом восприятии как текущих так, безусловно – исторических или глобальных событий. Максимум, что имел потребитель этой информации – выбрать какую-то определенную газету или канал, который лично ему был симпатичным и уже оттуда потреблять все, что он дает.
И тут встречаются вечные отношения продавца и потребителя. Пресса, как ни крути, является продавцом своей продукции, а раз так, то она желает ее продать как моно большему количеству потребителей, и если это касается бумажных газет и журналов, то успех издания или его провал плотно завязывается на тираже, который удается продать. Одно только это говорит о том, что о понятии «объективность» тут надо забыть полностью, поскольку изданию надо понравиться как можно большему количеству читателей.
А это безусловно будет влиять на то, что и как пишет конкретное издание и чего от него не стоит ожидать ни при каких обстоятельствах. И совсем особняком стоит партийная или государственная пресса, которая будет печатать совершенно субъективные и заказные материалы. Достаточно вспомнить «Искру», «Фолькише Беобахтер» или «Правду», чтобы увидеть, как работают эти суррогаты. Таким образом, объективности у прессы нет по определению, другое дело, насколько много там будет манипуляций и подтасовок фундаментального или косметического характера.
Конечный потребитель, опираясь на собственный вкус и желание видеть и конкретном издании то, что ему хочется, выбирает себе газету или журнал, которые постепенно формируют его взгляды. Не зря же доктор Геббельс говорил о том, что если ему в распоряжение дадут прессу, то он мгновенно превратит любой народ в стадо свиней. Здесь нет ничего нового и всем известно, как оно работает. Но мы еще раз подчеркнем, что пресса, как источник информации, делает половину дела, а вторая половина остается за конечным потребителем. И тут вступает в силу фактор выбора уже не самой информации, а ее потоков, в зависимости от конкретного издания, что и делает этот самый потребитель.