Во времена кризиса актуальными становятся альтернативные виды инвестиций. Одним из таких видов являются инвестиции в искусство.
Хорошая статья на эту тему:
______________
Предметы искусства уже давно являются объектом инвестирования и одним из активно используемых способов надежного размещения капитала. По данным открытых источников, за последние 50 лет среднегодовая мировая доходность в этой области находится на уровне 12,6%. В современной России этот вид вложений только начинает набирать обороты, но уже сейчас приносит большие доходы. Однако, для того чтобы стать обладателем ценной коллекции, нужно знать, чего опасаться.
ПОЧЕМУ СТОИТ ИНВЕСТИРОВАТЬ В ИСКУССТВО?
Предметы искусства покупать будут всегда. Это неотъемлемый признак благосостояния и престижа. Важные факторы, говорящие в пользу инвестирования на арт-рынке, – это его крайне низкая чувствительность к экономическим кризисам и политическим событиям, стабильная положительная динамика на протяжении многих лет. В нашей стране быстро формируется круг людей, не просто интересующихся или коллекционирующих произведения искусства, но и способных приобретать их в качестве долгосрочных инвестиций. В связи с этим цены российского арт-рынка начали стабильно расти, примерно такими же темпами, как и на жилье.
Риски инвестиций в произведения искусства многочисленны, они зависят от того, во что вкладывать, сколько планируется заработать и в какие сроки. Вложения на арт-рынке считаются долгосрочными (минимум – несколько лет). Далеко не все приобретают предметы искусства с целью последующей перепродажи. Это инвестиции в имидж, дар своим потомкам.
КАКОЕ ИСКУССТВО ЛУЧШЕ ПОКУПАТЬ?
Современное искусство стоит гораздо меньше, чем антиквариат, но гораздо более выгодно для инвестирования. Антиквариат обходится от нескольких сотен тысяч до десятков миллионов долларов, плюс затраты на обязательную страховку, охрану и хранение при соответствующем температурном режиме. Цена подобной коллекции баснословна, а потому растет крайне медленно. Стоимость современного искусства, напротив, увеличивается достаточно быстро. Например, с начала 2002 года полотна Владимира Дубосарского и Александра Виноградова возросли в цене ровно вдвое после того, как одну из их работ приобрел культурный центр Помпиду в Париже.
К сожалению, в России совершенно нет правового обеспечения сделок с предметами искусства, и экспертизу подлинности произведения можно сделать лишь в Третьяковской галерее, Пушкинском музее, Центре имени академика И.Э. Грабаря, Институте реставрации, в Эрмитаже и Русском музее. Но самое главное, по российскому законодательству художественная экспертиза – это просто мнение, которое не ведет к реальной ответственности эксперта. Судите сами, мог ли Айвазовский успеть за свою жизнь написать те 60 000 картин, которые официально зарегистрированы на арт-рынке?
Такая ситуация делает привлекательными инвестиции в современные работы. Для начала можно ориентироваться на коллекцию в 5–10 вещей одного направления, вложив $25000–30 000. Рассчитывать на скорую прибыль не стоит, как говорилось выше, должно пройти не менее 2–-3 лет, а лучше и более длительный срок. Если же возникнет срочная необходимость продать коллекцию, нужно быть готовым даже к потерям.
В России есть предмет для собирательства, то, что будет востребовано для истории, для изучения эпохи. В Европе, напротив, традиционное искусство пришло в упадок, поэтому наблюдается огромный интерес к картинам наших мастеров. Современные работы европейских и американских авторов скорее относятся к развитию высоких технологий, дизайну, а не к классическому искусству. Очень печально, что российская школа живописи, будучи долгое время одной из сильнейших, постепенно тоже рассыпается. Поэтому сейчас, пока живы мастера музейного уровня, пока творят их ученики, самое время для вложения в искусство – как с целью инвестирования, так и с целью меценатства.
Классический реализм, академическое образование, соцреализм в настоящее время в большой цене, и будет только дорожать, поскольку в большом количестве вывозится за рубеж. Серьезных художников-реалистов, с точным письмом и густым цветом, осталось не так много. Например, великолепный пейзажист Юрий Карапаев, народный художник, обладает особой палитрой и удивительно тонко передает самые разнообразные состояния природы. В пейзажах Владимира Федулова, заслуженного художника, привлекает узнаваемый мазок, композиция и колорит построены на нюансах, его «творческой лабораторией» становятся опушка леса, берег реки. Целая плеяда художников из семьи Кугачей живет и работает в Москве. Картины титулованного художника Ю.П. Кугача, народного художника СССР, лауреата Сталинской премии СССР, ученика такого мэтра как Н.П. Крымов, хранятся в Третьяковской галерее, Русском музее, Музее Русского Искусства в Киеве. Жена Юрия Кугача, О.Г. Светличная, заслуженный художник, суть ее произведений – преклонение перед родной природой. Известным народным художником, стал их сын, М.Ю. Кугач, его работы хранятся во многих ведущих музеях мира. Внуки Ю.П. Кугача, – Екатерина и Иван – самое молодое поколение династии, их произведения находятся в собраниях коллекционеров многих стран.
К.А. Прохоров, заслуженный художник, родился в 1924 году, сейчас пишет крайне мало. Его полотна высоко котируются на аукционах. Поскольку он не стремился распродавать свои работы, то можно собирать наиболее полную его коллекцию, как отдельных циклов, так и целых периодов. И это хорошая стратегия для долгосрочного инвестирования.
Ф.В. Шапаев родился в 1927 году, он великолепно работает в любом жанре: психологический портрет, натюрморт, пейзаж. Его картины выставляются на антикварных салонах. И мы имеем возможность приобретать эти работы еще при жизни авторов.
Акварели Бориса Арутюняна – явление сверхъестественное, столь высокое мастерством их отличает. Вопреки обывательскому мнению, со временем акварели становятся только интереснее.
КАК ИНВЕСТИРОВАЛИ В РОССИИ?
Первым русским собирателем предметов искусства был Петр I, после него все царствующие особы стали формировать свои коллекции. Со второй половины XIX века коллекционирование приобрело невиданный размах. В каждом уездном городе появились свои ценители живописи. Со временем явление вылилось за пределы страны, и русские покупатели стали оказывать влияние на европейский рынок вплоть до 30-х годов, были собраны ценнейшие коллекции. В XIX- XX веках в России крупные коллекционеры-меценаты сыграли очень важную роль в развитии целых направлений в искусстве (Морозов, Рябушинский, Алексеев). Павел Третьяков, благодаря большим заказам, серьезному инвестированию и просвещенному «менеджменту», значительно повлиял на развитие реалистической живописи передвижников. Третьяков даже конкурировал с императором Александром III за право главного коллекционера страны. Щукину мы обязаны уникальным собранием импрессионистов.
Эти деятели вошли в историю не благодаря политической или предпринимательской деятельности (они были далеко не самыми состоятельными людьми в России), а потому, что сделали инвестиционные вложения, приобретая у своих современников лучшие произведения, которые сейчас бесценны.
ЧТО СОВЕТУЮТ ЭКСПЕРТЫ?
Новичку легко заблудиться в мире современного искусства. Какой стиль предпочесть, во что вкладывать деньги?
Во-первых, для того чтобы научиться чувствовать искусство и начать разбираться в нем, нужно неспешно и вдумчиво походить по ведущим музеям. Если начать с посещения не самых сильных частных галерей, можно незаметно для себя начать выделять из худшего лучшее и принимать это за ценное произведение. Во-вторых, важно найти эксперта, мнение которого будет авторитетно для начинающего инвестора. Эта фигура очень важна в процессе выбора и переговоров с автором о стоимости конкретной картины. Здесь нужно учитывать, что мировоззрение успешного бизнесмена бесконечно далеко от мировоззрения настоящего творца. Не обойтись без определенного опыта общения с художником, чтобы купить хорошее полотно прямо из мастерской. Автор может продать только то, что ему сейчас интересно продать, а сильные работы будут в галереях или спрятаны для своего фонда, для настоящего ценителя или до предстоящей выставки. Персональные выставки посещать очень полезно, поскольку здесь автор полностью раскрывается и демонстрирует лучшие произведения. В-третьих, даже в галерее не нужно ничего покупать под первым впечатлением, можно зацепиться глазом за эффектную, но далеко не самую сильную картину. Лучше возвращаться к понравившимся работам раза три. Рекомендуется посмотреть всю коллекцию этого художника, которой располагает галерея.
С точки зрения материальной и культурной ценности сейчас выгодно коллекционировать работы, написанные в 60- 70-е годы, картины пожилых авторов, а также современные работы народных и заслуженных художников (например, 40-летних авторов — учеников выдающегося мастера В. И. Борисова — уникального анималиста российской школы Ярослава Колобаева, мастера сложных этнографических натюрмортов Александра Акопова).
Уважающие себя галереи, представляющие сильную живопись, всегда будут готовы выкупить свои же работы, проданные 5- 7 лет назад. Выручить удастся вполне адекватную рынку сумму.
ИЗ ЧЕГО СКЛАДЫВАЕТСЯ СТОИМОСТЬ ПРЕДМЕТОВ ИСКУССТВА?
Очень легко быть обманутым, когда речь заходит о цене произведения. Дороги только качественные вещи. В течение ближайших десяти лет они будут дорожать не менее чем на 50% в год. Для того чтобы понять, в чем ценность того или иного произведения, нужно учитывать много факторов. Первое — художник не может одинаково хорошо писать все время, особо удачной станет одна из пяти- десяти- сотни картин. Поэтому цена на произведения варьируется даже у одного и того же автора. На те работы, которые проходят отбор у самого художника, цена может быть в разы выше. Для того чтобы купить такую картину, нужно вести переговоры с человеком, который занимается творчеством живописца (экспертом, галеристом, представителем) или стать постоянным покупателем у художника. Следует иметь в виду, что живописцы крайне редко продают этюды, но при этом они бываю крайне ценны с эстетической точки зрения и могут быть хорошим дополнением к основной коллекции, тем самым увеличив ее стоимость.
К сожалению, особую ценность представляют картины пожилых и уже ушедших авторов. После смерти художника на сильные работы может быть непредсказуемо резкий скач ок (в десятки раз). В этом случае играет роль фактор раритетности: количество произведений этого мастера уже никогда не увеличится.
Очень ценятся полотна, прошедшие много выставок, вошедшие в каталоги, а также натурные работы и те картины, у которых не было повторов. Считаются редкими и относительно дорогими картины, сюжеты которых исчезают или исчезли из реальной жизни (старая Москва, революционные сцены, прижизненные портреты умерших деятелей и т.д.). Как говорит Марк Портер из аукционного дома Christie’s: «Пикассо был Пикассо и в 1920-е годы, и сейчас; а Пенсильванская железная дорога была железной дорогой в 1920-е годы, а сейчас ее просто не существует».
У произведений советского времени, как и у современных, безупречный провенанс, то есть их происхождение подтверждено самими авторами или их наследниками. До сих пор работают искусствоведы-исследователи творчества классиков соцреализма, лично знакомые с художниками. Советское искусство — это явление уникальное, поэтому стоимость советской живописи будет неуклонно расти. Из инвестиционных соображений следует делать дорогие покупки — это должны быть большие работы. Сегодня их можно купить примерно по $5000- 10000 за картину.
Цена вразумительно составленной коллекции значительно больше, нежели сумма от продажи каждой работы по отдельности. Галереи тоже формируют свои коллекции, которые они не стремятся продавать, и делают это либо с аукциона, либо устраивая выставки.
В случае же бума на конкретного автора, работа может сразу же подняться в цене на 50 — 300%.
КТО СЕЙЧАС ИНВЕСТИРУЕТ?
Инвестированием при помощи искусства часто увлекаются целыми семьями, причем со вкусом это умеют делать как мужчины, так и женщины. В последние годы к пополнению и корректировке коллекций, начатых родителями, подключились их 20- 30-ление дети, которых все чаще можно увидеть на выставках и в галереях.
Собственные собрания есть у многих крупных компаний и банков: одну из крупнейших корпоративных коллекций в мире, насчитывающую более 20 000 экспонатов, собрал банк J. P. Morgan, начавший покупать произведения современных художников более 40 лет назад, в 1962 году. Внушительные коллекции сформировали «Альфа-Банк», «Дойче банк», BSGV. Многие из этих полотен украшают интерьеры главных офисов компаний. Такие инвестиции — отличный инструмент формирования репутации надежной и стабильной структуры.
Подавляющее большинство людей покупают произведения искусства, потому что они им нравятся, они хотят ими обладать. Именно этим стоит руководствоваться при выборе картины, фотографии, скульптуры. «Художественное» инвестирование — очень увлекательный процесс, который дарит много знаний и эстетического наслаждения.
Сноска:
В 2000 году самая дорогая русская картина на Sotheby’s стоила 361 000 фунтов («Деревенская ярмарка» Бориса Кустодиева), в 2003 году — уже 845 600 фунтов (его же «Красавица»), а в 2006 году «Натюрморт с цветами» Ильи Машкова установил рекорд в 2,136 млн фунтов.
-------------
автор: Анастасия ЛОПАТИНА
источник: http://rich4you.ru/richman/10-2008/77-79.html
А как Вы относитесь к инвестициям в искусство?
Хорошая статья на эту тему:
______________
Художественное инвестирование
Предметы искусства уже давно являются объектом инвестирования и одним из активно используемых способов надежного размещения капитала. По данным открытых источников, за последние 50 лет среднегодовая мировая доходность в этой области находится на уровне 12,6%. В современной России этот вид вложений только начинает набирать обороты, но уже сейчас приносит большие доходы. Однако, для того чтобы стать обладателем ценной коллекции, нужно знать, чего опасаться.
ПОЧЕМУ СТОИТ ИНВЕСТИРОВАТЬ В ИСКУССТВО?
Предметы искусства покупать будут всегда. Это неотъемлемый признак благосостояния и престижа. Важные факторы, говорящие в пользу инвестирования на арт-рынке, – это его крайне низкая чувствительность к экономическим кризисам и политическим событиям, стабильная положительная динамика на протяжении многих лет. В нашей стране быстро формируется круг людей, не просто интересующихся или коллекционирующих произведения искусства, но и способных приобретать их в качестве долгосрочных инвестиций. В связи с этим цены российского арт-рынка начали стабильно расти, примерно такими же темпами, как и на жилье.
Риски инвестиций в произведения искусства многочисленны, они зависят от того, во что вкладывать, сколько планируется заработать и в какие сроки. Вложения на арт-рынке считаются долгосрочными (минимум – несколько лет). Далеко не все приобретают предметы искусства с целью последующей перепродажи. Это инвестиции в имидж, дар своим потомкам.
КАКОЕ ИСКУССТВО ЛУЧШЕ ПОКУПАТЬ?
Современное искусство стоит гораздо меньше, чем антиквариат, но гораздо более выгодно для инвестирования. Антиквариат обходится от нескольких сотен тысяч до десятков миллионов долларов, плюс затраты на обязательную страховку, охрану и хранение при соответствующем температурном режиме. Цена подобной коллекции баснословна, а потому растет крайне медленно. Стоимость современного искусства, напротив, увеличивается достаточно быстро. Например, с начала 2002 года полотна Владимира Дубосарского и Александра Виноградова возросли в цене ровно вдвое после того, как одну из их работ приобрел культурный центр Помпиду в Париже.
К сожалению, в России совершенно нет правового обеспечения сделок с предметами искусства, и экспертизу подлинности произведения можно сделать лишь в Третьяковской галерее, Пушкинском музее, Центре имени академика И.Э. Грабаря, Институте реставрации, в Эрмитаже и Русском музее. Но самое главное, по российскому законодательству художественная экспертиза – это просто мнение, которое не ведет к реальной ответственности эксперта. Судите сами, мог ли Айвазовский успеть за свою жизнь написать те 60 000 картин, которые официально зарегистрированы на арт-рынке?
Такая ситуация делает привлекательными инвестиции в современные работы. Для начала можно ориентироваться на коллекцию в 5–10 вещей одного направления, вложив $25000–30 000. Рассчитывать на скорую прибыль не стоит, как говорилось выше, должно пройти не менее 2–-3 лет, а лучше и более длительный срок. Если же возникнет срочная необходимость продать коллекцию, нужно быть готовым даже к потерям.
В России есть предмет для собирательства, то, что будет востребовано для истории, для изучения эпохи. В Европе, напротив, традиционное искусство пришло в упадок, поэтому наблюдается огромный интерес к картинам наших мастеров. Современные работы европейских и американских авторов скорее относятся к развитию высоких технологий, дизайну, а не к классическому искусству. Очень печально, что российская школа живописи, будучи долгое время одной из сильнейших, постепенно тоже рассыпается. Поэтому сейчас, пока живы мастера музейного уровня, пока творят их ученики, самое время для вложения в искусство – как с целью инвестирования, так и с целью меценатства.
Классический реализм, академическое образование, соцреализм в настоящее время в большой цене, и будет только дорожать, поскольку в большом количестве вывозится за рубеж. Серьезных художников-реалистов, с точным письмом и густым цветом, осталось не так много. Например, великолепный пейзажист Юрий Карапаев, народный художник, обладает особой палитрой и удивительно тонко передает самые разнообразные состояния природы. В пейзажах Владимира Федулова, заслуженного художника, привлекает узнаваемый мазок, композиция и колорит построены на нюансах, его «творческой лабораторией» становятся опушка леса, берег реки. Целая плеяда художников из семьи Кугачей живет и работает в Москве. Картины титулованного художника Ю.П. Кугача, народного художника СССР, лауреата Сталинской премии СССР, ученика такого мэтра как Н.П. Крымов, хранятся в Третьяковской галерее, Русском музее, Музее Русского Искусства в Киеве. Жена Юрия Кугача, О.Г. Светличная, заслуженный художник, суть ее произведений – преклонение перед родной природой. Известным народным художником, стал их сын, М.Ю. Кугач, его работы хранятся во многих ведущих музеях мира. Внуки Ю.П. Кугача, – Екатерина и Иван – самое молодое поколение династии, их произведения находятся в собраниях коллекционеров многих стран.
К.А. Прохоров, заслуженный художник, родился в 1924 году, сейчас пишет крайне мало. Его полотна высоко котируются на аукционах. Поскольку он не стремился распродавать свои работы, то можно собирать наиболее полную его коллекцию, как отдельных циклов, так и целых периодов. И это хорошая стратегия для долгосрочного инвестирования.
Ф.В. Шапаев родился в 1927 году, он великолепно работает в любом жанре: психологический портрет, натюрморт, пейзаж. Его картины выставляются на антикварных салонах. И мы имеем возможность приобретать эти работы еще при жизни авторов.
Акварели Бориса Арутюняна – явление сверхъестественное, столь высокое мастерством их отличает. Вопреки обывательскому мнению, со временем акварели становятся только интереснее.
КАК ИНВЕСТИРОВАЛИ В РОССИИ?
Первым русским собирателем предметов искусства был Петр I, после него все царствующие особы стали формировать свои коллекции. Со второй половины XIX века коллекционирование приобрело невиданный размах. В каждом уездном городе появились свои ценители живописи. Со временем явление вылилось за пределы страны, и русские покупатели стали оказывать влияние на европейский рынок вплоть до 30-х годов, были собраны ценнейшие коллекции. В XIX- XX веках в России крупные коллекционеры-меценаты сыграли очень важную роль в развитии целых направлений в искусстве (Морозов, Рябушинский, Алексеев). Павел Третьяков, благодаря большим заказам, серьезному инвестированию и просвещенному «менеджменту», значительно повлиял на развитие реалистической живописи передвижников. Третьяков даже конкурировал с императором Александром III за право главного коллекционера страны. Щукину мы обязаны уникальным собранием импрессионистов.
Эти деятели вошли в историю не благодаря политической или предпринимательской деятельности (они были далеко не самыми состоятельными людьми в России), а потому, что сделали инвестиционные вложения, приобретая у своих современников лучшие произведения, которые сейчас бесценны.
ЧТО СОВЕТУЮТ ЭКСПЕРТЫ?
Новичку легко заблудиться в мире современного искусства. Какой стиль предпочесть, во что вкладывать деньги?
Во-первых, для того чтобы научиться чувствовать искусство и начать разбираться в нем, нужно неспешно и вдумчиво походить по ведущим музеям. Если начать с посещения не самых сильных частных галерей, можно незаметно для себя начать выделять из худшего лучшее и принимать это за ценное произведение. Во-вторых, важно найти эксперта, мнение которого будет авторитетно для начинающего инвестора. Эта фигура очень важна в процессе выбора и переговоров с автором о стоимости конкретной картины. Здесь нужно учитывать, что мировоззрение успешного бизнесмена бесконечно далеко от мировоззрения настоящего творца. Не обойтись без определенного опыта общения с художником, чтобы купить хорошее полотно прямо из мастерской. Автор может продать только то, что ему сейчас интересно продать, а сильные работы будут в галереях или спрятаны для своего фонда, для настоящего ценителя или до предстоящей выставки. Персональные выставки посещать очень полезно, поскольку здесь автор полностью раскрывается и демонстрирует лучшие произведения. В-третьих, даже в галерее не нужно ничего покупать под первым впечатлением, можно зацепиться глазом за эффектную, но далеко не самую сильную картину. Лучше возвращаться к понравившимся работам раза три. Рекомендуется посмотреть всю коллекцию этого художника, которой располагает галерея.
С точки зрения материальной и культурной ценности сейчас выгодно коллекционировать работы, написанные в 60- 70-е годы, картины пожилых авторов, а также современные работы народных и заслуженных художников (например, 40-летних авторов — учеников выдающегося мастера В. И. Борисова — уникального анималиста российской школы Ярослава Колобаева, мастера сложных этнографических натюрмортов Александра Акопова).
Уважающие себя галереи, представляющие сильную живопись, всегда будут готовы выкупить свои же работы, проданные 5- 7 лет назад. Выручить удастся вполне адекватную рынку сумму.
ИЗ ЧЕГО СКЛАДЫВАЕТСЯ СТОИМОСТЬ ПРЕДМЕТОВ ИСКУССТВА?
Очень легко быть обманутым, когда речь заходит о цене произведения. Дороги только качественные вещи. В течение ближайших десяти лет они будут дорожать не менее чем на 50% в год. Для того чтобы понять, в чем ценность того или иного произведения, нужно учитывать много факторов. Первое — художник не может одинаково хорошо писать все время, особо удачной станет одна из пяти- десяти- сотни картин. Поэтому цена на произведения варьируется даже у одного и того же автора. На те работы, которые проходят отбор у самого художника, цена может быть в разы выше. Для того чтобы купить такую картину, нужно вести переговоры с человеком, который занимается творчеством живописца (экспертом, галеристом, представителем) или стать постоянным покупателем у художника. Следует иметь в виду, что живописцы крайне редко продают этюды, но при этом они бываю крайне ценны с эстетической точки зрения и могут быть хорошим дополнением к основной коллекции, тем самым увеличив ее стоимость.
К сожалению, особую ценность представляют картины пожилых и уже ушедших авторов. После смерти художника на сильные работы может быть непредсказуемо резкий скач ок (в десятки раз). В этом случае играет роль фактор раритетности: количество произведений этого мастера уже никогда не увеличится.
Очень ценятся полотна, прошедшие много выставок, вошедшие в каталоги, а также натурные работы и те картины, у которых не было повторов. Считаются редкими и относительно дорогими картины, сюжеты которых исчезают или исчезли из реальной жизни (старая Москва, революционные сцены, прижизненные портреты умерших деятелей и т.д.). Как говорит Марк Портер из аукционного дома Christie’s: «Пикассо был Пикассо и в 1920-е годы, и сейчас; а Пенсильванская железная дорога была железной дорогой в 1920-е годы, а сейчас ее просто не существует».
У произведений советского времени, как и у современных, безупречный провенанс, то есть их происхождение подтверждено самими авторами или их наследниками. До сих пор работают искусствоведы-исследователи творчества классиков соцреализма, лично знакомые с художниками. Советское искусство — это явление уникальное, поэтому стоимость советской живописи будет неуклонно расти. Из инвестиционных соображений следует делать дорогие покупки — это должны быть большие работы. Сегодня их можно купить примерно по $5000- 10000 за картину.
Цена вразумительно составленной коллекции значительно больше, нежели сумма от продажи каждой работы по отдельности. Галереи тоже формируют свои коллекции, которые они не стремятся продавать, и делают это либо с аукциона, либо устраивая выставки.
В случае же бума на конкретного автора, работа может сразу же подняться в цене на 50 — 300%.
КТО СЕЙЧАС ИНВЕСТИРУЕТ?
Инвестированием при помощи искусства часто увлекаются целыми семьями, причем со вкусом это умеют делать как мужчины, так и женщины. В последние годы к пополнению и корректировке коллекций, начатых родителями, подключились их 20- 30-ление дети, которых все чаще можно увидеть на выставках и в галереях.
Собственные собрания есть у многих крупных компаний и банков: одну из крупнейших корпоративных коллекций в мире, насчитывающую более 20 000 экспонатов, собрал банк J. P. Morgan, начавший покупать произведения современных художников более 40 лет назад, в 1962 году. Внушительные коллекции сформировали «Альфа-Банк», «Дойче банк», BSGV. Многие из этих полотен украшают интерьеры главных офисов компаний. Такие инвестиции — отличный инструмент формирования репутации надежной и стабильной структуры.
Подавляющее большинство людей покупают произведения искусства, потому что они им нравятся, они хотят ими обладать. Именно этим стоит руководствоваться при выборе картины, фотографии, скульптуры. «Художественное» инвестирование — очень увлекательный процесс, который дарит много знаний и эстетического наслаждения.
Сноска:
В 2000 году самая дорогая русская картина на Sotheby’s стоила 361 000 фунтов («Деревенская ярмарка» Бориса Кустодиева), в 2003 году — уже 845 600 фунтов (его же «Красавица»), а в 2006 году «Натюрморт с цветами» Ильи Машкова установил рекорд в 2,136 млн фунтов.
-------------
автор: Анастасия ЛОПАТИНА
источник: http://rich4you.ru/richman/10-2008/77-79.html
А как Вы относитесь к инвестициям в искусство?