В реальном мире цены и деньги реальны. В виртуальном — похоже, виртуальны. Яндекс разместился по очень высокой цене $25 за акцию, после чего ещё подорожал: на вчерашнее закрытие бумаги компании стоили $35 или $11 млрд за всю компанию. Вряд ли кто-то из серьёзных и даже не очень серьёзных инвесторов сомневается, что эта цена крайне далека от объективной стоимости бизнеса Яндекса. Но люди всё равно покупают эти акции. Зачем?
Давайте посчитаем «с конца». $11 млрд капитализации означает, что инвесторы рассчитывают на то, что Яндекс уже в ближайшем будущем будет зарабатывать примерно $0,5-1 млрд чистой прибыли в год (или намного больше в отдалённом будущем). Это, соответственно, примерно 15-30 млрд рублей (текущий же прогноз – 3,3 млрд руб. в 2011 г. и 5,9 млрд руб в 2012 г.).
Вся аудитория рунета — 60 млн человек, включая несовершеннолетних пользователей и тех, кто раз месяц заходит в почтовый ящик. Получается, что Яндекс должен собирать 250-500 рублей в год чистой прибыли с каждого рунетчика. Понятно, что компания обслуживает не 100% аудитории, то есть необходимая для оправдания такой капитализации прибыль выше обозначенной в разы. А выручка — в разы выше прибыли. В конечном итоге, Яндекс должен собирать порядка 2-4 тыс. рублей с каждого пользователя (а их десятки миллионов) в год. Вы верите в достижимость этих параметров?
Конечно, аудитория может расти — интернет проникает в массы, а Яндекс выходит на новые рынки. Но этот рост физически ограничен: количество пользователей интернета в России не может превышать количество грамотного населения, а экспансия Яндекса встретит сопротивление глобальных и местных игроков (того же Google, который контролирует почти все поисковые рынки в мире).
Вряд ли ошибусь, если скажу, что максимально возможная потенциальная аудитория Яндекса не превышает 100 млн человек, при этом компания, конечно, получит доступ только к части этой аудитории. Так, очень оптимистично настроенный по отношению к Яндексу (и заинтересованный в раздувании интернет-пузыря) Финам в своём исследовании, посвящённом IPO, прогнозирует месячную аудиторию в 45 млн человек к началу 2015 года. Кроме того, чем дальше, тем дороже будет обходится каждый дополнительный пользователь, то есть темп роста чистой прибыли будет ниже темпа роста выручки.
Возможно, инвесторы рассчитывают на выход Яндекса на совсем другие рынки — социальные сети, платежи, игры, добычу нефти, производство золота из свинца и т.д. Но сам Яндекс много раз говорил, что не собирается этого делать, да и вряд ли сможет — для этого надо либо самим сделать что-то революционное, либо очень дорого купить что-то существующее. Первое маловероятно, второе — бессмысленно.
Если же взять только текущую «дойную корову» Яндекса — контекстную рекламу, то размер всего российского рынка в этом секторе — 5 млрд рублей в I кв. 2011 года (20 млрд руб. в годовом выражении). Да, он очень быстро растёт по сравнению с кризисным периодом, но этот рост не может продолжаться вечно, рано или поздно темпы роста приблизятся к темпам роста экономики в целом. Доля Яндекса на этом рынке сейчас порядка 50-60%. Финам считает, что она останется стабильной в течение как минимум пяти лет, так как, по их предположениям, ни Google, ни социальные сети не будут активно развивать это направление. Оптимисты. Но пусть даже так. В этом случае, по данным Финама, совокупная чистая прибыль Яндекса за пять лет составит около 47 млрд рублей. Это без учёта инфляции. С учётом 10%-й инфляции это 35,5 млрд руб. в текущих деньгах.
Добавим к расчётам Финама следующие пять лет с предположением, что чистая прибыль Яндекса будет расти темпами 25% в год, а инфляция снизится до 7% годовых в среднем. В этом случае суммарная чистая прибыль за 10 лет в текущих деньгах составит 126,4 млрд рублей. Подчёркиваю, это — очень, очень оптимистичный прогноз, по сути, заведомо завышенная оценка. Просто, чтобы оценить, до каких «небес» теоретически может дотянуться цена компании.
Чистая прибыль за 10 лет в современных деньгах (т.е. с учётом инфляции) с точки зрения разумного инвестора — и есть объективная капитализация компании. То есть, если огрубить полученное число, то
100-150 млрд руб. – это максимально возможная стоимость Яндекса на данный момент при очень оптимистичном прогнозе его финансовых показателей. Если рассматривать бизнес компании более реалистично, то текущая капитализация должна быть раза в полтора ниже.
Получается, что разумная капитализация Яндекса на сегодня — $2-5 млрд, причём, последняя величина – «небеса», слабо коррелирующие с реальностью.
Объективно, больше $2-3 млрд Яндекс сейчас стоить не должен. Эта же величина, кстати, была получена нами и ранее.
Всё, что выше — это пузырь, истерика и «мода на интернет». Либо надежда, что Яндекс изобретёт философский камень и начнёт производить деньги вагонами. Кстати, в своём исследовании Финам называет справедливую оценку компании в коридоре $7-9,5 млрд. И это, повторю, при том, что сам Финам крайне заинтересован в создании «пузыря» на рынке интернет-проектов, так как активно в них вкладывается и рассчитывает продать свои доли как можно дороже. То есть эта оценка, по сути, оценка «продавца» из серии «очень кушать хочется». И то она ниже текущей цены акций.
Раздувание стоимости компании имело бы смысл, если её основные акционеры могли бы продать контрольный пакет более крупному конкуренту или использовать акции для слияний. В этом случае разумная цена может повышаться за счёт создания синергетического эффекта или получения новой «большой» компанией монопольного положения на крупном рынке. Google, безусловно, мог бы купить весь Яндекс с потрохами — у него только свободной налички на руках больше $7 млрд, да ещё краткосрочных инвестиций на $24 млрд. «Но кто ж ему дасть» (с) — Сбербанк, имеющий «золотую акцию» Яндекса заблокирует такую сделку.
Единственным возможным претендентом на покупку может стать близкий к президенту Медведеву DST в любом из своих проявлений (Mail.Ru Group или один из частных фондов). В этом случае и Сбер возражать не будет: Мильнер — человек проверенный, «свой», а деньги там и вовсе Алишера Усманова. Средства на покупку, если их не хватит, можно занять у того же Сбера или взять его в долю — Герман Греф тоже любит интернет.
В общем, не удивлюсь, если акционерная история Яндекса на этом не закончится. Но в любом случае, надо понимать, что
инвестиции в Яндекс — дело крайне рискованное и не имеющее ничего общего с обычными инвестициями в бизнес. Это либо спекулятивные вложения в пузырь, либо покупка надежды на поглощение по завышенной цене.---------------
источник: http://superinvestor.ru/archives/6607