Внешние долги Украины подсчитать не в состоянии даже власти этой страны. Как утверждает украинский Нацбанк, эта сумма составляет $46 млрд или более 82% ВВП. Однако, как заявил 15 октября Арсений Яценюк, общий долг иностранным кредиторам превышает $70 млрд. Это уже более 120% ВВП. По критериям Международного валютного фонда, который в настоящее время является главным источником денег для поддержки режима Петра Порошенко, этот показатель не должен превышать 60%. В противном случае — уже не дефолт, а полный экономический коллапс. Международные кредиторы готовы реструктуризовать 20% украинских долгов. Но и в этом вопросе существуют разногласия. Их Комитет списал Киеву $3 млрд. Выплату еще $8,5 млрд растянули на четыре года. Правда, речь идет только о долгах, которые Украина должна отдать до конца декабря. Однако Россия, которая дала Украине $3 млрд два года назад виде еврооблигаций, ни на какие уступки идти не будет. В ответ Яценюк пригрозил России не отдавать эти $3 млрд, а также выставить иски нашей стране на $1 трлн.
Топ-менеждеры скандально обанкротившейся более 10 лет назад американского энергетического гиганта Enron накануне краха говорили следующее: «Наши долги — это долги наших акционеров. Погасить мы их сможем. Дайте только немного времени». Но Enron выбраться из долгов так и не смог. В том числе, и перед своими пенсионерами. Многие руководители компании покончили с собой.
Финансовая ситуация на Украине ну очень уж напоминает положение Enron. Вряд ли Порошенко или Яценюк будут стреляться из охотничьих ружей или кидаться из небоскребов. Но платить украинским пенсионерам им явно будет нечем.
Особенно, если они проиграют суды, которыми Киев в настоящее время грозит Москве. Украина намерена взыскать с России через Европейский суд по правам человека более 1 трлн убытков за «аннексию Крыма и интервенцию Донецка и Луганска». Триллион чего будет взыскивать Киев — Яценюк не объяснил.
Если это $1 трлн, это половина российского ВВП. Даже через суд этот долг будет выплачиваться не менее ста лет. Скорее всего, Яценюк имел в виду 1 трлн гривен. По нынешнему курсу, это около $46,5 млрд. Интересно отметить, что именно столько, по данным Нацбанка Украины, составляют внешние долги страны, которые необходимо погасить в ближайшее время. У Яценюка цифра по внешним долгам другая — более $70 млрд. Поэтому, вполне возможно, что Киев может от России любую сумму, которая ему заблагорассудится. Только, чтобы ее получить, ему все-таки придется вернуть долги, которые уже засвидетельствованы международными соглашениями.
Тем не менее, новые претензии Киева к Москве выглядят пугающими. Есть прецедент, когда около года назад Гаагский третейский суд присудил бывшим акционерам ЮКОСа за якобы «незаконный отъем их собственности» в России на сумму в $50 млрд. Государственные суды Бельгии и Франции приняли эти решения к исполнению и даже арестовали кое-то из российских активов.
Аналогичный иск рассматривается Земельным судом Берлина. В нем речь идет об аресте энергетических счетов России на сумму в $42 млрд. Немецкие юристы пока не торопятся. Это и понятно — Германия является главным потребителем российского газа в мире.
Но, как утверждают юристы, Арсений Яценюк надеется на судебные прецеденты в ЕСПЧ, направленные против России. Однако украинский премьер надеется на реванш в отношении нашей страны. Но только «юридический». К реальной войне Украина не готова.
$3 млрд, которые Украина должна России по еврооблигациям, возвращать все-таки придется. Этот долг является государственным. Значит, вопрос о его реструктуризации (тем более, списании) не может решаться с рамках любого «комитета международных кредиторов». Дело в том, что такие долги решаются исключительно на уровне так называемого Парижского клуба кредиторов, в который входят только правительства стран — заимодавцев.
Парижский клуб кредиторов, конечно, списывает долги. Но только военные. $3 млрд, которые Россия дала Украине, были предназначены на покрытие бюджетного дефицита, а не закупку военной техники.
Если Россия не получит их в декабре, то объявит Украине дефолт. После чего МВФ не сможет (по своим же правилам) выдавать Киеву новые кредиты. Тогда Украину, как подтверждают эксперты «МК», ждет экономический коллапс: не будет ни зарплат бюджетникам, ни пенсий, ни доступных газа или нефти.
ЭКСПЕРТЫ «МК»
Алексей Кравцов, председатель Арбитражного третейского суда Москвы:
«Судебные решения часто принимаются в зависимости от видения собственника суда. Если это государственный суд – то воля представителей элит и правительства. Если это ЕСПЧ – воля большинства стран, входящих в Совет Европы. Большинство стран Европы занимают сторону оппонентов России.
Жалоба Украины в ЕСПЧ обширна. Однако Крым добровольно, путем референдума, то есть абсолютно законно, вышел из-под юрисдикции Украины, а после присоединился к России. Властям на Украине надо было предоставить гражданам нормальные условия, чтобы они не захотели перейти в юрисдикцию другого государства. Теперь для украинского правительства говорить об ущемлении прав граждан в России просто некорректно. Что касается Донбасса – то эти территории находятся на Украине и власти Украины несут полную ответственность за происходящее там.
Российские требования выплатить $3 млрд долга более чем реальны. Они основаны на коммерческих отношениях. И у России есть все шансы взыскать с украинского правительства долги. Любые решения украинского правосудия о имуществе на территории России неправомерны. Последствия «выпадов» с украинской стороны могут стать негативными для всей Украины, а не только для ее одиозных политиков».
Доцент доцент кафедры государствоведения и права Международного института госслужбы и управления Кира Сазонова:
«Ни о каких конкретных суммах до начала судебного разбирательства речи быть не может, поскольку компенсацию как меру международной ответственности государства может устанавливать только суд, но никак не сторона, инициирующая разбирательство. Подобные разбирательства могут проводиться с согласия заинтересованных сторон и тянутся много лет.
Что касается долговых обязательств, очевидно, что Киев рассчитывает на реструктуризацию долга, о чем недвусмысленно заявил украинский премьер-министр. Российский президент уже предложил МВФ помочь Украине с выплатой госдолга, однако внятного ответа пока не поступило. Что касается гипотетического судебного разбирательства по выплате Украиной долговых обязательств в $3 млрд, велика вероятность, что еще до начала подобного процесса на Украине будет объявлен дефолт, на пороге которого она, собственно, уже находится.
источник
Топ-менеждеры скандально обанкротившейся более 10 лет назад американского энергетического гиганта Enron накануне краха говорили следующее: «Наши долги — это долги наших акционеров. Погасить мы их сможем. Дайте только немного времени». Но Enron выбраться из долгов так и не смог. В том числе, и перед своими пенсионерами. Многие руководители компании покончили с собой.
Финансовая ситуация на Украине ну очень уж напоминает положение Enron. Вряд ли Порошенко или Яценюк будут стреляться из охотничьих ружей или кидаться из небоскребов. Но платить украинским пенсионерам им явно будет нечем.
Особенно, если они проиграют суды, которыми Киев в настоящее время грозит Москве. Украина намерена взыскать с России через Европейский суд по правам человека более 1 трлн убытков за «аннексию Крыма и интервенцию Донецка и Луганска». Триллион чего будет взыскивать Киев — Яценюк не объяснил.
Если это $1 трлн, это половина российского ВВП. Даже через суд этот долг будет выплачиваться не менее ста лет. Скорее всего, Яценюк имел в виду 1 трлн гривен. По нынешнему курсу, это около $46,5 млрд. Интересно отметить, что именно столько, по данным Нацбанка Украины, составляют внешние долги страны, которые необходимо погасить в ближайшее время. У Яценюка цифра по внешним долгам другая — более $70 млрд. Поэтому, вполне возможно, что Киев может от России любую сумму, которая ему заблагорассудится. Только, чтобы ее получить, ему все-таки придется вернуть долги, которые уже засвидетельствованы международными соглашениями.
Тем не менее, новые претензии Киева к Москве выглядят пугающими. Есть прецедент, когда около года назад Гаагский третейский суд присудил бывшим акционерам ЮКОСа за якобы «незаконный отъем их собственности» в России на сумму в $50 млрд. Государственные суды Бельгии и Франции приняли эти решения к исполнению и даже арестовали кое-то из российских активов.
Аналогичный иск рассматривается Земельным судом Берлина. В нем речь идет об аресте энергетических счетов России на сумму в $42 млрд. Немецкие юристы пока не торопятся. Это и понятно — Германия является главным потребителем российского газа в мире.
Но, как утверждают юристы, Арсений Яценюк надеется на судебные прецеденты в ЕСПЧ, направленные против России. Однако украинский премьер надеется на реванш в отношении нашей страны. Но только «юридический». К реальной войне Украина не готова.
$3 млрд, которые Украина должна России по еврооблигациям, возвращать все-таки придется. Этот долг является государственным. Значит, вопрос о его реструктуризации (тем более, списании) не может решаться с рамках любого «комитета международных кредиторов». Дело в том, что такие долги решаются исключительно на уровне так называемого Парижского клуба кредиторов, в который входят только правительства стран — заимодавцев.
Парижский клуб кредиторов, конечно, списывает долги. Но только военные. $3 млрд, которые Россия дала Украине, были предназначены на покрытие бюджетного дефицита, а не закупку военной техники.
Если Россия не получит их в декабре, то объявит Украине дефолт. После чего МВФ не сможет (по своим же правилам) выдавать Киеву новые кредиты. Тогда Украину, как подтверждают эксперты «МК», ждет экономический коллапс: не будет ни зарплат бюджетникам, ни пенсий, ни доступных газа или нефти.
ЭКСПЕРТЫ «МК»
Алексей Кравцов, председатель Арбитражного третейского суда Москвы:
«Судебные решения часто принимаются в зависимости от видения собственника суда. Если это государственный суд – то воля представителей элит и правительства. Если это ЕСПЧ – воля большинства стран, входящих в Совет Европы. Большинство стран Европы занимают сторону оппонентов России.
Жалоба Украины в ЕСПЧ обширна. Однако Крым добровольно, путем референдума, то есть абсолютно законно, вышел из-под юрисдикции Украины, а после присоединился к России. Властям на Украине надо было предоставить гражданам нормальные условия, чтобы они не захотели перейти в юрисдикцию другого государства. Теперь для украинского правительства говорить об ущемлении прав граждан в России просто некорректно. Что касается Донбасса – то эти территории находятся на Украине и власти Украины несут полную ответственность за происходящее там.
Российские требования выплатить $3 млрд долга более чем реальны. Они основаны на коммерческих отношениях. И у России есть все шансы взыскать с украинского правительства долги. Любые решения украинского правосудия о имуществе на территории России неправомерны. Последствия «выпадов» с украинской стороны могут стать негативными для всей Украины, а не только для ее одиозных политиков».
Доцент доцент кафедры государствоведения и права Международного института госслужбы и управления Кира Сазонова:
«Ни о каких конкретных суммах до начала судебного разбирательства речи быть не может, поскольку компенсацию как меру международной ответственности государства может устанавливать только суд, но никак не сторона, инициирующая разбирательство. Подобные разбирательства могут проводиться с согласия заинтересованных сторон и тянутся много лет.
Что касается долговых обязательств, очевидно, что Киев рассчитывает на реструктуризацию долга, о чем недвусмысленно заявил украинский премьер-министр. Российский президент уже предложил МВФ помочь Украине с выплатой госдолга, однако внятного ответа пока не поступило. Что касается гипотетического судебного разбирательства по выплате Украиной долговых обязательств в $3 млрд, велика вероятность, что еще до начала подобного процесса на Украине будет объявлен дефолт, на пороге которого она, собственно, уже находится.
источник