Кабмин обрекает бюджет-2015 на провал, заложив в него механизм самоподдерживающейся девальвации
Правительство настаивает на совершенно нереальных объемах наполнения бюджета.
Одобренные Кабмином изменения в бюджет 2015 г., базирующиеся на рекомендациях МВФ, содержит лишь косметические правки, нисколько не меняющие суть документа. Закладывая относительно реальные макропоказатели, правительство продолжает настаивать на нереальных объемах наполнения бюджета, напрочь отказываясь урезать его расходную часть.
Несмотря на то, что эксперты в один голос назвали уже принятый бюджет-2015 "раздутым и невыполнимым", Минфин счел рациональным его увеличить, а не уменьшить. Увеличились и доходы, и расходы, и дефицит, и госдолг, и закладываемый валютный курс, и инфляция.
Доходная часть увеличена без малого на 22,2 млрд грн по сравнению с действующим госбюджетом и на 134 млрд (37%) — с прошлогодним его вариантом. При этом ожидается падение реального ВВП на 5,5% и увеличение номинального – на 22% (до 1,85 трлн. грн.).
"Попутно важно отметить, что в 2014-м, когда рост потребительских цен согласно даже официальной статистике раскрутился до 24,9%, бюджетные доходы выросли лишь на 24,4 млрд грн (всего 5,51% к "факту" 2013-го). При этом за прошлый год экономическая ситуация существенно ухудшилась, упало производство, прекратились инвестиции, замерло кредитование. Где же планирует Минфин взять еще 22 млрд к тем 475 млрд грн, источники которых также неясны. В основном, очевидно, ставка сделана на инфляцию, которая, в частности, позволит увеличить поступления внутреннего НДС на 4,9 млрд грн, а импортного — на все 8,9 млрд. Теоретически, при не падающем спросе инфляция действительно должна работать, ведь, покупая килограмм гречки за 8 грн, украинец платил в казну 1 гривню 30 копеек НДС, а покупая этот же килограмм крупы за 25 грн — уже 4,16 грн. Однако эксперты в один голос говорят о том, что спрогнозировать уровень инфляции сколько-нибудь точно сейчас просто невозможно. МВФ считает, что это будут 27%, НБУ — 19%, в действующий бюджет закладывали 13%, а в нынешние поправки — уже 26%", - говорится в статье.
Помимо раскручивающейся инфляции, в бюджете крайне плохо просматриваются источники, на которые могли полагаться в Минфине и правительстве, закладывая такое повышение поступлений.
"Даже если у нас будет гиперинфляция (что выглядит очень вероятно), и номинальный ВВП даст запланированный рост доходов бюджета, на момент, когда такой результат станет реальностью, наши обязательства в гривне вырастут на несравнимо большую сумму и будут требовать еще большей эмиссии гривни. Поэтому очень печально, что Кабмин решил пойти таким путем", — считает экономист Дмитрий Боярчук.
При этом та самая поддержка МВФ, по мнению эксперта, от галопирующей девальвации не спасает. "Даже если МВФ нам предоставит 10,8 млрд долл., максимум возможного, по словам Яресько, этого будет достаточно, только чтобы расплатиться по долгам. То есть вопрос с дефолтом снимается, но что делать с напечатанной гривней?" — задается вопросом Боярчук.
"Налоги уже сейчас на 50–60% уплачиваются авансом, при этом долг государства за возмещение НДС растет, а экономика продолжает сокращаться. В таких условиях никаких оснований, кроме инфляционных, для увеличения поступлений от налогов нет, — объяснил ZN.UA Артем Рудык, директор департамента налоговой политики Института бюджета и социально-экономического развития. — При этом я очень сомневаюсь в адекватности расчетов налоговых поступлений хотя бы исходя из того, что грамотно спрогнозировать результаты 2015 г. на сегодняшний день не сможет никто. Да и те методы, которыми руководствуется государство для наполнения бюджета, уже давно выходят за экономическую плоскость. Например, компании, претендующие на возмещение НДС, должны заплатить налоги "наперед", это уже шантаж, ничего общего с экономикой не имеющий".
При этом какой-либо внятной экономии средств не предвидится, ведь ее не было и в действующем бюджете, в который была заложена 13-процентная инфляция.
Расходы даже в откорректированном варианте опережают доходы и настолько существенно, что дефицит бюджета, в случае принятия поправок, превысит 76 млрд грн, или 4% от ВВП. По сравнению с декабрьской версией расходная часть бюджета увеличилась на 34,7 млрд грн, 21,5 млрд из которых — это обслуживание внешнего долга, увеличение затрат на которое обусловлено девальвацией. Еще 12,5 млрд грн — субсидии для населения, 2,9 млрд — помощь переселенцам из зоны АТО.
Экономия выразилась в уменьшении трансферта Пенсионному фонду почти на 4 млрд грн. Условно позитивным можно считать уменьшение бюджетных обязательств НБУ на 4,5 млрд грн (с 65 до 60,5 млрд). Финансирование НАК "Нафтогаз Украины" также пока запланировали уменьшить — на 1,8 млрд грн (с 31,5 до 29,7 млрд).
Всего по разным статьям правительство сэкономило порядка 7,8 млрд грн. Это, конечно, какой-то результат, но принципиально ситуацию не меняющий, отмечают авторы статьи.
При этом план заимствований увеличен на 35,3% (до 397,4 млрд грн — сумма эквивалентна почти 80% недолговых поступлений госбюджета), в том числе в валюте — на 58,4% (до 286,74 млрд в гривневом эквиваленте). При этом в спецфонд благодаря международным кредитам планируют привлечь те же 14,16 млрд грн, что и в декабрьской версии госсметы. Повысили в законопроекте и планируемые объемы погашения государственного долга на 58,4% (до 158,88 млрд грн), в том числе внешнего — на 26,7% (до 123,6 млрд грн, эта сумма на 80% превысила зафиксированный объем выплат в 2014-м). Объем обслуживания госдолга увеличился на 24%, с 74,6 до 92,6 млрд грн, что на 55% выше прошлогоднего показателя. А предельный размер госдолга повышен с 1,176 трлн грн до 1,394 трлн.
"Завысив планы еще больше с учетом непрогнозируемой, но неминуемой инфляции, правительство окончательно обрекает бюджет на провал. Ведь основным вызовом в итоге станет изначально заложенный в документ механизм самоподдерживающейся девальвации. Запланированные объемы расходов даже при курсе 21,7 грн/долл. все равно потребуют эмиссии. В результате гривня будет обесцениваться, а потребности в докапитализации банков, поддержке "Нафтогаза" и расходах на обслуживание госдолга продолжат расти, требуя очередных эмиссий и, как следствие, новых витков девальвации и инфляции. Вопрос, кто за все это в итоге заплатит, — из разряда риторических. Хотя в кошельках у подавляющей части населения уже и так пусто. И реальная его покупательная способность благодаря напечатанным для покрытия разрывов дефицита госбюджета гривням точно не улучшится. Как минимум, в нынешнем году", - резюмируют авторы статьи.
Источник
Правительство настаивает на совершенно нереальных объемах наполнения бюджета.
Одобренные Кабмином изменения в бюджет 2015 г., базирующиеся на рекомендациях МВФ, содержит лишь косметические правки, нисколько не меняющие суть документа. Закладывая относительно реальные макропоказатели, правительство продолжает настаивать на нереальных объемах наполнения бюджета, напрочь отказываясь урезать его расходную часть.
Несмотря на то, что эксперты в один голос назвали уже принятый бюджет-2015 "раздутым и невыполнимым", Минфин счел рациональным его увеличить, а не уменьшить. Увеличились и доходы, и расходы, и дефицит, и госдолг, и закладываемый валютный курс, и инфляция.
Доходная часть увеличена без малого на 22,2 млрд грн по сравнению с действующим госбюджетом и на 134 млрд (37%) — с прошлогодним его вариантом. При этом ожидается падение реального ВВП на 5,5% и увеличение номинального – на 22% (до 1,85 трлн. грн.).
"Попутно важно отметить, что в 2014-м, когда рост потребительских цен согласно даже официальной статистике раскрутился до 24,9%, бюджетные доходы выросли лишь на 24,4 млрд грн (всего 5,51% к "факту" 2013-го). При этом за прошлый год экономическая ситуация существенно ухудшилась, упало производство, прекратились инвестиции, замерло кредитование. Где же планирует Минфин взять еще 22 млрд к тем 475 млрд грн, источники которых также неясны. В основном, очевидно, ставка сделана на инфляцию, которая, в частности, позволит увеличить поступления внутреннего НДС на 4,9 млрд грн, а импортного — на все 8,9 млрд. Теоретически, при не падающем спросе инфляция действительно должна работать, ведь, покупая килограмм гречки за 8 грн, украинец платил в казну 1 гривню 30 копеек НДС, а покупая этот же килограмм крупы за 25 грн — уже 4,16 грн. Однако эксперты в один голос говорят о том, что спрогнозировать уровень инфляции сколько-нибудь точно сейчас просто невозможно. МВФ считает, что это будут 27%, НБУ — 19%, в действующий бюджет закладывали 13%, а в нынешние поправки — уже 26%", - говорится в статье.
Помимо раскручивающейся инфляции, в бюджете крайне плохо просматриваются источники, на которые могли полагаться в Минфине и правительстве, закладывая такое повышение поступлений.
"Даже если у нас будет гиперинфляция (что выглядит очень вероятно), и номинальный ВВП даст запланированный рост доходов бюджета, на момент, когда такой результат станет реальностью, наши обязательства в гривне вырастут на несравнимо большую сумму и будут требовать еще большей эмиссии гривни. Поэтому очень печально, что Кабмин решил пойти таким путем", — считает экономист Дмитрий Боярчук.
При этом та самая поддержка МВФ, по мнению эксперта, от галопирующей девальвации не спасает. "Даже если МВФ нам предоставит 10,8 млрд долл., максимум возможного, по словам Яресько, этого будет достаточно, только чтобы расплатиться по долгам. То есть вопрос с дефолтом снимается, но что делать с напечатанной гривней?" — задается вопросом Боярчук.
"Налоги уже сейчас на 50–60% уплачиваются авансом, при этом долг государства за возмещение НДС растет, а экономика продолжает сокращаться. В таких условиях никаких оснований, кроме инфляционных, для увеличения поступлений от налогов нет, — объяснил ZN.UA Артем Рудык, директор департамента налоговой политики Института бюджета и социально-экономического развития. — При этом я очень сомневаюсь в адекватности расчетов налоговых поступлений хотя бы исходя из того, что грамотно спрогнозировать результаты 2015 г. на сегодняшний день не сможет никто. Да и те методы, которыми руководствуется государство для наполнения бюджета, уже давно выходят за экономическую плоскость. Например, компании, претендующие на возмещение НДС, должны заплатить налоги "наперед", это уже шантаж, ничего общего с экономикой не имеющий".
При этом какой-либо внятной экономии средств не предвидится, ведь ее не было и в действующем бюджете, в который была заложена 13-процентная инфляция.
Расходы даже в откорректированном варианте опережают доходы и настолько существенно, что дефицит бюджета, в случае принятия поправок, превысит 76 млрд грн, или 4% от ВВП. По сравнению с декабрьской версией расходная часть бюджета увеличилась на 34,7 млрд грн, 21,5 млрд из которых — это обслуживание внешнего долга, увеличение затрат на которое обусловлено девальвацией. Еще 12,5 млрд грн — субсидии для населения, 2,9 млрд — помощь переселенцам из зоны АТО.
Экономия выразилась в уменьшении трансферта Пенсионному фонду почти на 4 млрд грн. Условно позитивным можно считать уменьшение бюджетных обязательств НБУ на 4,5 млрд грн (с 65 до 60,5 млрд). Финансирование НАК "Нафтогаз Украины" также пока запланировали уменьшить — на 1,8 млрд грн (с 31,5 до 29,7 млрд).
Всего по разным статьям правительство сэкономило порядка 7,8 млрд грн. Это, конечно, какой-то результат, но принципиально ситуацию не меняющий, отмечают авторы статьи.
При этом план заимствований увеличен на 35,3% (до 397,4 млрд грн — сумма эквивалентна почти 80% недолговых поступлений госбюджета), в том числе в валюте — на 58,4% (до 286,74 млрд в гривневом эквиваленте). При этом в спецфонд благодаря международным кредитам планируют привлечь те же 14,16 млрд грн, что и в декабрьской версии госсметы. Повысили в законопроекте и планируемые объемы погашения государственного долга на 58,4% (до 158,88 млрд грн), в том числе внешнего — на 26,7% (до 123,6 млрд грн, эта сумма на 80% превысила зафиксированный объем выплат в 2014-м). Объем обслуживания госдолга увеличился на 24%, с 74,6 до 92,6 млрд грн, что на 55% выше прошлогоднего показателя. А предельный размер госдолга повышен с 1,176 трлн грн до 1,394 трлн.
"Завысив планы еще больше с учетом непрогнозируемой, но неминуемой инфляции, правительство окончательно обрекает бюджет на провал. Ведь основным вызовом в итоге станет изначально заложенный в документ механизм самоподдерживающейся девальвации. Запланированные объемы расходов даже при курсе 21,7 грн/долл. все равно потребуют эмиссии. В результате гривня будет обесцениваться, а потребности в докапитализации банков, поддержке "Нафтогаза" и расходах на обслуживание госдолга продолжат расти, требуя очередных эмиссий и, как следствие, новых витков девальвации и инфляции. Вопрос, кто за все это в итоге заплатит, — из разряда риторических. Хотя в кошельках у подавляющей части населения уже и так пусто. И реальная его покупательная способность благодаря напечатанным для покрытия разрывов дефицита госбюджета гривням точно не улучшится. Как минимум, в нынешнем году", - резюмируют авторы статьи.
Источник