В первой декаде марта Казахстан вводит запрет
сроком на 45 дней на импорт ГСМ из России.
сроком на 45 дней на импорт ГСМ из России.
Хотя еще вначале февраля глава компании КМГ Сауат Мынбаев, в собственности которой находятся все три имеющихся в Казахстане НПЗ, заявлял, что «сейчас речь идет о том, что объем завоза из России несколько превышает те объемы, которые были предусмотрены ранее индикативным балансом. Тем не менее, насколько я понимаю, сейчас конкретных решений по ограничению поставок нефтепродуктов из РФ не принято, и я не знаю проектов таких документов. Я так понимаю, такого ограничения не будет». По его информации, уровень поставок светлых нефтепродуктов из РФ сложился на уровне 1 млн 800 тыс. тонн в год. Этот уровень ежегодно подтверждался индикативным балансом нефтепродуктов между Казахстаном и Россией.
Необходимо напомнить, что это далеко не первый случай введения Казахстаном запрета на импорт российских нефтепродуктов.
Подобные меры применялись в 2013 и 2014 году. Причем именно с такой же аргументацией.
«Складывается забавная ситуация, рационального объяснения которой нет, – сообщил на условиях анонимности топ-менеждер одной из крупнейших компаний трейдеров, работающих на казахстанском рынке. - В этом году необходимость введения запрета аргументируют девальвацией рубля. Но ведь в прошлом году девальвировался то как раз тенге, а в 2013 году ситуация с курсами была совершенна стабильна. Какого- то внятного, рационального объяснения, почему каждый год в феврале месяце на казахстанских заводах возникает «затоварка» ни ранее министерство нефти и газа, ни ныне министерство энергетики не дает, все время ссылаясь на какие-то внешние причины. То на валютный курс, то на цену нефти. Получается, прям, как по Жванецкому: «Если консервов нет - может в консерватории надо что-нибудь поменять», - заключил он.
Между тем, по мнению экспертов вряд ли введенный запрет сразу окажет влияние на цены на бензин. «Как вы знаете, за последние 1-2 месяца мы три раза снижали цену на бензин из-за снижения цен на нефть. И если цена на нефть снова понизится, то и бензин, конечно, подешевеет. Но если цена на нефть повысится, то и цены на бензин придется поднять», - сказал, отвечая на вопросы журналистов в ходе брифинга в Службе центральных коммуникаций, первый вице-министр энергетики Узакбай Карабалин.
По словам спикера, "Сложно комментировать ситуацию, поскольку в Казахстане нет жесткой привязки цены на бензин к цене на нефть. Цена на бензин регулируется в «ручном режиме». Введение запрета на импорт российского бензина, конечно, с некоторым временным лагом снизит давление на казахстанский рынок. Позволит его стабилизировать, а казахстанским НПЗ, точнее компаниям которые поставляют туда давальческую нефть на переработку, разгрузить хранилища. Однако опыт 2013 и 2014 годов показывает, что запрет отнюдь не самая эффективная мера, поскольку и два года назад, и год назад он в результате приводил к дефициту на рынке ГСМ, и правительство было вынуждено его отменять и прибегать к экстренным мерам по спасению ситуации. Кроме того, все не исчерпывается только ценовым фактором."
Источник: kapital.kz
Что это? Политическое решение или экономическая необходимость?!
Последнее редактирование: