Крупнейшие строительные компании обратились к Владимиру Путину. Кризис в отрасли создает «неприемлемые риски», в том числе для безопасности страны, утверждают строители инфраструктурных проектов
Крупнейшие компании в области строительства транспортной инфраструктуры пожаловались президенту Владимиру Путину на проблемы, которые погрузили отрасль инфраструктурного строительства в убытки и долги.
Об этом говорится в письме Путину, которое направили главы восьми строительных компаний, включая «СГМ-Мост» Аркадия Ротенберга (строила Крымский мост), «Стройтрансгаз» Геннадия Тимченко и «Автобан». Копия этого письма изначально была опубликована в Telegram-канале «Беспощадный пиарщик». Источник в правительстве подтвердил РБК его содержание.
Путин в конце июня поручил премьеру Михаилу Мишустину «рассмотреть» это письмо и «доложить», следует из документа. Письмо прорабатывается, сказал источник в правительстве. РБК направил запросы в пресс-службу Белого дома, аппарат вице-премьера Марата Хуснуллина, курирующего строительство, а также в «СГМ-Мост», «Стройтрансгаз» и «Автобан».
Главы строительных компаний охарактеризовали состояние отрасли как «кризисное».
Отрасль с 2015 года фиксирует убытки, которые суммарно за пять лет достигли 137 млрд руб. (в письме дается ссылка на данные Росстата). Руководитель InfraONE Research Александра Галактионова сказала РБК, что перечисленные проблемы действительно актуальны для всех строителей. По ее словам, наибольшего масштаба они достигают в регионах. Общее сальдо прибылей и убытков компаний из топ-170 строительной отрасли по итогам 2019 года оказалось отрицательным (-22,5 млрд руб.) против положительного результата (+14,6 млрд руб.) годом ранее, говорит эксперт (полных данных за 2020 год пока нет).
За пять лет ликвидировано 54% предприятий.
Объем долга строителей превысил сумму их чистых активов в четыре раза. Только за 2019 год объем долгосрочных займов 170 крупнейших компаний вырос с 4,1–4,3 трлн до 5 трлн руб., добавляет Галактионова.
Численность занятых в строительстве уже сократилась на 400 тыс. человек. По данным InfraONE Research, в 2019 году в строительной отрасли работали 2,4 млн человек (или 1,64% от численности населения России).
Основные причины такого кризиса заключаются в том, что система управления рисками в рамках госконтрактов (большинство инфраструктурных проектов реализуются на средства из бюджета) не содержит порядка оценки соответствия работ, формируя «презумпцию виновности» подрядчика, пишут строители Путину. Система ценообразования в бюджетном строительстве не соответствует рыночным реалиям и не учитывает расходы на банковские гарантии, проценты на привлечение промежуточного финансирования при казначейском сопровождении. А понятие «предпринимательского дохода» в принципе отсутствует в структуре цены, добавляют они.
«Сложившаяся ситуация характеризует состояние отрасли инфраструктурного строительства как кризисное, что создает неприемлемые риски как для национальной экономики, так и для социальной сферы и безопасности страны», — утверждают авторы письма. По их словам, стройка формирует более 5% ВВП России, а дефицит транспортной инфраструктуры является основным фактором, сдерживающим «опережающее развитие национальной экономики».
Подробнее на РБК:
Крупнейшие компании в области строительства транспортной инфраструктуры пожаловались президенту Владимиру Путину на проблемы, которые погрузили отрасль инфраструктурного строительства в убытки и долги.
Об этом говорится в письме Путину, которое направили главы восьми строительных компаний, включая «СГМ-Мост» Аркадия Ротенберга (строила Крымский мост), «Стройтрансгаз» Геннадия Тимченко и «Автобан». Копия этого письма изначально была опубликована в Telegram-канале «Беспощадный пиарщик». Источник в правительстве подтвердил РБК его содержание.
Путин в конце июня поручил премьеру Михаилу Мишустину «рассмотреть» это письмо и «доложить», следует из документа. Письмо прорабатывается, сказал источник в правительстве. РБК направил запросы в пресс-службу Белого дома, аппарат вице-премьера Марата Хуснуллина, курирующего строительство, а также в «СГМ-Мост», «Стройтрансгаз» и «Автобан».
Главы строительных компаний охарактеризовали состояние отрасли как «кризисное».
Отрасль с 2015 года фиксирует убытки, которые суммарно за пять лет достигли 137 млрд руб. (в письме дается ссылка на данные Росстата). Руководитель InfraONE Research Александра Галактионова сказала РБК, что перечисленные проблемы действительно актуальны для всех строителей. По ее словам, наибольшего масштаба они достигают в регионах. Общее сальдо прибылей и убытков компаний из топ-170 строительной отрасли по итогам 2019 года оказалось отрицательным (-22,5 млрд руб.) против положительного результата (+14,6 млрд руб.) годом ранее, говорит эксперт (полных данных за 2020 год пока нет).
За пять лет ликвидировано 54% предприятий.
Объем долга строителей превысил сумму их чистых активов в четыре раза. Только за 2019 год объем долгосрочных займов 170 крупнейших компаний вырос с 4,1–4,3 трлн до 5 трлн руб., добавляет Галактионова.
Численность занятых в строительстве уже сократилась на 400 тыс. человек. По данным InfraONE Research, в 2019 году в строительной отрасли работали 2,4 млн человек (или 1,64% от численности населения России).
Основные причины такого кризиса заключаются в том, что система управления рисками в рамках госконтрактов (большинство инфраструктурных проектов реализуются на средства из бюджета) не содержит порядка оценки соответствия работ, формируя «презумпцию виновности» подрядчика, пишут строители Путину. Система ценообразования в бюджетном строительстве не соответствует рыночным реалиям и не учитывает расходы на банковские гарантии, проценты на привлечение промежуточного финансирования при казначейском сопровождении. А понятие «предпринимательского дохода» в принципе отсутствует в структуре цены, добавляют они.
«Сложившаяся ситуация характеризует состояние отрасли инфраструктурного строительства как кризисное, что создает неприемлемые риски как для национальной экономики, так и для социальной сферы и безопасности страны», — утверждают авторы письма. По их словам, стройка формирует более 5% ВВП России, а дефицит транспортной инфраструктуры является основным фактором, сдерживающим «опережающее развитие национальной экономики».
Подробнее на РБК:
Компании Ротенберга и Тимченко заявили о кризисе в строительстве
Крупнейшие строительные компании обратились к Владимиру Путину. Кризис в отрасли создает «неприемлемые риски», в том числе для безопасности страны, утверждают строители инфраструктурных проектов
www.rbc.ru