Национальный банк, занимавшийся последние два года исключительно «пожаротушением» банковской системы, обратил свое внимание на остальные сегменты финансового рынка. С начала 2016 года уже ужесточены правила лицензирования небанковских валютно-обменных сетей, а услуги инкассации теперь смогут предоставлять не только кредитные учреждения.
Вскоре НБУ планирует пересмотреть правила работы платежных систем и уличных платежных терминалов. «В этом году будут усилены требования к капитализации финансовых учреждений, которые намерены осуществлять перевод средств, и раскрытие конечных собственников как платежных систем, так и финансовых учреждений – участников платежных систем», – пообещал на прошлой неделе заместитель главы Нацбанка Яков Смолий.
Валюта не для всех
Нацбанк готов сейчас выдавать небанковским финансовым учреждениям лицензии на валютно-обменные операции, только если их минимальный уставный капитал составляет 20 млн грн. До сих пор достаточно было вложить в капитал такой компании 200 тыс. евро (порядка 5,5 млн грн). Если же в сети компании свыше 100 обменников, каждое дополнительное увеличение их количества на 50 офисов потребует «вливания» в капитал 5 млн грн, отмечено в постановлении НБУ № 983/2015. То есть компания «Абсолют Финанс», имеющая самый большой на рынке уставный капитал в 85 млн грн, может себе позволить иметь только 750 валютно-обменных пунктов.
На конец лета 2015 года на рынке было всего четыре сети небанковских обменных пунктов («Абсолют Финанс», «ГГЛА», «Финод», «Виктория»). После этого силовики заблокировали работу «Виктории», а НБУ решил выдать лицензии всем желающим. Так на рынке появились еще восемь компаний. Только одна из них – одесская компания «Финансовый Мир» – имеет требуемый по новым правилам капитал. Остальным потребуется инвестировать средства.
Ужесточаются и требования к оснащению помещений пунктов обмена валют средствами безопасности. Они должны быть такими же, как в банках. Все операции должны проводиться с применением РРО, обменный пункт должен вести учет остатков гривны и валюты в кассах на конец рабочего дня, а отчетность в НБУ будет подавать каждый месяц, а не раз в квартал. «Для открытия одного пункта по новым правилам, по оценкам участников рынка, сумма инвестиции будет достигать $20 тыс. Отсюда требования к уставному капиталу лицензиата. Чем больше отделений, тем выше капитализация», – говорит экс-директор департамента регистрационных вопросов и лицензирования НБУ Леонид Антоненко, который участвовал в разработке правил. По его словам, большие расходы обменники понесут на установку и обслуживание РРО, плюс урегулирование вопросов аренды и более жесткие правила обеспечения безопасности.
Как и банки, обменники должны раскрыть структуру собственности вплоть до конечного бенефициара. Но в ходе принятия документа из него убрали два пункта, без которых нынешняя реформа лишилась смысла. «В изначальной концепции предусматривалось, что в дополнение к требованию о раскрытии будут еще два важных требования. Первое – проверка благосостояния окончательных ключевых участников в сравнении с размером уставного капитала лицензиата. Эта мера помогла бы отсеять номинальных акционеров от реальных. Второе – лишение безупречной репутации собственника существенного участия в случае отзыва лицензии. Эти правила заставили бы владельцев лицензии всерьез относиться к требованиям НБУ и дорожить лицензией, потому что ее отзыв означал бы для них запрет на возврат на рынок», – считает Леонид Антоненко.
На выполнение требований законодательства НБУ дал участникам рынка полгода – до 1 июля. Иначе им придется сдать лицензию. Телефонные номера сетей обменников не отвечали на звонки, поэтому узнать у них, насколько они готовы выполнить условия НБУ, пока не удалось.
Новые участники уже должны отвечать этим правилам. Поэтому девяти компаниям Нацбанк уже вернул пакеты документов «на доработку». «После Нового года они должны подать пакет документов уже по новым правилам», – сообщили в пресс-службе регулятора.
Деньги пойдут по рукам
Изменения коснутся и рынка услуг инкассации. Постановлениями № 922/2015 и № 926/2015 НБУ разрушил монополию банков – на этот рынок выйдут небанковские компании. «Аутсорсинг позволит снизить расходы банков за счет укрупнения наличных потоков и их концентрации в кассовых центрах специализированных компаний», – утверждают в НБУ. Для получения разрешения на предоставление услуг инкассации компания должна создать специальное подразделение и обучить сотрудников, обеспечить сохранность налички с использованием, в том числе, огнестрельного оружия (самостоятельно или с привлечением спецкомпании). Компания должна иметь собственный оперативный автотранспорт с панцирной защитой не ниже 3-го класса.
В Нацбанке уточнил, что заявки на получение лицензий к ним еще не поступали. «Однако ежедневные телефонные звонки по этому поводу свидетельствуют о заинтересованности юридических лиц в новой сфере бизнеса. Количество лицензированных участников рынка инкассации трудно спрогнозировать, считаем, что будет несколько десятков», – говорят в НБУ.
По мнению банкиров, порог вхождения на рынок достаточно высок. «Лицензионные требования предусматривают значительные материальные затраты и большое количество подготовленного персонала. С учетом того что тарифы на инкассацию находятся на грани рентабельности, срок окупаемости инвестиций в этот вид деятельности, на наш взгляд, достаточно значителен, что делает очень сложными условия выхода на рынок частных компаний», – говорит начальник управления инкассации, перерасчета и хранения валютных ценностей Ощадбанка Александр Герасимов. При определенных обстоятельствах в будущем он ожидает усиления конкуренции.
Порог вхождения на рынок очень высокий. «Инкассация это не только броневик. Это кассы пересчета хранилища. Они есть только у банков. И главное – опыт и технологии. Мы зачисляем торговую выручку онлайн в момент приезда инкассаторов. Такие технологии новичкам, тем более некрупным, не под силу, – говорят в ПриватБанке. – Этот рынок довольно специфичный и узкий. Перебить тарифы того же ПриватБанка с большими объемами инкассации будет нереально».
При этом банки могут предлагать тарифы ниже себестоимости. «Они могут оказывать инкассационные услуги как составляющую комплекса банковских услуг. Частные компании будут предоставлять только инкассационные услуги и будут вынуждены тесно сотрудничать с банковскими учреждениями в вопросах обслуживания клиентов (сдача наличности в банк, ее обработка, разрешение спорных вопросов и прочее)», – объясняет Александр Герасимов
Источник
Вскоре НБУ планирует пересмотреть правила работы платежных систем и уличных платежных терминалов. «В этом году будут усилены требования к капитализации финансовых учреждений, которые намерены осуществлять перевод средств, и раскрытие конечных собственников как платежных систем, так и финансовых учреждений – участников платежных систем», – пообещал на прошлой неделе заместитель главы Нацбанка Яков Смолий.
Валюта не для всех
Нацбанк готов сейчас выдавать небанковским финансовым учреждениям лицензии на валютно-обменные операции, только если их минимальный уставный капитал составляет 20 млн грн. До сих пор достаточно было вложить в капитал такой компании 200 тыс. евро (порядка 5,5 млн грн). Если же в сети компании свыше 100 обменников, каждое дополнительное увеличение их количества на 50 офисов потребует «вливания» в капитал 5 млн грн, отмечено в постановлении НБУ № 983/2015. То есть компания «Абсолют Финанс», имеющая самый большой на рынке уставный капитал в 85 млн грн, может себе позволить иметь только 750 валютно-обменных пунктов.
На конец лета 2015 года на рынке было всего четыре сети небанковских обменных пунктов («Абсолют Финанс», «ГГЛА», «Финод», «Виктория»). После этого силовики заблокировали работу «Виктории», а НБУ решил выдать лицензии всем желающим. Так на рынке появились еще восемь компаний. Только одна из них – одесская компания «Финансовый Мир» – имеет требуемый по новым правилам капитал. Остальным потребуется инвестировать средства.
Ужесточаются и требования к оснащению помещений пунктов обмена валют средствами безопасности. Они должны быть такими же, как в банках. Все операции должны проводиться с применением РРО, обменный пункт должен вести учет остатков гривны и валюты в кассах на конец рабочего дня, а отчетность в НБУ будет подавать каждый месяц, а не раз в квартал. «Для открытия одного пункта по новым правилам, по оценкам участников рынка, сумма инвестиции будет достигать $20 тыс. Отсюда требования к уставному капиталу лицензиата. Чем больше отделений, тем выше капитализация», – говорит экс-директор департамента регистрационных вопросов и лицензирования НБУ Леонид Антоненко, который участвовал в разработке правил. По его словам, большие расходы обменники понесут на установку и обслуживание РРО, плюс урегулирование вопросов аренды и более жесткие правила обеспечения безопасности.
Как и банки, обменники должны раскрыть структуру собственности вплоть до конечного бенефициара. Но в ходе принятия документа из него убрали два пункта, без которых нынешняя реформа лишилась смысла. «В изначальной концепции предусматривалось, что в дополнение к требованию о раскрытии будут еще два важных требования. Первое – проверка благосостояния окончательных ключевых участников в сравнении с размером уставного капитала лицензиата. Эта мера помогла бы отсеять номинальных акционеров от реальных. Второе – лишение безупречной репутации собственника существенного участия в случае отзыва лицензии. Эти правила заставили бы владельцев лицензии всерьез относиться к требованиям НБУ и дорожить лицензией, потому что ее отзыв означал бы для них запрет на возврат на рынок», – считает Леонид Антоненко.
На выполнение требований законодательства НБУ дал участникам рынка полгода – до 1 июля. Иначе им придется сдать лицензию. Телефонные номера сетей обменников не отвечали на звонки, поэтому узнать у них, насколько они готовы выполнить условия НБУ, пока не удалось.
Новые участники уже должны отвечать этим правилам. Поэтому девяти компаниям Нацбанк уже вернул пакеты документов «на доработку». «После Нового года они должны подать пакет документов уже по новым правилам», – сообщили в пресс-службе регулятора.
Деньги пойдут по рукам
Изменения коснутся и рынка услуг инкассации. Постановлениями № 922/2015 и № 926/2015 НБУ разрушил монополию банков – на этот рынок выйдут небанковские компании. «Аутсорсинг позволит снизить расходы банков за счет укрупнения наличных потоков и их концентрации в кассовых центрах специализированных компаний», – утверждают в НБУ. Для получения разрешения на предоставление услуг инкассации компания должна создать специальное подразделение и обучить сотрудников, обеспечить сохранность налички с использованием, в том числе, огнестрельного оружия (самостоятельно или с привлечением спецкомпании). Компания должна иметь собственный оперативный автотранспорт с панцирной защитой не ниже 3-го класса.
В Нацбанке уточнил, что заявки на получение лицензий к ним еще не поступали. «Однако ежедневные телефонные звонки по этому поводу свидетельствуют о заинтересованности юридических лиц в новой сфере бизнеса. Количество лицензированных участников рынка инкассации трудно спрогнозировать, считаем, что будет несколько десятков», – говорят в НБУ.
По мнению банкиров, порог вхождения на рынок достаточно высок. «Лицензионные требования предусматривают значительные материальные затраты и большое количество подготовленного персонала. С учетом того что тарифы на инкассацию находятся на грани рентабельности, срок окупаемости инвестиций в этот вид деятельности, на наш взгляд, достаточно значителен, что делает очень сложными условия выхода на рынок частных компаний», – говорит начальник управления инкассации, перерасчета и хранения валютных ценностей Ощадбанка Александр Герасимов. При определенных обстоятельствах в будущем он ожидает усиления конкуренции.
Порог вхождения на рынок очень высокий. «Инкассация это не только броневик. Это кассы пересчета хранилища. Они есть только у банков. И главное – опыт и технологии. Мы зачисляем торговую выручку онлайн в момент приезда инкассаторов. Такие технологии новичкам, тем более некрупным, не под силу, – говорят в ПриватБанке. – Этот рынок довольно специфичный и узкий. Перебить тарифы того же ПриватБанка с большими объемами инкассации будет нереально».
При этом банки могут предлагать тарифы ниже себестоимости. «Они могут оказывать инкассационные услуги как составляющую комплекса банковских услуг. Частные компании будут предоставлять только инкассационные услуги и будут вынуждены тесно сотрудничать с банковскими учреждениями в вопросах обслуживания клиентов (сдача наличности в банк, ее обработка, разрешение спорных вопросов и прочее)», – объясняет Александр Герасимов
Источник