С 1 января 2021 года вступил в силу закон «О цифровых финансовых активах», а ранее в Гражданский кодекс были внесены изменения, связанные с криптовалютой.
Согласно данных поправок цифровые активы признаются имуществом, запрещается использовать их как средство платежа, но совершать с цифровыми активами сделки можно.
Здесь тоже не все понятно. Получается, что покупать какое-то имущество или вещи за криптовалюту запрещено.
В то же самое время покупать криптовалюту, менять ее и совершать иные операции, которые возможны с имуществом разрешено.
То есть криптовалюту, как имущество, можно закладывать, сдавать в аренду (стейкинг) и распоряжаться ей по собственному усмотрению.
Так как любое имущество можно создавать, то получается и майнинг не запрещен.
Следует отметить, что это всего лишь предположения, так как любой закон содержит огромное количество подзаконных актов, которые и регламентируют его исполнение.
Общие принципы
А вот в случае криптовалют таких подзаконных актов пока нет. Есть только общие принципы, которые помогают нам определить, как все будет выглядеть, а детали пока не понятны.
В 2021 году физические лица должны декларировать только доход от продажи криптовалюты. Для этого до 30 апреля необходимо было подать в налоговый орган по месту регистрации (лично или по почте) либо через личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС налоговую декларацию за 2020 год.
В декларации отражается доход от продажи криптовалюты, минус расходы на покупку этой криптовалюты. То есть необходимо подать стандартную декларацию по форме 2-НДФЛ и отразить в ней курсовую разницу от продажи цифровых активов. Полученное значение необходимо умножить на ставку НДФЛ 13%. Налог нужно уплатить до 15 июля.
Возможные проблемы
Это только теория. На практике все сложнее, так как нет необходимой нормативной базы, которая позволяет вести подсчет этой курсовой разницы.
К тому же криптовалюта не относится к денежным средствам, а следовательно к ней нельзя применять нормы, касающиеся курсовой разницы валют.
Дело в том, что обычно пользователи криптовалют покупают много разных партий валют по разному курсу и в разное время.
Так же как и продают они свои активы в разное время по разному курсу и иногда это делается в убыток. Криптовалюта так же как и любые денежные знаки обезличена.
То есть вы не знаете когда конкретно купили именно эту часть биткойн и когда и по какому курсу продали эту долю, а могли продать и меньшую или большую долю. Как определить среднюю цену покупки и продажи.
Подобные методики определения средней цены продажи существуют и широко используются в бухгалтерии магазинов, когда определяется средняя цена покупки и продажи конкретного товара, который поставляется разными партиями в разное время и по различным ценам.
Но учет таких товаров осуществляется на общей системе налогообложения и требует знаний профессиональных бухгалтеров, которые действуют в соответствии с учетной политикой предприятия, которую формирует главный бухгалтер и директор компании на основе действующих норм законодательства. Для налогового инспектора учетная политика фирмы является главным документом на основе которого ведется проверка. При этом учетная политика не должна противоречить действующим нормам законодательства.
Но частное лицо это не предприятие, к тому же находящееся на общей системе налогообложения, которая предполагает наличие штата бухгалтеров вместе с главным бухгалтером. Нет у частного лица и собственной учетной политики и некому ее составлять. Так как в России формирование собственной учетной политики для физического лица не предусмотрено.
Реально на данный момент не понятно как будут люди платить налоги со своих доходов в криптовалюте. А самое главное, как они доходы будут считать. Нет единых рекомендаций. При этом в законе четко сказано, что нельзя к криптовалютам применять нормы валютного законодательства и такие понятия как курсовая разница. Так как криптовалюты не являются платежным средством.
Исполнение закона
Это теория. А на практике любой закон работает только тогда, когда предусмотрен жесткий контроль за его исполнением.
То есть чтобы закон работал биржи должны сообщать о доходах трейдеров, как это сейчас делают банки, когда они являются налоговыми агентами и сообщают налоговым органам о доходах своих клиентов.
Обязанность налогового агента возложена на банки, так как им есть что терять, ведь банковская деятельность подлежит лицензированию. Контролировать 375 банков, а именно столько банков сейчас имеет лицензию в России, намного проще чем 146 миллионов жителей страны.
В то же время криптовалютные биржи не зарегистрированы в России, они не имеют лицензии, а следовательно не являются налоговыми агентами и не должны сообщать о доходах трейдеров.
К тому же существует огромное количество DeFi бирж, обменников, миксеров, P2P торговых платформ, которые вообще не понятно где зарегистрированы и уж точно не являются налоговыми агентами Российской Федерации.
И как при таком многообразии участников рынка и возможностей использования криптовалют, контролировать всех этих участников. Не понятно. Потому что необходимый нормативный материал, который разъясняет эти детали отсутствует.
А так как законодательная регламентация криптовалют не только в России, но и во всем мире происходит крайне медленно, сами законодатели тоже не понимают, как можно обеспечить контроль над соблюдением налогового законодательства в отношении использования криптовалют. Слишком много участников рынка чтобы всех их контролировать.
А вы платите налоги со своих доходов от использования криптовалют?
Поделитесь опытом…
Согласно данных поправок цифровые активы признаются имуществом, запрещается использовать их как средство платежа, но совершать с цифровыми активами сделки можно.
Здесь тоже не все понятно. Получается, что покупать какое-то имущество или вещи за криптовалюту запрещено.
В то же самое время покупать криптовалюту, менять ее и совершать иные операции, которые возможны с имуществом разрешено.
То есть криптовалюту, как имущество, можно закладывать, сдавать в аренду (стейкинг) и распоряжаться ей по собственному усмотрению.
Так как любое имущество можно создавать, то получается и майнинг не запрещен.
Следует отметить, что это всего лишь предположения, так как любой закон содержит огромное количество подзаконных актов, которые и регламентируют его исполнение.
Общие принципы
А вот в случае криптовалют таких подзаконных актов пока нет. Есть только общие принципы, которые помогают нам определить, как все будет выглядеть, а детали пока не понятны.
В 2021 году физические лица должны декларировать только доход от продажи криптовалюты. Для этого до 30 апреля необходимо было подать в налоговый орган по месту регистрации (лично или по почте) либо через личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС налоговую декларацию за 2020 год.
В декларации отражается доход от продажи криптовалюты, минус расходы на покупку этой криптовалюты. То есть необходимо подать стандартную декларацию по форме 2-НДФЛ и отразить в ней курсовую разницу от продажи цифровых активов. Полученное значение необходимо умножить на ставку НДФЛ 13%. Налог нужно уплатить до 15 июля.
Возможные проблемы
Это только теория. На практике все сложнее, так как нет необходимой нормативной базы, которая позволяет вести подсчет этой курсовой разницы.
К тому же криптовалюта не относится к денежным средствам, а следовательно к ней нельзя применять нормы, касающиеся курсовой разницы валют.
Дело в том, что обычно пользователи криптовалют покупают много разных партий валют по разному курсу и в разное время.
Так же как и продают они свои активы в разное время по разному курсу и иногда это делается в убыток. Криптовалюта так же как и любые денежные знаки обезличена.
То есть вы не знаете когда конкретно купили именно эту часть биткойн и когда и по какому курсу продали эту долю, а могли продать и меньшую или большую долю. Как определить среднюю цену покупки и продажи.
Подобные методики определения средней цены продажи существуют и широко используются в бухгалтерии магазинов, когда определяется средняя цена покупки и продажи конкретного товара, который поставляется разными партиями в разное время и по различным ценам.
Но учет таких товаров осуществляется на общей системе налогообложения и требует знаний профессиональных бухгалтеров, которые действуют в соответствии с учетной политикой предприятия, которую формирует главный бухгалтер и директор компании на основе действующих норм законодательства. Для налогового инспектора учетная политика фирмы является главным документом на основе которого ведется проверка. При этом учетная политика не должна противоречить действующим нормам законодательства.
Но частное лицо это не предприятие, к тому же находящееся на общей системе налогообложения, которая предполагает наличие штата бухгалтеров вместе с главным бухгалтером. Нет у частного лица и собственной учетной политики и некому ее составлять. Так как в России формирование собственной учетной политики для физического лица не предусмотрено.
Реально на данный момент не понятно как будут люди платить налоги со своих доходов в криптовалюте. А самое главное, как они доходы будут считать. Нет единых рекомендаций. При этом в законе четко сказано, что нельзя к криптовалютам применять нормы валютного законодательства и такие понятия как курсовая разница. Так как криптовалюты не являются платежным средством.
Исполнение закона
Это теория. А на практике любой закон работает только тогда, когда предусмотрен жесткий контроль за его исполнением.
То есть чтобы закон работал биржи должны сообщать о доходах трейдеров, как это сейчас делают банки, когда они являются налоговыми агентами и сообщают налоговым органам о доходах своих клиентов.
Обязанность налогового агента возложена на банки, так как им есть что терять, ведь банковская деятельность подлежит лицензированию. Контролировать 375 банков, а именно столько банков сейчас имеет лицензию в России, намного проще чем 146 миллионов жителей страны.
В то же время криптовалютные биржи не зарегистрированы в России, они не имеют лицензии, а следовательно не являются налоговыми агентами и не должны сообщать о доходах трейдеров.
К тому же существует огромное количество DeFi бирж, обменников, миксеров, P2P торговых платформ, которые вообще не понятно где зарегистрированы и уж точно не являются налоговыми агентами Российской Федерации.
И как при таком многообразии участников рынка и возможностей использования криптовалют, контролировать всех этих участников. Не понятно. Потому что необходимый нормативный материал, который разъясняет эти детали отсутствует.
А так как законодательная регламентация криптовалют не только в России, но и во всем мире происходит крайне медленно, сами законодатели тоже не понимают, как можно обеспечить контроль над соблюдением налогового законодательства в отношении использования криптовалют. Слишком много участников рынка чтобы всех их контролировать.
А вы платите налоги со своих доходов от использования криптовалют?
Поделитесь опытом…