«Надевайте мокроступы и идите на гульбище»! Готовимся к новому/старому лексическому образу жизни.
Накануне на лентах появились сразу две новости, связанные с пиццей. Одна — из мира технологий и превращения бытовой жизни множества людей в еще более удобную. Вторая — из мира предрассудков и патриархальных верований.
Немцы разработали специальный чехол для куска пиццы. Изобретатели утверждают, что зиплок-чехол — это революция в мире гастрономии. Теперь пиццу можно есть буквально везде. Откусил — закрыл, открыл — снова откусил. Руки не пачкаются, температура сохраняется. Потом чехол выбрасывается. Мелочь, конечно. Но все лучше, чем салфетки, бумажные тарелки и любые другие варианты, с которыми вы наверняка не сможете сохранить руки чистыми. А еще пиццу в таком чехле можно в карман убрать.
Проходит час — и неожиданно к теме пиццы обращаются российские депутаты. Тут уже речь не про технические новинки, не про удобную жизнь — думцы у нас существуют не для этого.
«В Госдуме призвали запретить продажу в России пиццы, а вместо нее вернуть пирожки», — гласили заголовки в СМИ и Telegram-каналах. По мнению депутатов, замена пиццы на традиционную российскую выпечку поможет развитию «кулинарного патриотизма». Народные избранники, войдя в раж, предложили вместо пиццерий и паста-баров открывать блинные, пирожковые и пышечные.
Я, конечно, тут мог бы постебаться, рассуждая, как в московской произносительной норме звучали бы «пышешные». Но вопрос в том, что в жизни любая антиутопия реализуется куда карикатурнее, чем описанная в свое время в книгах. Помню, как креативный герой пелевинского «Generation П» придумывал казавшиеся тогда нелепыми рекламные слоганы: «Квас — не кола! Пей, Никола!» Спустя четверть века и квас навязчиво позиционировался вместо колы, и даже бренд соответствующий появился — «Квас Никола».
Жду разоблачительных рассказов о том, что пиццу внедрил в 80-е годы на советские просторы коварный Госдеп, что именно она оказала разрушительное воздействие на СССР, а теперь противостоит национальным кулинарным ценностям. Давно уже пора и сталинскую книгу «О вкусной и здоровой пище» возродить. Вместо пая вернуть мазник, в каждой пешечной у метро продавать шаньгу и накрепок. По праздникам ставить на стол не торт, а царский курник. Булочки под названием «венгерка» и «эстонская», кое-где встречающиеся (в буфете Финансового университета регулярно натыкаюсь, например), запретить как поддерживающие недружественные государства.
Вопрос один: наступит ли от этого кулинарное счастье? Станем ли мы более здоровыми и довольными? Не факт.
В студенческие времена ездил я в фольклорные экспедиции — в далекой северной деревушке не понимали нашего слова «танцы» (про дискотеку мы вообще боялись упомянуть). Говорили просто: «Надевайте мокроступы — и пойдемте с нами на гульбище». Поначалу видишь в этом что-то атмосферное, пытаешься воспринимать как уместный колорит. Но ведь потом все равно возвращаешься к себе в город — к сапогам и дискотеке.
Любое желание искусственно опустить жизнь в патриархальность не может восприниматься иначе как курьез или нелепость. Даже если делается это из лучших побуждений. Александр Солженицын составил в свое время «Словарь языкового расширения» — огромная работа, посвященная тому, какие из устаревших слов могли бы вернуться в языковой быт, чтобы заменить англицизмы. Многолетнее дело писателя провалилось. Никому это не «зашло».
Сейчас попытки еще более курьезные. При этом они уже подкреплены деньгами и административными ресурсом. А дай волю дураку — он, известное дело, башку себе расшибет.
Улетал на днях в очередной раз из Пулкова — обратил внимание: там, где раньше была стойка информации, появилась… инфо-изба.
Я сразу и не понял, что это такое. Информационные табло частично закрыты — чтобы увидеть свой рейс, надо подойти вплотную к инфонорке. Но недоработка: инфобаба сидит без инфококошника. Так что пока как-то не заходит нововведение. Но вот победим пиццу — явно должно стать легче.
Николай Яременко, главный редактор ИА «РосБалт», сертифицированный повар третьего разряда, доцент Финансового университета при правительстве РФ.
источник
Накануне на лентах появились сразу две новости, связанные с пиццей. Одна — из мира технологий и превращения бытовой жизни множества людей в еще более удобную. Вторая — из мира предрассудков и патриархальных верований.
Немцы разработали специальный чехол для куска пиццы. Изобретатели утверждают, что зиплок-чехол — это революция в мире гастрономии. Теперь пиццу можно есть буквально везде. Откусил — закрыл, открыл — снова откусил. Руки не пачкаются, температура сохраняется. Потом чехол выбрасывается. Мелочь, конечно. Но все лучше, чем салфетки, бумажные тарелки и любые другие варианты, с которыми вы наверняка не сможете сохранить руки чистыми. А еще пиццу в таком чехле можно в карман убрать.
Проходит час — и неожиданно к теме пиццы обращаются российские депутаты. Тут уже речь не про технические новинки, не про удобную жизнь — думцы у нас существуют не для этого.
«В Госдуме призвали запретить продажу в России пиццы, а вместо нее вернуть пирожки», — гласили заголовки в СМИ и Telegram-каналах. По мнению депутатов, замена пиццы на традиционную российскую выпечку поможет развитию «кулинарного патриотизма». Народные избранники, войдя в раж, предложили вместо пиццерий и паста-баров открывать блинные, пирожковые и пышечные.
Я, конечно, тут мог бы постебаться, рассуждая, как в московской произносительной норме звучали бы «пышешные». Но вопрос в том, что в жизни любая антиутопия реализуется куда карикатурнее, чем описанная в свое время в книгах. Помню, как креативный герой пелевинского «Generation П» придумывал казавшиеся тогда нелепыми рекламные слоганы: «Квас — не кола! Пей, Никола!» Спустя четверть века и квас навязчиво позиционировался вместо колы, и даже бренд соответствующий появился — «Квас Никола».
Жду разоблачительных рассказов о том, что пиццу внедрил в 80-е годы на советские просторы коварный Госдеп, что именно она оказала разрушительное воздействие на СССР, а теперь противостоит национальным кулинарным ценностям. Давно уже пора и сталинскую книгу «О вкусной и здоровой пище» возродить. Вместо пая вернуть мазник, в каждой пешечной у метро продавать шаньгу и накрепок. По праздникам ставить на стол не торт, а царский курник. Булочки под названием «венгерка» и «эстонская», кое-где встречающиеся (в буфете Финансового университета регулярно натыкаюсь, например), запретить как поддерживающие недружественные государства.
Вопрос один: наступит ли от этого кулинарное счастье? Станем ли мы более здоровыми и довольными? Не факт.
В студенческие времена ездил я в фольклорные экспедиции — в далекой северной деревушке не понимали нашего слова «танцы» (про дискотеку мы вообще боялись упомянуть). Говорили просто: «Надевайте мокроступы — и пойдемте с нами на гульбище». Поначалу видишь в этом что-то атмосферное, пытаешься воспринимать как уместный колорит. Но ведь потом все равно возвращаешься к себе в город — к сапогам и дискотеке.
Любое желание искусственно опустить жизнь в патриархальность не может восприниматься иначе как курьез или нелепость. Даже если делается это из лучших побуждений. Александр Солженицын составил в свое время «Словарь языкового расширения» — огромная работа, посвященная тому, какие из устаревших слов могли бы вернуться в языковой быт, чтобы заменить англицизмы. Многолетнее дело писателя провалилось. Никому это не «зашло».
Сейчас попытки еще более курьезные. При этом они уже подкреплены деньгами и административными ресурсом. А дай волю дураку — он, известное дело, башку себе расшибет.
Улетал на днях в очередной раз из Пулкова — обратил внимание: там, где раньше была стойка информации, появилась… инфо-изба.
Я сразу и не понял, что это такое. Информационные табло частично закрыты — чтобы увидеть свой рейс, надо подойти вплотную к инфонорке. Но недоработка: инфобаба сидит без инфококошника. Так что пока как-то не заходит нововведение. Но вот победим пиццу — явно должно стать легче.
Николай Яременко, главный редактор ИА «РосБалт», сертифицированный повар третьего разряда, доцент Финансового университета при правительстве РФ.
источник