Джек Ма сегодня является одним из величайших живых примеров предпринимателя, сумевшего сказочно разбогатеть, выбившись из, казалось бы, беспросветной нищеты. Когда-то бедный парень, Ма, образно говоря, «не оставил на своем пути ни одной неперевернутой коряги», чтобы выбраться из незавидного материального положения и достичь успеха. Одним из главных шагов, сделанных им в этом направлении, стало изучение английского языка. Джек был из тех первых немногих энтузиастов, которые считали, что Интернет откроет новую страницу в истории бизнеса. Основанная им в конце 1990-х годов фирма Alibaba, работающая в области электронной торговли, вознесла этого бизнесмена на вершину мировой славы и сделала его богатейшим человеком в Китае. Со временем начатое им дело получило столь бурное развитие, что он учредил в этой сфере еще целый ряд компаний, которые также оказались очень успешными. Одной из них стал электронный магазин Taobao.
Человек, известный в западных странах как Джек Ма, настоящее имя которого – Ма Юнь, - родился 10 сентября 1964 года в городе Ханчжоу. В ту пору в Китае заканчивалась культурная революция, и его семья подвергалась гонениям из-за того, что представители ее старшего поколения были членами Китайской националистической партии, находившейся в оппозиции Коммунистической партии Мао. Если попытаться описать в нескольких словах жизненный путь Джека Ма, в частности, его образование и карьеру, то ими будут «провал», «отказ», «борьба», «решимость», «тяжелый труд», «проворство» и «дальновидность». С самого детства вплоть до создания всемирного гиганта электронной торговли Ма много раз терпел неудачи, его прогоняли и называли сумасшедшим. Даже отец критиковал необычные «опасные» идеи Джека, которые в предыдущую политическую эпоху могли стоить ему свободы.
Джек Ма
Привык преодолевать трудности
Ма Юнь, человек невероятной решимости, со временем научился относиться к неудачам предельно спокойно и даже видеть в них подобие указателей, помогавших выбрать верный путь к богатству. Как он заявил в интервью в Давосе, «я провалил главный экзамен в начальной школе два раза, я провалил экзамен в средней школе три раза, я провалил вступительный экзамен в колледж два раза и, когда я закончил, мне отказали большинство работодателей». Из пяти кандидатов на работу в полиции Ма был единственным, кого туда не взяли, и он же оказался единственным из двадцати четырех претендентов на должность менеджера международной сети ресторанов KFC, получившим отказ. «Я пытался поступить в Гарвард десять раз, получил отказ десять раз и сказал себе, что однажды я должен пойти туда преподавать», - вспоминает он.
В отличие от многих знаменитых предпринимателей, выбывших в свое время из учебных заведений – Марка Цукерберга, Билла Гейтса или Стива Джобса, - Джек Ма все же получил степень МВА в Высшей школе бизнеса Cheung Kong, уже создавая Алибабу в начале двухтысячных годов. Будучи критически настроен по отношению к традиционным методам преподавания, особенно принятым в бизнес-школах, Ма любит учиться в реальной деловой обстановке. Он сам был преподавателем английского и намерен вернуться к учительской работе когда-нибудь в будущем. Как и многим другим блестящим новаторам прошлого и настоящего, Джеку нелегко давалась учеба, особенно в его ранние годы в начальной и средней школах, где он терпел одну неудачу за другой. Однако ему удавалось выделяться в тех предметах, к которым он испытывал особенную страсть, например, в английском языке. В то время «собирания камней» Ма был уверен, что, раз он сохранял решимость и упрямо стремился к своим целям, то у него была возможность достичь успеха. По этому поводу Ма заметил: «Если вы никогда не пробовали, откуда вы узнаете, есть ли какой-нибудь шанс?» Джек продолжал учиться на своих ошибках и в педагогическом колледже Ханчжоу, и позже, во время построения карьеры и управления бизнесом.
Все на свете подвергает сомнению
Слушая рассказы Ма про его юность и молодость, можно заметить, что он приобретал жизненный опыт главным образом с помощью экспериментов и наблюдений, подвергая сомнению существующее положение вещей. Будучи подростком, он учил английский язык и совершенствовал его, работая неофициальным экскурсоводом для иностранных гостей Китая. Благодаря этому, а также переписке, которую он поддерживал с некоторыми туристами, Ма напрямую от иностранцев много узнал про загадочный для китайцев внешний мир. Эта информация очень сильно отличалась от того, что ему рассказывали про заграничную действительность в школе и что он слышал о ней от своих родителей. В итоге он научился подвергать сомнению, хотя вовсе не обязательно отрицать все, о чем думал или слышал раньше, и эту практику он использует по сей день. Кстати, именно туристка, с которой он стал переписываться, дала ему имя Джек, так как его китайское имя для нее звучало слишком сложно. Ее мужа и отца звали Джеком, и она предложила Ма Юню использовать для общения с ней этот вариант, с чем он сразу же и согласился.
Эта способность все подвергать сомнению и переосмысливать действительность помогает ему взглянуть на жизненные и рабочие ситуации с разных углов зрения и увидеть возможности там, где все остальные видят одни лишь проблемы. Например, когда большинство людей боялись заниматься торговлей в Китае из-за ненадежности и нестабильности платежных инструментов, Ма принял решение создать систему Alipay, причем не стал для этого запрашивать одобрения у китайских банковских властей, тем самым рискнув оказаться за решеткой. Сегодня Alipay несмотря на довольно резкую критику ее функциональности имеет восемьсот миллионов пользователей из ста десяти стран и охватывает больше мирового бизнеса, чем PayPal, если сравнивать их по долларовому обороту.
Про Ма можно сказать, что он прошел как через формальную, так и неофициальную образовательную систему. Если вторую считать «школой синяков и шишек», то Джек получил в ней докторскую степень с отличием. Ма также испытал сильное влияние школ боевых искусств, особенно тайцзицюаня, помогающего ему, по его утверждению, находить психическое равновесие, в поддержании которого он нуждается как в личной, так и в деловой жизни. Возможно, пройденные Джеком испытания так закалили его характер и вселили в него такую уверенность в собственных силах, что теперь он смело ставит перед собой все более грандиозные цели. Одной из них является использование Интернета и влияния «Алибабы» для развития торговли в глобальных масштабах. Джек решительно настроен распространить свой опыт информационного содействия малому бизнесу далеко за границы Китая, чтобы по всему миру помочь так называемым SME, - то есть малым и средним предприятиям. Ма утверждает, что помощь SME в достижении успеха для него во многом тождественна религиозному призванию.
Быстро понял, что Интернет предоставляет широкие возможности для бизнеса
Расстроенный отсутствием возможностей для трудоустройства, Ма в начале 1990-х годов стал преподавать английский в том же местном университете, где он учился несколькими годами ранее. Знание иностранного языка также позволило ему начать бизнес в сфере переводческих услуг. Знакомство Джека с Интернетом состоялось во время его первой поездки в США в 1995 году, продлившейся месяц. Это путешествие напоминало лихо закрученный детектив и легкомысленную комедию одновременно, причем многие его подробности остаются под покровом тайны.
По собственному описанию Джека, «это было похоже на классический американский голливудский фильм. Я был взят в заложники Мафией, так что [когда я сбежал] я просто оставил там мой чемодан – он все еще где-то там». Поначалу события развивались неспешно и буднично. Городские власти Ханчжоу занимались строительством шоссе между своим городом, расположенным в провинции Чжэцзян, и городом Фуян в провинции Аньхой. Некий американский инвестор встречался с руководством транспортного отдела, обсуждая сделку, однако переговоры зашли в тупик, и деньги не появились. Обе стороны ощутили, что общаться становилось все труднее, и городские власти решили призвать на помощь Джека Ма, который к тому времени в совершенстве овладел английским языком. Он также был намного лучше знаком с иностранными реалиями, чем прочие жители Ханчжоу, поэтому Джек стал не только переводчиком, но и посредником в деловых переговорах. Все глубже вникая в ситуацию, он обнаружил, что, по его словам, «дело было очень запутанным». Планировалось, что американский инвестор компенсирует свои затраты, получив права на взимание платы за проезд. Этот метод возврата денег за строительство дороги не был новым, его уже опробовал бизнесмен из Гонконга Ли Ка-шинг, финансировавший строительство шоссе от горы Вутон в Шэньчжэнь. Однако при всей внешней привлекательности данная схема таила немалые опасности, которые не заставили себя ждать.
Первые проблемы возникли во время прокладки автомагистрали. Более тысячи человек, занятых на этом объекте, в течение года не получали за труд ни копейки. Китайцы начали понимать, что даже американские боссы могли вести себя неэтично, обманывая строительные бригады. Тогда городские власти Ханчжоу уполномочили Джека вести переговоры с представителем американской стороны, который, по его словам, приехал «служить связным для решения проблемы». Как утверждал американец, загвоздка была в том, что совет директоров в Гонконге проявил упрямство, и это значило, что Джек Ма должен был отправиться туда на переговоры. Тогда, в середине, девяностых годов, Гонконг еще был Британской колонией, и там размещались многие штаб-квартиры и офисы компаний, работавших с Китаем.
В Гонконге Ма обнаружил, что все было не так, как выходило со слов американца. Тогда тот заявил, что теперь проблему создавал совет директоров американской компании. Не видя никакого другого выхода, власти Ханчжоу согласились отправить Джека Ма на переговоры в США. Он обратился за визой и к своему удивлению ее получил, хотя в то время это было очень непросто. Следующий месяц, по его описанию, был «бесчеловечно трагичным» и «все странные и причудливые события, которые могли произойти, действительно произошли».
Ма вскоре обнаружил, что американец обманывал Ханчжоу «всю дорогу», что он был отъявленным мошенником, и что в действительности он был известен в Штатах как международный жулик. Когда Ма вместе с ним ездил по Америке, мошенник взял его на встречу «с инвесторами», где кто-то из них упомянул Интернет. На тот момент у Джека уже было смутное представление об Интернете, поэтому он не слишком удивился, услышав это слово. Затем американский босс взял Ма с собой в Лас Вегас, чтобы испытать удачу в азартных играх. Джек поставил на кон в игровых автоматах 25 долларов и выиграл шестьсот долларов, которые позволяли ему сделать первые шаги в Интернет-бизнес. Однако мечтать о светлом будущем было преждевременно, так как в мрачном настоящем Джек обнаружил, что стал пленником, заточенным в гостиничном номере. Американец понял, что Ма раскрыл его коварную сущность и что все повисло на волоске, так как Джек собирался вернуться в Ханчжоу, дабы разоблачить обманщика.
Он уговаривал Ма стать его подельником и даже предлагал ему годовой гонорар в 100 тысяч долларов, однако упрямый Джек отказался. Тогда американец перестал склонять Ма к сотрудничеству и запер его в комнате. Конечно же, Джеку вовсе не нравилась перспектива долго просидеть под замком и умереть от голода. По его версии, он позвал американца и вступил с ним в переговоры. «Если хочешь, чтобы я работал от твоего имени, то увеличь мою долю». Потом он сказал американцу, что вынашивал планы по созданию сайта в Интернете. Тот смутно понял этот замысел, однако согласился выпустить Джека, чтобы тот вернулся в Китай и осуществил задуманное. Обретя свободу, Ма покинул отель, даже не взяв свой чемодан и захватив только шестьсот долларов, которые ему удалось добыть в Лас-Вегасе. По поводу обведенного им вокруг пальца преступника Джек заметил: «Этот человек прогнил до самого нутра. Позже выяснилось, что он был в розыске, и в конце концов его арестовал Интерпол». В дальнейшем никакой новой информации об этом махинаторе и его отношениях с Ханчжоу не появлялось.
После побега из лап американского уголовника Ма вместо того, чтобы сразу вернуться домой, отправился на самолете из Лос Анджелеса в Сиэттл, где нашел офис небольшого Интернет-провайдера VBN, о котором ему доводилось слышать раньше. К своему огромному удивлению после изучения в Сети информации про пиво разных стран Джек выяснил, что там ни слова не говорилось про пиво, выпускаемое в Китае, - стране, население которой составляет около миллиарда человек. Джек немедленно увидел огромные возможности, которые таила в себе Всемирная паутина для развития бизнеса и понял, что через нее малые и средние китайские предприятия смогут выйти на международный рынок. В том же году Джек собрал 2380 долларов, чтобы открыть свою собственную фирму «Китайские Желтые Страницы», которая должна была размещать в Интернете информацию о китайских компаниях. Хотя этот вид бизнеса был сравнительно новым, к концу 1997 года Джеку удалось выручить огромную сумму в 830 тысяч долларов.
Разочаровавшись в партнерстве с государством, отправился искать средства на развитие собственного дела
По мере того, как Интернет приобретал все большую известность, появлялись десятки новых компаний, желавших получать прибыль с помощью новых информационных технологий. Некоторые из них решили работать в той рыночной нише, которую уже заняли «Китайские Желтые Страницы». Самым опасным конкурентом для фирмы Джека с уставным капиталом 2380 долларов была «Ханчжоу Телеком», - компания с уставным капиталом почти 36 миллионов долларов. Схватка с этим монстром обещала стать войной до победного конца, и не было никаких иллюзий насчет того, кто одержит в ней верх. Hangzhou Telecom имела очень мощную общественную и государственную поддержку, а на Джека Ма смотрели чуть ли не как на изменника или партизана. Чтобы спасти China Yellow Pages от неминуемой гибели, Ма решил, как это называют в Китае, «придвинуться поближе к большой горе», то есть работать дальше уже совместно с Hangzhou Telecom. Увы, на деле все оказалось не так гладко, как предполагалось, и в 1997 году Джек покинул этот проект. О причинах его ухода из China Yellow Pages ходит много слухов, и он сам еще точно не знает, почему так поступил. Наиболее вероятными причинами являются его сильное чувство индивидуальности и нежелание делить свой успех с кем-то другим. К тому же он уже созрел для того, чтобы подняться на новую ступень бизнеса.
Вскоре после этого Министерство внешних экономических связей и торговли (MOFERT) пригласило его на работу в Пекин. Он согласился и занялся созданием торговых вебсайтов для MOFERT. С 1998 по 1999 год Джек возглавлял ИТ-компанию, основанную Китайским центром международной электронной торговли (CIECC). В офисе площадью 20 квадратных метров его команда трудилась и днем, и ночью, в итоге запустив первый в Китае вебсайт министерского уровня. Казалось бы, карьера Джека складывалась как нельзя лучше, однако реалии работы на правительство его не радовали. В планировании проекта и его осуществлении участвовало слишком много людей, и по ходу дела возникало слишком много неясных моментов. Джеку, не привыкшему трудиться в подчинении, становилось на этой должности все неуютней. Ко всему прочему, ему надоели свойственные бюрократической организации заторможенность и чрезмерная осторожность, которая делала любое движение вперед страшным и трудным. Предчувствие подсказывало Джеку, что звездный час Интернета приближался, и он пропустит его, если продолжит работать в правительстве. Он не хотел упустить главную возможность своей жизни и после долгих размышлений решился вернуться в Ханчжоу.
Правда, нельзя сказать, что работа на государство не принесла Джеку никакой пользы. В том месте он завел полезные связи с сильными мира сего, которые позже сыграли важную роль в жизни Ма и оказали ему содействие в его рискованном деловом начинании. Одним из таких новых знакомых стал основатель Yahoo Джерри Янг. Он поспособствовал тому, чтобы эта компания в 2005 году вложила в Alibaba миллиард долларов, которые были заплачены за ее 40-процентную долю. Полученная от Yahoo инвестиция не только обеспечила Алибабу средствами для реализации ее стратегии международного роста, но и капитализировала эту шестилетнюю компанию до 2,5 миллиардов долларов.
За время неудачного сотрудничества с государственной структурой Ма много узнал про неэффективность правительства и понял, что с ним нельзя иметь дела. В своем интервью Чарли Роузу в Давосе Ма сказал: «Крутите любовь с правительствами, но не вступайте с ними в брак». Например, когда чиновники обратились в Alibaba с просьбой помочь разобраться с постоянными поломками системы продажи железнодорожных билетов, Ма и его молодая команда устранили проблему бесплатно. Ответной любезностью чиновников стало заверение в том, что правительство оставит Алибабу в покое.
В 1999-м году Ма вместе с многочисленными друзьями основал компанию «Alibaba». Перед ней стояла цель создать в Интернете площадку, на которой представители бизнеса могли бы встречаться и заключать сделки. На ранних стадиях становления Алибабы Ма попытался получить средства для ее развития в Кремниевой Долине, - средоточии американских технологических инициатив, - где ему в венчурном финансировании отказали, а предложенную им модель бизнеса раскритиковали как бесприбыльную и неустойчивую, и он вернулся в Китай, не получив денег. Правда, Джеку все же удалось найти капитал для Алибабы в Goldman Sachs и Softbank в размере 5 миллионов и 20 миллионов долларов США соответственно. Благодаря финансовой поддержке размером 25 миллионов долларов его компания получила мощный импульс к дальнейшему росту. В скором времени ее деятельность распространилась примерно на две с половиной сотни стран. Далее Джек постарался расширить свое присутствие в электронном бизнесе, который считал перспективным методом получения прибыли в XXI веке, и запустил много новых проектов, - в том числе Lynx и Ali Mama.
Речной крокодил победил океаническую акулу
В 2003-м году, когда Alibaba все еще не приносила прибыли, Ма и его команда запустили в Сети аукцион, получивший название Taobao.com. Он не взимал комиссионных платежей и посягнул на ту сферу, где уже хозяйничал транснациональный гигант электронной коммерции eBay, успевший захватить львиную долю китайского рынка онлайновых аукционов. Первые товары для реализации через Taobao были предоставлены Джеком и семью сотрудниками компании, каждый из которых попытался найти четыре предмета на продажу. «Первые три дня никто не заходил, чтобы купить, поэтому нам пришлось купить их самим, - сказал Ма на Гонконгской конференции по инвестициям. – Через неделю кто-то зашел, чтобы продать. Все, что они продавали, мы покупали. У нас набралась целая комната мусора».
Со временем Taobao начал доминировать в Интернете как лучший вебсайт электронной торговли и даже привлек внимание eBay, который выразил желание купить эту фирму. Однако Ма отверг идею поглощения его Интернет-аукциона. Твердо решив одержать верх над eBay, Taobao бесплатно обслуживал миллионы онлайновых торговцев, и это оказалось для Alibaba тяжелой финансовой нагрузкой. Чтобы оставаться на плаву, сохраняя при этом не берущую комиссионных платежей торговую площадку, Ма и его команда стали предлагать за небольшую плату периферийные службы поддержки, например электронные страницы для Интернет-коммерсантов. В конечном итоге Ма и его команда захватили рынок Китая меньше, чем за пять лет, и eBay впоследствии ушел оттуда. Джек Ма по этому поводу заметил: «Если eBay – это акулы в океане, то мы [Alibaba и Taobao] – крокодилы в реке Янцзы». На этом Alibaba не остановилась и продолжила свою рыночную экспансию путем роста и поглощения – в частности, были созданы дочерние структуры Tmall и AliExpress. Когда период бума доткомов подошел к концу после 2000-го года, Alibaba столкнулась с серьезными трудностями из-за своего агрессивного расширения на международные рынки, которое Ма признал ошибкой. Он успешно реорганизовал операции компании, в частности, закрыл множество международных ответвлений, и сосредоточился на положении Алибабы в Китае. Впоследствии Ма расширил перечень услуг Alibaba и снова поставил перед ней цель выйти на международный уровень.
В 2014-м году на оказавшемся самым крупным на сегодня первичном публичном размещении акций компании Alibaba, состоявшемся на Нью-Йоркской фондовой бирже, Джек и его команда успешно выручили более 20 миллиардов долларов. Это сделало Алибабу, 15-летнюю фирму, занимающуюся электронной торговлей и зародившуюся за пределами США, одной из наибольших в мире компаний, если судить по ее рыночной капитализации, которая составила приблизительно 200 миллиардов долларов. Верные своей стратегии расширения бизнеса, Ма и его команда превращают холдинг Alibaba в массивный конгломерат путем поглощения множества более мелких компаний, работающих в смежных отраслях, в том числе логистике.
По итогам проведенного в США в 2014 году знаменитого IPO Alibaba Grp. (BABA) состояние Джека Ма оценивается в сумму, заметно превышающую 20 миллиардов долларов. Весомая часть его богатства связана с Alibaba и множеством ее филиалов, купленных Джеком. Компании Алибаба теперь принадлежат полностью или частично студии кинофильмов, венчурные фонды, Yahoo! China, медицинские технологии, Интернет-мессенджеры и голосовые приложения, логистические фирмы, приложения для вызова такси, сайты видеотрансляции, социальные медиа-приложения, Интернет-магазины одежды и т.д. Ма также является партнером-основателем Yunfeng Capital, - венчурной фирмы, которая отделена от Alibaba.
Влиятельный предприниматель, защитник природы и женских прав
Джек – харизматичный, яркий и энергичный лидер, его важная роль в деловом мире была признана разными организациями. Ма был назван одним из наиболее влиятельных людей в мире журналом Time в 2009-м, деловым человеком года изданием Business Week в 2007-м, в 2010-м году он был включен в перечень «48-ми героев благотворительности» изданием Forbes Asia, и был признан одним из тридцати наилучших руководителей изданием Barron’s в 2008-м. Согласно Форбс состояние Джека в 2015 году оценивалось примерно в 27 миллиардов долларов, что делало его самым богатым китайцем.
Он стал объектом критики в 2007-м, когда многие люди со всего мира выступили против того, что фирма Алибаба получала огромные прибыли от продажи через свой портал животных продуктов. В итоге в интересах любителей природы Джек решил отказаться от продажи продуктов переработки акул. Со временем его интересы вышли за пределы бизнеса и распространились на социальные процессы, в первую очередь вопросы охраны природы. С 2010 года Ма состоит в правлении организации The Nature Conservancy in China. Небольшой процент прибыли Алибабы, выражающийся в солидной денежной сумме, направляется на финансирование инициатив по защите природы. Ма считает, что проблемы экологии сегодня приобретают все большую остроту. Вот почему, осторожно выбирая слова, он начал говорить о влиянии на природу китайской экономики, основанной на тяжелой промышленности и производительных отраслях. Он выступает за то, чтобы Китай предпринял усилия по диверсификации своей экономики и уменьшению в ней доли производства.
Джек Ма является активным защитником прав женщин и сторонником их роста как в бизнесе, так и за его пределами. Он сказал: «В Alibaba Grp. приблизительно 47% сотрудников – женщины, что оказалось меньше прежних 51% из-за поглощения других компаний, где преобладали мужчины, и 33% старшего менеджмента Алибабы составляют женщины». Ма гордо сообщает: «У нас много женщин-руководителей, - финансовых директоров, управляющих и так далее».
Джек Ма сегодня присматривается к индустрии банковских и финансовых услуг, где главную роль играет китайское правительство, которое намерена потеснить структура Алибабы под названием Ant Financial Services. С началом работы в 2013 году Yu’E Bao, - связанного с Алибабой фонда, действующего на финансовом рынке, - Ма стал внедрять технологию, способную серьезно встряхнуть сектор финансовых услуг благодаря более высоким процентам по вкладам и большей ликвидности, чем у традиционных банков.
По поводу своих планов на будущее Ма сказал: «До конца моей жизни я хочу заниматься развитием предпринимательства, чтобы помочь многим SME, и я хочу вернуться в школу, потому что я готовился стать школьным учителем. Я занимался бизнесом пятнадцать лет, и я думаю, что большинство из того, что я узнал в бизнес-школе, неверно – я хочу вернуться и поделиться с другими». Сегодня Alibaba работает на самом большом в мире онлайновом и мобильном рынке, преуспевая на самом большом в мире рынке электронной торговли. При этом компания считает, что она еще только в начале пути, хотя уже гордится тем, что множеством нововведений заметно упростила бизнес и смогла изменить привычный образ жизни деловых людей.
Падение капитализации из-за потрясений на китайском рынке
В конце августа 2015 года стоимость акции Алибабы все еще выглядела высокой несмотря на недавние распродажи. Меньше, чем через год после того, как этот китайский веб-гигант осуществил рекордное в истории IPO на 25 миллиардов долларов, его акции упали до уровня, близкого к их первоначальной стоимости в 68 долларов. И хотя опасения по поводу макроэкономики затронули все китайские компании, фирма, основанная Джеком Ма, все еще высоко оценивалась по сравнению с конкурентами. В ноябре 2014 года акция Алибабы стоила примерно 120 долларов. Немногим менее, чем через год, она обрушилась до 65,80 долларов и после рыночного отскока поднялась до 68,59 долларов. В столь резком удешевлении были виноваты стремительное падение китайских бирж и опасения по поводу экономического замедления в Поднебесной. Индекс банка Bank of New York Mellon, вычисляемый для китайских акций, размещенных в США, с начала августа 2015 года ближе к его концу снизился на 16 процентов. Эти депрессивные рыночные явления уменьшили капитализацию Алибабы на 100 миллиардов долларов. Выручка компании за квартал, завершившийся в июне 2015-го года, выросла самым низким темпом за три года. Инвесторы и сотрудники, чьи пакеты акций были заблокированы после публичного размещения, должны были получить возможность начать их продажи в сентябре 2015 года, что оказывало на акцию дополнительное давление.
Но даже при этом фирма, не так давно оцененная в 165 миллиардов долларов, едва ли выглядит дешевой. По оценкам Barclays, оборот торговых платформ компании достигнет показателя в 502 миллиарда долларов за год к марту 2016 года. Допустим, что «доходная доля» Алибабы, то есть ее выручка от рекламы и комиссионных – останется неизменной на уровне 2,5 процента. Применяя прошлогодние значения операционной маржи и налоговой ставки, можно заключить, что торговые сайты Алибабы должны принести прибыль в размере 4,5 миллиарда долларов, что подразумевает ее оценку в более, чем 30-кратный размер доходов. Это значительно больше, чем у китайских конкурентов Алибабы. Например, Tencent, который занимает первое место в области игр и социальных медиа, стоит в 24 раза больше своих доходов, а наилучшая поисковая система Baidu – в 20 раз. Доминирующее положение Алибабы в китайской электронной торговле означает, что эта компания заслуживает нечто вроде надбавки к рейтингу. Однако при всем этом возвращение эйфории, которая охватила рынок после публичного размещения ее акций, выглядит маловероятным.
Новая Великая депрессия не страшна тем, у кого есть большие накопления
Миллиардер Джек Ма считает, что американцам надо перестать так сильно переживать из-за Китая, как они это делают сегодня, и больше думать о своей собственной судьбе. Основатель и председатель совета директоров Алибабы сказал недавно, что большой объем сбережений в его стране и грядущий переход к экономике, настроенной на нужды потребителя, означают, что Китай сможет выдержать глобальную стагнацию. Он предположил, что специалисты по китайской экономике обычно делают свои предсказания неверно. «Вы, американцы, слишком много волнуетесь по поводу китайской экономики, - сказал Ма на ежегодной встрече, проходящей под эгидой Глобальной инициативы Клинтона. – Всякий раз, когда вы считаете, что в Китае проблемы, наши дела идут лучше, но когда у вас появляются большие надежды насчет Китая, в Китае всегда появляются проблемы». Несмотря на широко обсуждаемый внутренний спад Китай обладает качеством, которого нет у Америки, способным провести его экономику через тяжелые времена, - заметил Джек. «Люди говорят: “Да, вы знаете, в экономике дела плохи, поэтому потребление в Китае будет низким”. Нет, все совсем не так, - утверждает Ма. – Вы, американцы, любите тратить завтрашние деньги, и, может быть, деньги других людей… Мы, китайцы, любим экономить деньги».
Ма считает, что китайские потребители входят в число самых бережливых людей в мире. В действительности, Всемирный банк ставит Китай на четвертое место среди стран, где проводились оценки валовых сбережений в процентах от ВВП – с пятьюдесятью процентами в 2013 году Китай оказался позади Кувейта, Бермуды и Китайской собственной особой административной области Макао. В то же время США в 2013 году располагали валовыми сбережениями в размере 18 процентов от ВВП – меньше, чем в Колумбии, и больше, чем в Намибии. «Мы были бедными так много лет: когда мы зарабатывали деньги, то относили их в банки, потому что, однажды, мы знаем, придет беда, и мы сможем потратить деньги, - сказал Ма. – Когда экономика плохая, у нас все еще есть деньги, чтобы тратить – у вас, ребята, возможно нет, вы волнуетесь».
Новые перспективы малого бизнеса
В последние годы китайское правительство помогло поддержать экономику, однако движущая сила в потребительском сегменте скорее исходит от предпринимателей, - считает Ма. «Китайское правительство так сильно в инвестировании, так сильно в экспорте, но они слишком слабы во внутреннем потреблении», - сказал он, добавляя, что сейчас пришло время частного сектора. «За прошедшие 20 лет правительство стало таким сильным, теперь они слабеют: это наша возможность, это наше время для шоу, чтобы увидеть… как мы можем развивать реальное потребление здесь». Некоторые рыночные аналитики выразили сомнения по поводу того, что Пекин сможет безболезненно выйти из этой экономической неразберихи, и не верят, что падение китайского экспорта закончится для государства мягкой посадкой. Со своей стороны Ма заметил, что он видит гораздо лучше обратную сторону этой экономической трансформации. «Когда мы экспортируем, то имеем ужасное небо, у нас ужасная вода, у нас ужасная окружающая среда – когда мы начнем импортировать, мы должны почувствовать себя лучше. Вот почему это все отличная возможность, ребята, будьте счастливы в связи с этим».
Своей задачей Алибаба считает облегчение ведения бизнеса где бы то ни было. Ее основатели верили, что Интернет выровняет игровое поле, давая малому бизнесу возможность расти и конкурировать более эффективно во внутренней и мировой экономике. Алибаба предоставляет технологию и службы, которые позволяют потребителям, продавцам и прочим участникам рыночных отношений заниматься торговлей в особой экосистеме, управляемой таким образом, чтобы всем участникам рынка был открыт путь к процветанию. Успех и быстрый рост компании стали возможны благодаря присущему ей духу предпринимательства, инноваций, а также твердому намерению удовлетворить нужды клиентов. Алибаба стремится построить инфраструктуру торговли будущего. Ее сотрудники каждый день способствуют установлению миллионов контактов, помогая потребителям и продавцам осуществлять сделки друг с другом. С помощью механизма проведения торговых операций и технологии передачи данных Алибаба расширяет возможности производителей и продавцов, что позволяет им совершенствовать деловые схемы. Идеологи фирмы мечтают о том, что ее клиенты будут не только встречаться и работать, но и «жить» в Алибабе, и что она просуществует не менее 102 лет. По той причине, что Алибаба была создана в 1999 году, проработать 102 года означает для нее охватить три столетия и тем самым показать, что она способна выдержать испытание временем. Культура, организация, рабочие модели и системы этой фирмы построены с расчетом на долгосрочную устойчивость.
Работать добросовестно и страстно
Алибаба опирается на систему из шести ценностей, которые имеют основополагающее значение для выбранного ею метода работы, а также ее подхода к найму, оценке и вознаграждению сотрудников. Первой ценностью Алибабы является положение «клиент – прежде всего», означающее, что интересы сообщества покупателей и продавцов должны стоять на первом месте. Второй ценностью является командная работа, которая позволяет обычным людям достигать необычных результатов. Третья ценность – это готовность к переменам. В быстро меняющемся мире сотрудники компании должны быть гибкими, изобретательными и способными легко приспосабливаться к новым деловым условиям для того, чтобы удержаться на плаву. Следующей ценностью компании является честность, она ожидает от своих сотрудников, что те будут придерживаться наивысших стандартов честности и выполнять свои обязательства. Далее в моральном кодексе Алибабы значится страсть, компания хочет от своих сотрудников, чтобы те подходили к решению любого вопроса «с огнем в животе» и никогда не сдавались, делая то, в правоту чего они верят. Не исключено, что эта установка появилась в корпоративном манифесте потому, что любимым киногероем Джека Ма является Форрест Гамп, в котором китайский миллиардер высоко ценит готовность упрямо противостоять всевозможным жизненным невзгодам. Наконец, шестой ценностью Алибабы является ответственность. Ее работники, которые проявляют настойчивость и превосходно справляются со своими обязанностями, щедро вознаграждаются. Ничто не должно восприниматься легкомысленно, поэтому сотрудникам следует «трудиться счастливо и жить серьезно».
По мнению компании, понимать возможности Алибабы значит понимать Китай. Доступ к Интернету, растущие доходы и сильно фрагментированный розничный сбыт сделали электронную коммерцию важнейшей частью жизни китайского среднего класса. Для его представителей электронная торговля является синонимом Алибабы. С момента запуска своего первого вебсайта, помогающего маленьким китайским экспортерам, производителям и предпринимателям продавать товары в другие страны, Alibaba Group выросла в мирового лидера онлайновой и мобильной торговли. Сегодня Алибаба и связанные с ней фирмы работают на оптовом и розничном рынках, а также оказывают во Всемирной паутине рекламные и маркетинговые услуги, проводят электронную оплату, предлагают сетевые, мобильные и облачные компьютерные решения.
«Я обнаружил, что, когда человек, делающий ошибку или терпящий неудачу, всегда жалуется или винит других, такой человек никогда не выйдет из полосы неудач. Но если человек ищет причину внутри себя, у него есть надежда»
Человек, известный в западных странах как Джек Ма, настоящее имя которого – Ма Юнь, - родился 10 сентября 1964 года в городе Ханчжоу. В ту пору в Китае заканчивалась культурная революция, и его семья подвергалась гонениям из-за того, что представители ее старшего поколения были членами Китайской националистической партии, находившейся в оппозиции Коммунистической партии Мао. Если попытаться описать в нескольких словах жизненный путь Джека Ма, в частности, его образование и карьеру, то ими будут «провал», «отказ», «борьба», «решимость», «тяжелый труд», «проворство» и «дальновидность». С самого детства вплоть до создания всемирного гиганта электронной торговли Ма много раз терпел неудачи, его прогоняли и называли сумасшедшим. Даже отец критиковал необычные «опасные» идеи Джека, которые в предыдущую политическую эпоху могли стоить ему свободы.
Джек Ма
Привык преодолевать трудности
Ма Юнь, человек невероятной решимости, со временем научился относиться к неудачам предельно спокойно и даже видеть в них подобие указателей, помогавших выбрать верный путь к богатству. Как он заявил в интервью в Давосе, «я провалил главный экзамен в начальной школе два раза, я провалил экзамен в средней школе три раза, я провалил вступительный экзамен в колледж два раза и, когда я закончил, мне отказали большинство работодателей». Из пяти кандидатов на работу в полиции Ма был единственным, кого туда не взяли, и он же оказался единственным из двадцати четырех претендентов на должность менеджера международной сети ресторанов KFC, получившим отказ. «Я пытался поступить в Гарвард десять раз, получил отказ десять раз и сказал себе, что однажды я должен пойти туда преподавать», - вспоминает он.
В отличие от многих знаменитых предпринимателей, выбывших в свое время из учебных заведений – Марка Цукерберга, Билла Гейтса или Стива Джобса, - Джек Ма все же получил степень МВА в Высшей школе бизнеса Cheung Kong, уже создавая Алибабу в начале двухтысячных годов. Будучи критически настроен по отношению к традиционным методам преподавания, особенно принятым в бизнес-школах, Ма любит учиться в реальной деловой обстановке. Он сам был преподавателем английского и намерен вернуться к учительской работе когда-нибудь в будущем. Как и многим другим блестящим новаторам прошлого и настоящего, Джеку нелегко давалась учеба, особенно в его ранние годы в начальной и средней школах, где он терпел одну неудачу за другой. Однако ему удавалось выделяться в тех предметах, к которым он испытывал особенную страсть, например, в английском языке. В то время «собирания камней» Ма был уверен, что, раз он сохранял решимость и упрямо стремился к своим целям, то у него была возможность достичь успеха. По этому поводу Ма заметил: «Если вы никогда не пробовали, откуда вы узнаете, есть ли какой-нибудь шанс?» Джек продолжал учиться на своих ошибках и в педагогическом колледже Ханчжоу, и позже, во время построения карьеры и управления бизнесом.
Все на свете подвергает сомнению
Слушая рассказы Ма про его юность и молодость, можно заметить, что он приобретал жизненный опыт главным образом с помощью экспериментов и наблюдений, подвергая сомнению существующее положение вещей. Будучи подростком, он учил английский язык и совершенствовал его, работая неофициальным экскурсоводом для иностранных гостей Китая. Благодаря этому, а также переписке, которую он поддерживал с некоторыми туристами, Ма напрямую от иностранцев много узнал про загадочный для китайцев внешний мир. Эта информация очень сильно отличалась от того, что ему рассказывали про заграничную действительность в школе и что он слышал о ней от своих родителей. В итоге он научился подвергать сомнению, хотя вовсе не обязательно отрицать все, о чем думал или слышал раньше, и эту практику он использует по сей день. Кстати, именно туристка, с которой он стал переписываться, дала ему имя Джек, так как его китайское имя для нее звучало слишком сложно. Ее мужа и отца звали Джеком, и она предложила Ма Юню использовать для общения с ней этот вариант, с чем он сразу же и согласился.
Эта способность все подвергать сомнению и переосмысливать действительность помогает ему взглянуть на жизненные и рабочие ситуации с разных углов зрения и увидеть возможности там, где все остальные видят одни лишь проблемы. Например, когда большинство людей боялись заниматься торговлей в Китае из-за ненадежности и нестабильности платежных инструментов, Ма принял решение создать систему Alipay, причем не стал для этого запрашивать одобрения у китайских банковских властей, тем самым рискнув оказаться за решеткой. Сегодня Alipay несмотря на довольно резкую критику ее функциональности имеет восемьсот миллионов пользователей из ста десяти стран и охватывает больше мирового бизнеса, чем PayPal, если сравнивать их по долларовому обороту.
Про Ма можно сказать, что он прошел как через формальную, так и неофициальную образовательную систему. Если вторую считать «школой синяков и шишек», то Джек получил в ней докторскую степень с отличием. Ма также испытал сильное влияние школ боевых искусств, особенно тайцзицюаня, помогающего ему, по его утверждению, находить психическое равновесие, в поддержании которого он нуждается как в личной, так и в деловой жизни. Возможно, пройденные Джеком испытания так закалили его характер и вселили в него такую уверенность в собственных силах, что теперь он смело ставит перед собой все более грандиозные цели. Одной из них является использование Интернета и влияния «Алибабы» для развития торговли в глобальных масштабах. Джек решительно настроен распространить свой опыт информационного содействия малому бизнесу далеко за границы Китая, чтобы по всему миру помочь так называемым SME, - то есть малым и средним предприятиям. Ма утверждает, что помощь SME в достижении успеха для него во многом тождественна религиозному призванию.
Быстро понял, что Интернет предоставляет широкие возможности для бизнеса
Расстроенный отсутствием возможностей для трудоустройства, Ма в начале 1990-х годов стал преподавать английский в том же местном университете, где он учился несколькими годами ранее. Знание иностранного языка также позволило ему начать бизнес в сфере переводческих услуг. Знакомство Джека с Интернетом состоялось во время его первой поездки в США в 1995 году, продлившейся месяц. Это путешествие напоминало лихо закрученный детектив и легкомысленную комедию одновременно, причем многие его подробности остаются под покровом тайны.
По собственному описанию Джека, «это было похоже на классический американский голливудский фильм. Я был взят в заложники Мафией, так что [когда я сбежал] я просто оставил там мой чемодан – он все еще где-то там». Поначалу события развивались неспешно и буднично. Городские власти Ханчжоу занимались строительством шоссе между своим городом, расположенным в провинции Чжэцзян, и городом Фуян в провинции Аньхой. Некий американский инвестор встречался с руководством транспортного отдела, обсуждая сделку, однако переговоры зашли в тупик, и деньги не появились. Обе стороны ощутили, что общаться становилось все труднее, и городские власти решили призвать на помощь Джека Ма, который к тому времени в совершенстве овладел английским языком. Он также был намного лучше знаком с иностранными реалиями, чем прочие жители Ханчжоу, поэтому Джек стал не только переводчиком, но и посредником в деловых переговорах. Все глубже вникая в ситуацию, он обнаружил, что, по его словам, «дело было очень запутанным». Планировалось, что американский инвестор компенсирует свои затраты, получив права на взимание платы за проезд. Этот метод возврата денег за строительство дороги не был новым, его уже опробовал бизнесмен из Гонконга Ли Ка-шинг, финансировавший строительство шоссе от горы Вутон в Шэньчжэнь. Однако при всей внешней привлекательности данная схема таила немалые опасности, которые не заставили себя ждать.
Первые проблемы возникли во время прокладки автомагистрали. Более тысячи человек, занятых на этом объекте, в течение года не получали за труд ни копейки. Китайцы начали понимать, что даже американские боссы могли вести себя неэтично, обманывая строительные бригады. Тогда городские власти Ханчжоу уполномочили Джека вести переговоры с представителем американской стороны, который, по его словам, приехал «служить связным для решения проблемы». Как утверждал американец, загвоздка была в том, что совет директоров в Гонконге проявил упрямство, и это значило, что Джек Ма должен был отправиться туда на переговоры. Тогда, в середине, девяностых годов, Гонконг еще был Британской колонией, и там размещались многие штаб-квартиры и офисы компаний, работавших с Китаем.
В Гонконге Ма обнаружил, что все было не так, как выходило со слов американца. Тогда тот заявил, что теперь проблему создавал совет директоров американской компании. Не видя никакого другого выхода, власти Ханчжоу согласились отправить Джека Ма на переговоры в США. Он обратился за визой и к своему удивлению ее получил, хотя в то время это было очень непросто. Следующий месяц, по его описанию, был «бесчеловечно трагичным» и «все странные и причудливые события, которые могли произойти, действительно произошли».
Ма вскоре обнаружил, что американец обманывал Ханчжоу «всю дорогу», что он был отъявленным мошенником, и что в действительности он был известен в Штатах как международный жулик. Когда Ма вместе с ним ездил по Америке, мошенник взял его на встречу «с инвесторами», где кто-то из них упомянул Интернет. На тот момент у Джека уже было смутное представление об Интернете, поэтому он не слишком удивился, услышав это слово. Затем американский босс взял Ма с собой в Лас Вегас, чтобы испытать удачу в азартных играх. Джек поставил на кон в игровых автоматах 25 долларов и выиграл шестьсот долларов, которые позволяли ему сделать первые шаги в Интернет-бизнес. Однако мечтать о светлом будущем было преждевременно, так как в мрачном настоящем Джек обнаружил, что стал пленником, заточенным в гостиничном номере. Американец понял, что Ма раскрыл его коварную сущность и что все повисло на волоске, так как Джек собирался вернуться в Ханчжоу, дабы разоблачить обманщика.
Он уговаривал Ма стать его подельником и даже предлагал ему годовой гонорар в 100 тысяч долларов, однако упрямый Джек отказался. Тогда американец перестал склонять Ма к сотрудничеству и запер его в комнате. Конечно же, Джеку вовсе не нравилась перспектива долго просидеть под замком и умереть от голода. По его версии, он позвал американца и вступил с ним в переговоры. «Если хочешь, чтобы я работал от твоего имени, то увеличь мою долю». Потом он сказал американцу, что вынашивал планы по созданию сайта в Интернете. Тот смутно понял этот замысел, однако согласился выпустить Джека, чтобы тот вернулся в Китай и осуществил задуманное. Обретя свободу, Ма покинул отель, даже не взяв свой чемодан и захватив только шестьсот долларов, которые ему удалось добыть в Лас-Вегасе. По поводу обведенного им вокруг пальца преступника Джек заметил: «Этот человек прогнил до самого нутра. Позже выяснилось, что он был в розыске, и в конце концов его арестовал Интерпол». В дальнейшем никакой новой информации об этом махинаторе и его отношениях с Ханчжоу не появлялось.
После побега из лап американского уголовника Ма вместо того, чтобы сразу вернуться домой, отправился на самолете из Лос Анджелеса в Сиэттл, где нашел офис небольшого Интернет-провайдера VBN, о котором ему доводилось слышать раньше. К своему огромному удивлению после изучения в Сети информации про пиво разных стран Джек выяснил, что там ни слова не говорилось про пиво, выпускаемое в Китае, - стране, население которой составляет около миллиарда человек. Джек немедленно увидел огромные возможности, которые таила в себе Всемирная паутина для развития бизнеса и понял, что через нее малые и средние китайские предприятия смогут выйти на международный рынок. В том же году Джек собрал 2380 долларов, чтобы открыть свою собственную фирму «Китайские Желтые Страницы», которая должна была размещать в Интернете информацию о китайских компаниях. Хотя этот вид бизнеса был сравнительно новым, к концу 1997 года Джеку удалось выручить огромную сумму в 830 тысяч долларов.
Разочаровавшись в партнерстве с государством, отправился искать средства на развитие собственного дела
По мере того, как Интернет приобретал все большую известность, появлялись десятки новых компаний, желавших получать прибыль с помощью новых информационных технологий. Некоторые из них решили работать в той рыночной нише, которую уже заняли «Китайские Желтые Страницы». Самым опасным конкурентом для фирмы Джека с уставным капиталом 2380 долларов была «Ханчжоу Телеком», - компания с уставным капиталом почти 36 миллионов долларов. Схватка с этим монстром обещала стать войной до победного конца, и не было никаких иллюзий насчет того, кто одержит в ней верх. Hangzhou Telecom имела очень мощную общественную и государственную поддержку, а на Джека Ма смотрели чуть ли не как на изменника или партизана. Чтобы спасти China Yellow Pages от неминуемой гибели, Ма решил, как это называют в Китае, «придвинуться поближе к большой горе», то есть работать дальше уже совместно с Hangzhou Telecom. Увы, на деле все оказалось не так гладко, как предполагалось, и в 1997 году Джек покинул этот проект. О причинах его ухода из China Yellow Pages ходит много слухов, и он сам еще точно не знает, почему так поступил. Наиболее вероятными причинами являются его сильное чувство индивидуальности и нежелание делить свой успех с кем-то другим. К тому же он уже созрел для того, чтобы подняться на новую ступень бизнеса.
Вскоре после этого Министерство внешних экономических связей и торговли (MOFERT) пригласило его на работу в Пекин. Он согласился и занялся созданием торговых вебсайтов для MOFERT. С 1998 по 1999 год Джек возглавлял ИТ-компанию, основанную Китайским центром международной электронной торговли (CIECC). В офисе площадью 20 квадратных метров его команда трудилась и днем, и ночью, в итоге запустив первый в Китае вебсайт министерского уровня. Казалось бы, карьера Джека складывалась как нельзя лучше, однако реалии работы на правительство его не радовали. В планировании проекта и его осуществлении участвовало слишком много людей, и по ходу дела возникало слишком много неясных моментов. Джеку, не привыкшему трудиться в подчинении, становилось на этой должности все неуютней. Ко всему прочему, ему надоели свойственные бюрократической организации заторможенность и чрезмерная осторожность, которая делала любое движение вперед страшным и трудным. Предчувствие подсказывало Джеку, что звездный час Интернета приближался, и он пропустит его, если продолжит работать в правительстве. Он не хотел упустить главную возможность своей жизни и после долгих размышлений решился вернуться в Ханчжоу.
Правда, нельзя сказать, что работа на государство не принесла Джеку никакой пользы. В том месте он завел полезные связи с сильными мира сего, которые позже сыграли важную роль в жизни Ма и оказали ему содействие в его рискованном деловом начинании. Одним из таких новых знакомых стал основатель Yahoo Джерри Янг. Он поспособствовал тому, чтобы эта компания в 2005 году вложила в Alibaba миллиард долларов, которые были заплачены за ее 40-процентную долю. Полученная от Yahoo инвестиция не только обеспечила Алибабу средствами для реализации ее стратегии международного роста, но и капитализировала эту шестилетнюю компанию до 2,5 миллиардов долларов.
За время неудачного сотрудничества с государственной структурой Ма много узнал про неэффективность правительства и понял, что с ним нельзя иметь дела. В своем интервью Чарли Роузу в Давосе Ма сказал: «Крутите любовь с правительствами, но не вступайте с ними в брак». Например, когда чиновники обратились в Alibaba с просьбой помочь разобраться с постоянными поломками системы продажи железнодорожных билетов, Ма и его молодая команда устранили проблему бесплатно. Ответной любезностью чиновников стало заверение в том, что правительство оставит Алибабу в покое.
В 1999-м году Ма вместе с многочисленными друзьями основал компанию «Alibaba». Перед ней стояла цель создать в Интернете площадку, на которой представители бизнеса могли бы встречаться и заключать сделки. На ранних стадиях становления Алибабы Ма попытался получить средства для ее развития в Кремниевой Долине, - средоточии американских технологических инициатив, - где ему в венчурном финансировании отказали, а предложенную им модель бизнеса раскритиковали как бесприбыльную и неустойчивую, и он вернулся в Китай, не получив денег. Правда, Джеку все же удалось найти капитал для Алибабы в Goldman Sachs и Softbank в размере 5 миллионов и 20 миллионов долларов США соответственно. Благодаря финансовой поддержке размером 25 миллионов долларов его компания получила мощный импульс к дальнейшему росту. В скором времени ее деятельность распространилась примерно на две с половиной сотни стран. Далее Джек постарался расширить свое присутствие в электронном бизнесе, который считал перспективным методом получения прибыли в XXI веке, и запустил много новых проектов, - в том числе Lynx и Ali Mama.
Речной крокодил победил океаническую акулу
В 2003-м году, когда Alibaba все еще не приносила прибыли, Ма и его команда запустили в Сети аукцион, получивший название Taobao.com. Он не взимал комиссионных платежей и посягнул на ту сферу, где уже хозяйничал транснациональный гигант электронной коммерции eBay, успевший захватить львиную долю китайского рынка онлайновых аукционов. Первые товары для реализации через Taobao были предоставлены Джеком и семью сотрудниками компании, каждый из которых попытался найти четыре предмета на продажу. «Первые три дня никто не заходил, чтобы купить, поэтому нам пришлось купить их самим, - сказал Ма на Гонконгской конференции по инвестициям. – Через неделю кто-то зашел, чтобы продать. Все, что они продавали, мы покупали. У нас набралась целая комната мусора».
Со временем Taobao начал доминировать в Интернете как лучший вебсайт электронной торговли и даже привлек внимание eBay, который выразил желание купить эту фирму. Однако Ма отверг идею поглощения его Интернет-аукциона. Твердо решив одержать верх над eBay, Taobao бесплатно обслуживал миллионы онлайновых торговцев, и это оказалось для Alibaba тяжелой финансовой нагрузкой. Чтобы оставаться на плаву, сохраняя при этом не берущую комиссионных платежей торговую площадку, Ма и его команда стали предлагать за небольшую плату периферийные службы поддержки, например электронные страницы для Интернет-коммерсантов. В конечном итоге Ма и его команда захватили рынок Китая меньше, чем за пять лет, и eBay впоследствии ушел оттуда. Джек Ма по этому поводу заметил: «Если eBay – это акулы в океане, то мы [Alibaba и Taobao] – крокодилы в реке Янцзы». На этом Alibaba не остановилась и продолжила свою рыночную экспансию путем роста и поглощения – в частности, были созданы дочерние структуры Tmall и AliExpress. Когда период бума доткомов подошел к концу после 2000-го года, Alibaba столкнулась с серьезными трудностями из-за своего агрессивного расширения на международные рынки, которое Ма признал ошибкой. Он успешно реорганизовал операции компании, в частности, закрыл множество международных ответвлений, и сосредоточился на положении Алибабы в Китае. Впоследствии Ма расширил перечень услуг Alibaba и снова поставил перед ней цель выйти на международный уровень.
В 2014-м году на оказавшемся самым крупным на сегодня первичном публичном размещении акций компании Alibaba, состоявшемся на Нью-Йоркской фондовой бирже, Джек и его команда успешно выручили более 20 миллиардов долларов. Это сделало Алибабу, 15-летнюю фирму, занимающуюся электронной торговлей и зародившуюся за пределами США, одной из наибольших в мире компаний, если судить по ее рыночной капитализации, которая составила приблизительно 200 миллиардов долларов. Верные своей стратегии расширения бизнеса, Ма и его команда превращают холдинг Alibaba в массивный конгломерат путем поглощения множества более мелких компаний, работающих в смежных отраслях, в том числе логистике.
По итогам проведенного в США в 2014 году знаменитого IPO Alibaba Grp. (BABA) состояние Джека Ма оценивается в сумму, заметно превышающую 20 миллиардов долларов. Весомая часть его богатства связана с Alibaba и множеством ее филиалов, купленных Джеком. Компании Алибаба теперь принадлежат полностью или частично студии кинофильмов, венчурные фонды, Yahoo! China, медицинские технологии, Интернет-мессенджеры и голосовые приложения, логистические фирмы, приложения для вызова такси, сайты видеотрансляции, социальные медиа-приложения, Интернет-магазины одежды и т.д. Ма также является партнером-основателем Yunfeng Capital, - венчурной фирмы, которая отделена от Alibaba.
Влиятельный предприниматель, защитник природы и женских прав
Джек – харизматичный, яркий и энергичный лидер, его важная роль в деловом мире была признана разными организациями. Ма был назван одним из наиболее влиятельных людей в мире журналом Time в 2009-м, деловым человеком года изданием Business Week в 2007-м, в 2010-м году он был включен в перечень «48-ми героев благотворительности» изданием Forbes Asia, и был признан одним из тридцати наилучших руководителей изданием Barron’s в 2008-м. Согласно Форбс состояние Джека в 2015 году оценивалось примерно в 27 миллиардов долларов, что делало его самым богатым китайцем.
Он стал объектом критики в 2007-м, когда многие люди со всего мира выступили против того, что фирма Алибаба получала огромные прибыли от продажи через свой портал животных продуктов. В итоге в интересах любителей природы Джек решил отказаться от продажи продуктов переработки акул. Со временем его интересы вышли за пределы бизнеса и распространились на социальные процессы, в первую очередь вопросы охраны природы. С 2010 года Ма состоит в правлении организации The Nature Conservancy in China. Небольшой процент прибыли Алибабы, выражающийся в солидной денежной сумме, направляется на финансирование инициатив по защите природы. Ма считает, что проблемы экологии сегодня приобретают все большую остроту. Вот почему, осторожно выбирая слова, он начал говорить о влиянии на природу китайской экономики, основанной на тяжелой промышленности и производительных отраслях. Он выступает за то, чтобы Китай предпринял усилия по диверсификации своей экономики и уменьшению в ней доли производства.
Джек Ма является активным защитником прав женщин и сторонником их роста как в бизнесе, так и за его пределами. Он сказал: «В Alibaba Grp. приблизительно 47% сотрудников – женщины, что оказалось меньше прежних 51% из-за поглощения других компаний, где преобладали мужчины, и 33% старшего менеджмента Алибабы составляют женщины». Ма гордо сообщает: «У нас много женщин-руководителей, - финансовых директоров, управляющих и так далее».
Джек Ма сегодня присматривается к индустрии банковских и финансовых услуг, где главную роль играет китайское правительство, которое намерена потеснить структура Алибабы под названием Ant Financial Services. С началом работы в 2013 году Yu’E Bao, - связанного с Алибабой фонда, действующего на финансовом рынке, - Ма стал внедрять технологию, способную серьезно встряхнуть сектор финансовых услуг благодаря более высоким процентам по вкладам и большей ликвидности, чем у традиционных банков.
По поводу своих планов на будущее Ма сказал: «До конца моей жизни я хочу заниматься развитием предпринимательства, чтобы помочь многим SME, и я хочу вернуться в школу, потому что я готовился стать школьным учителем. Я занимался бизнесом пятнадцать лет, и я думаю, что большинство из того, что я узнал в бизнес-школе, неверно – я хочу вернуться и поделиться с другими». Сегодня Alibaba работает на самом большом в мире онлайновом и мобильном рынке, преуспевая на самом большом в мире рынке электронной торговли. При этом компания считает, что она еще только в начале пути, хотя уже гордится тем, что множеством нововведений заметно упростила бизнес и смогла изменить привычный образ жизни деловых людей.
Падение капитализации из-за потрясений на китайском рынке
В конце августа 2015 года стоимость акции Алибабы все еще выглядела высокой несмотря на недавние распродажи. Меньше, чем через год после того, как этот китайский веб-гигант осуществил рекордное в истории IPO на 25 миллиардов долларов, его акции упали до уровня, близкого к их первоначальной стоимости в 68 долларов. И хотя опасения по поводу макроэкономики затронули все китайские компании, фирма, основанная Джеком Ма, все еще высоко оценивалась по сравнению с конкурентами. В ноябре 2014 года акция Алибабы стоила примерно 120 долларов. Немногим менее, чем через год, она обрушилась до 65,80 долларов и после рыночного отскока поднялась до 68,59 долларов. В столь резком удешевлении были виноваты стремительное падение китайских бирж и опасения по поводу экономического замедления в Поднебесной. Индекс банка Bank of New York Mellon, вычисляемый для китайских акций, размещенных в США, с начала августа 2015 года ближе к его концу снизился на 16 процентов. Эти депрессивные рыночные явления уменьшили капитализацию Алибабы на 100 миллиардов долларов. Выручка компании за квартал, завершившийся в июне 2015-го года, выросла самым низким темпом за три года. Инвесторы и сотрудники, чьи пакеты акций были заблокированы после публичного размещения, должны были получить возможность начать их продажи в сентябре 2015 года, что оказывало на акцию дополнительное давление.
Но даже при этом фирма, не так давно оцененная в 165 миллиардов долларов, едва ли выглядит дешевой. По оценкам Barclays, оборот торговых платформ компании достигнет показателя в 502 миллиарда долларов за год к марту 2016 года. Допустим, что «доходная доля» Алибабы, то есть ее выручка от рекламы и комиссионных – останется неизменной на уровне 2,5 процента. Применяя прошлогодние значения операционной маржи и налоговой ставки, можно заключить, что торговые сайты Алибабы должны принести прибыль в размере 4,5 миллиарда долларов, что подразумевает ее оценку в более, чем 30-кратный размер доходов. Это значительно больше, чем у китайских конкурентов Алибабы. Например, Tencent, который занимает первое место в области игр и социальных медиа, стоит в 24 раза больше своих доходов, а наилучшая поисковая система Baidu – в 20 раз. Доминирующее положение Алибабы в китайской электронной торговле означает, что эта компания заслуживает нечто вроде надбавки к рейтингу. Однако при всем этом возвращение эйфории, которая охватила рынок после публичного размещения ее акций, выглядит маловероятным.
Новая Великая депрессия не страшна тем, у кого есть большие накопления
Миллиардер Джек Ма считает, что американцам надо перестать так сильно переживать из-за Китая, как они это делают сегодня, и больше думать о своей собственной судьбе. Основатель и председатель совета директоров Алибабы сказал недавно, что большой объем сбережений в его стране и грядущий переход к экономике, настроенной на нужды потребителя, означают, что Китай сможет выдержать глобальную стагнацию. Он предположил, что специалисты по китайской экономике обычно делают свои предсказания неверно. «Вы, американцы, слишком много волнуетесь по поводу китайской экономики, - сказал Ма на ежегодной встрече, проходящей под эгидой Глобальной инициативы Клинтона. – Всякий раз, когда вы считаете, что в Китае проблемы, наши дела идут лучше, но когда у вас появляются большие надежды насчет Китая, в Китае всегда появляются проблемы». Несмотря на широко обсуждаемый внутренний спад Китай обладает качеством, которого нет у Америки, способным провести его экономику через тяжелые времена, - заметил Джек. «Люди говорят: “Да, вы знаете, в экономике дела плохи, поэтому потребление в Китае будет низким”. Нет, все совсем не так, - утверждает Ма. – Вы, американцы, любите тратить завтрашние деньги, и, может быть, деньги других людей… Мы, китайцы, любим экономить деньги».
Ма считает, что китайские потребители входят в число самых бережливых людей в мире. В действительности, Всемирный банк ставит Китай на четвертое место среди стран, где проводились оценки валовых сбережений в процентах от ВВП – с пятьюдесятью процентами в 2013 году Китай оказался позади Кувейта, Бермуды и Китайской собственной особой административной области Макао. В то же время США в 2013 году располагали валовыми сбережениями в размере 18 процентов от ВВП – меньше, чем в Колумбии, и больше, чем в Намибии. «Мы были бедными так много лет: когда мы зарабатывали деньги, то относили их в банки, потому что, однажды, мы знаем, придет беда, и мы сможем потратить деньги, - сказал Ма. – Когда экономика плохая, у нас все еще есть деньги, чтобы тратить – у вас, ребята, возможно нет, вы волнуетесь».
Новые перспективы малого бизнеса
В последние годы китайское правительство помогло поддержать экономику, однако движущая сила в потребительском сегменте скорее исходит от предпринимателей, - считает Ма. «Китайское правительство так сильно в инвестировании, так сильно в экспорте, но они слишком слабы во внутреннем потреблении», - сказал он, добавляя, что сейчас пришло время частного сектора. «За прошедшие 20 лет правительство стало таким сильным, теперь они слабеют: это наша возможность, это наше время для шоу, чтобы увидеть… как мы можем развивать реальное потребление здесь». Некоторые рыночные аналитики выразили сомнения по поводу того, что Пекин сможет безболезненно выйти из этой экономической неразберихи, и не верят, что падение китайского экспорта закончится для государства мягкой посадкой. Со своей стороны Ма заметил, что он видит гораздо лучше обратную сторону этой экономической трансформации. «Когда мы экспортируем, то имеем ужасное небо, у нас ужасная вода, у нас ужасная окружающая среда – когда мы начнем импортировать, мы должны почувствовать себя лучше. Вот почему это все отличная возможность, ребята, будьте счастливы в связи с этим».
Своей задачей Алибаба считает облегчение ведения бизнеса где бы то ни было. Ее основатели верили, что Интернет выровняет игровое поле, давая малому бизнесу возможность расти и конкурировать более эффективно во внутренней и мировой экономике. Алибаба предоставляет технологию и службы, которые позволяют потребителям, продавцам и прочим участникам рыночных отношений заниматься торговлей в особой экосистеме, управляемой таким образом, чтобы всем участникам рынка был открыт путь к процветанию. Успех и быстрый рост компании стали возможны благодаря присущему ей духу предпринимательства, инноваций, а также твердому намерению удовлетворить нужды клиентов. Алибаба стремится построить инфраструктуру торговли будущего. Ее сотрудники каждый день способствуют установлению миллионов контактов, помогая потребителям и продавцам осуществлять сделки друг с другом. С помощью механизма проведения торговых операций и технологии передачи данных Алибаба расширяет возможности производителей и продавцов, что позволяет им совершенствовать деловые схемы. Идеологи фирмы мечтают о том, что ее клиенты будут не только встречаться и работать, но и «жить» в Алибабе, и что она просуществует не менее 102 лет. По той причине, что Алибаба была создана в 1999 году, проработать 102 года означает для нее охватить три столетия и тем самым показать, что она способна выдержать испытание временем. Культура, организация, рабочие модели и системы этой фирмы построены с расчетом на долгосрочную устойчивость.
Работать добросовестно и страстно
Алибаба опирается на систему из шести ценностей, которые имеют основополагающее значение для выбранного ею метода работы, а также ее подхода к найму, оценке и вознаграждению сотрудников. Первой ценностью Алибабы является положение «клиент – прежде всего», означающее, что интересы сообщества покупателей и продавцов должны стоять на первом месте. Второй ценностью является командная работа, которая позволяет обычным людям достигать необычных результатов. Третья ценность – это готовность к переменам. В быстро меняющемся мире сотрудники компании должны быть гибкими, изобретательными и способными легко приспосабливаться к новым деловым условиям для того, чтобы удержаться на плаву. Следующей ценностью компании является честность, она ожидает от своих сотрудников, что те будут придерживаться наивысших стандартов честности и выполнять свои обязательства. Далее в моральном кодексе Алибабы значится страсть, компания хочет от своих сотрудников, чтобы те подходили к решению любого вопроса «с огнем в животе» и никогда не сдавались, делая то, в правоту чего они верят. Не исключено, что эта установка появилась в корпоративном манифесте потому, что любимым киногероем Джека Ма является Форрест Гамп, в котором китайский миллиардер высоко ценит готовность упрямо противостоять всевозможным жизненным невзгодам. Наконец, шестой ценностью Алибабы является ответственность. Ее работники, которые проявляют настойчивость и превосходно справляются со своими обязанностями, щедро вознаграждаются. Ничто не должно восприниматься легкомысленно, поэтому сотрудникам следует «трудиться счастливо и жить серьезно».
По мнению компании, понимать возможности Алибабы значит понимать Китай. Доступ к Интернету, растущие доходы и сильно фрагментированный розничный сбыт сделали электронную коммерцию важнейшей частью жизни китайского среднего класса. Для его представителей электронная торговля является синонимом Алибабы. С момента запуска своего первого вебсайта, помогающего маленьким китайским экспортерам, производителям и предпринимателям продавать товары в другие страны, Alibaba Group выросла в мирового лидера онлайновой и мобильной торговли. Сегодня Алибаба и связанные с ней фирмы работают на оптовом и розничном рынках, а также оказывают во Всемирной паутине рекламные и маркетинговые услуги, проводят электронную оплату, предлагают сетевые, мобильные и облачные компьютерные решения.
«Я обнаружил, что, когда человек, делающий ошибку или терпящий неудачу, всегда жалуется или винит других, такой человек никогда не выйдет из полосы неудач. Но если человек ищет причину внутри себя, у него есть надежда»
Последнее редактирование модератором: