Уходящий год был не самым удачным для IPO высокотехнологических компаний. Однако некоторым игрокам удалось привлечь внимание Уолл-стрит и провести первичное размещение весьма успешно.
Наблюдая за отсутствием громких IPO, финансовые аналитики сделали вывод об окончании эры "единорогов" (так в Кремниевой долине называют технологические компании, которые добились оценки более $1 млрд без выхода на биржу) и дали неутешительные прогнозы для интернет-компаний, готовящихся к размещению в будущем.
Стартап по электронным платежам Square, созданный основателем и гендиректором Twitter Джеком Дорси, провел первичное публичное размещение акций (тикер SQ) на Нью-Йоркской фондовой бирже 19 ноября 2015 года.
Цена размещения составила $9 за акцию(при том что открытие торгов началось по цене $11,20 за акцию), что ниже ожидаемого диапазона в $11—13 и значительно ниже цены в $15,46, которую прошлой осенью заплатили инвесторы последнего раунда, включая J.P. Morgan.
В ходе IPO Square привлекла $243 млн (на $80 млн ниже, чем ожидалось), сумев реализовать 27 млн акций. Таким образом, рыночная капитализация компании составила всего $2,9 млрд, в то время как ранее частные инвесторы оценили ее в $6 млрд.
"Сделка отражает изменение отношения инвесторов к таким компаниям, – комментирует Джереми Эйбелсон, управляющий инвестициями фонда Irving Investors. – Эти компании тратят значительные ресурсы, стараясь нарастить доход, но с прибыльностью у них пока дела обстоят плохо".
Некоторые из поздних частных инвесторов Square защитили свои интересы с помощью схемы, получившей название ratchet ("храповик"). Если цена размещения оказывается ниже оговоренного минимума (в случае со Square порог был $18,56), то инвесторы получают недостающую сумму в виде дополнительных акций. В данном случае такими инвесторами стали по меньшей мере два банка, участвовавших в IPO: JPMorgan и Goldman Sachs. Соглашение стоило компании около $93 млн, или 10 млн акций.
Технологический стартап «за миллиард» еще пять-десять лет назад был явлением нетипичным.
Успех проекта Дорси на бирже может подтолкнуть к первичному размещению акций и другие стартапы стоимостью в районе одного миллиарда долларов, прогнозируют аналитики. Также это могло бы послужить доказательством конкурентоспособности компаний из области финансовых технологий, которые могут изменить банковскую индустрию.
Основной продукт Square — маленькое устройство, устанавливаемое на смартфоны и работающее как считыватель кредитных и дебетовых карт. Оно предназначено для частных предпринимателей и малого бизнеса, чтобы помочь им освоиться на рынке мобильных платежей. Устройство было выпущено в 2010 году.
По материалам www.vestifinance.ru