Вопрос в подзаголовке: мол почему нефти много, а бензин дороговат, был задан президенту РФ Путину В.В. во время его посещения Лебединского ГОКа в июле этого года и задал его работник этого предприятия по имени Денис Азинов. Ответ был в духе того, что в России сейчас бензин дешевле, чем в соседних странах и поэтому чтобы его не увозили бы к соседям, то и цены на него слишком сильно опускать у нас не стоит - и так мол целый поток бензина от нас туда сейчас идёт.
Тогда, давайте начнём с цен. Самый дешевый в мире бензин сейчас пока еще продается в Венесуэле - 1 американский цент за литр. На АЗС Саудовской Аравии можно заправится, оплачивая 24 центами каждый литр. Чуть выше стоит бензин в Туркмении (но, кстати, бесплатные литры там уже отменили - поскольку их экономика находится в загоне), а также в Алжире и Кувейте. Россия стоит где-то в середине этого списка - 70 центов за литр, кстати, в США чуть ниже - 67 центов, однако доходы населения там выше, чем у нас, а значит и бензин не так дорог. В странах Западной Европы, бензин по нашим меркам дорогой - от $1,4/литр.
Другими словами, везти бензин в ту же Западную Европу невыгодно экономически - так, а куда тогда его везут? Ведь президент сказал именно об этом - что увозят к соседям. Итак, вот ниже страны, с которыми мы имеем общую (читай открытую) границу. Белоруссия - 66 центов за литр. Казахстан - 48 центов за литр. То есть дешевле, чем у нас и по-любому - везти невыгодно. Далее, например, с Киргизией мы не имеем общей границы - там 60 центов /л. Наконец, Армения - $1/л, однако, это не страна-сосед для нас.[BR][BR]В Украине сейчас литр бензина стоит 91 цент, у прибалтов начинается от $ 1,2 /л. Китай - 93 цента/л. У монголов дешевле чем у нас (63 цента/л), однако, снова - чтобы вывезти туда большой объем бензина, надо оформить целую кучу таможенных документов и уплатить пошлину, все равно тогда по уже повышенной цене везти к монголам невыгодно. Остались ЛНР и ДНР - с ними у нас общая граница, т.к. они наши соседи. Поток бензина туда идёт - никто не опровергает, но в рамках России, им просто невозможно установить "уровень" стоимости бензина для нас - у них масштабы не те.
Между тем, даже если бы в реальности к "соседям" шел целый поток нашего бензина, то убытки были бы лишь на бумаге, а по факту российский бюджет получил выплаты НДС и акцизы, а наш бизнес - свою прибыль.
Так а кому в России нужны такие цены на бензин как сейчас?
Если отвечать кратко на этот вопрос выше, то российскому бюджету. Надо же откуда дополнительные деньги брать в условиях те же санкций и продолжающегося экономического кризиса в РФ, ну вот и берут - из всё же завышенных цен на бензин для своих автомобилистов. Сейчас в структуре цены на бензин налоги государства занимают 30% и это довольно много - выше только у алкоголя и сигарет, то есть государство желает заработать на этом свою "лишнюю копейку" и понятно, что делает оно это в основном для того, чтобы например, потом спокойно нас же успокаивать - а вон же, бюджетники из этих налогов получают свои зарплаты? Получают, кто спорит, однако, здесь суть одна - из одного кармана (автомобилистов) забираем и в другой карман (тех же бюджетников) перекладываем эти дополнительные доходы в бюджет от завышенных цен на бензин. Хотя справедливости ради надо отметить, что рост стоимости бензина за последние лет 15 всегда идёт практически вровень (и даже чуть ниже) роста уровня инфляции, т.е. сверхдоходами тут не пахнет - как говорится: и за это хоть спасибо верхам.
Так всё же какой должен был быть правильный ответ Путина В.В. на вопрос работника ГОКа Азинова Д.?
Всё зависит от курса рубля против доллара США. Нефть на мировом рынке считается в долларах, а бензин у нас в рублях. Действительно, цена на бензин в РФ снижается вместе с ценой на нефть в мире, если считать на доллары США, однако для автомобилистов это не заметно, поскольку падения цен на нефть в мире компенсируется падением рубля против доллара США у нас на бирже.
А сможет ли государство снизить цены на бензин? - это вопрос, который мог задать Денис Азинов следующим, ответь ему Путин тогда "по-научному", а не про стран-соседей. Ответ: да, сделать оно это сейчас в состоянии. Процентов на 15 с нынешней цены точно. Единственно незадача - надо будет чем-то тогда заместить выпадающие доходы российского бюджета, которые по данным на 2016 год составляли 40 млрд рублей в федеральном бюджете и 400 млрд рублей в региональных бюджетах нашей страны. Если утрированно, то нужно тогда вместо "кармана автомобилиста", искать чей-то другой карман. Есть желающие?
Специально для MMGP.COM
https://text.ru/antiplagiat/597b1d4fad89b